Бабье лето звёзд - Виктория Токарева

Анжелика Миллер
«Бабье лето» — авторский проект Сергея Майорова, известного журналиста, многократного лауреата Российской национальной телевизионной премии Тэфи и фотохудожника Аслана Ахмадова. 20 потрясающих актрис и красивейших женщин отечественного кино, среди которых Людмила Гурченко, Вера Васильева, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Ирина Скобцева, Элина Быстрицкая, Ада Роговцева, Инна Макарова, Ольга Аросева, Римма Маркова, Зинаида Кириенко, Ирина Мирошниченко, Людмила Хитяева, Тамара Семина, Ирина Печерникова, Лариса Лужина, Татьяна Конюхова, Ольга Волкова, Наталья Варлей, Евгения Уралова, Татьяна Васильева, Светлана Светличная, Ирина Алферова расскажут о любви, личных драмах, закулисных интригах, об успехе и уходящей эпохе. Глядя на них, понимаешь, что время не властно над талантом — несмотря на возраст, эти актрисы так же прекрасны и интересны в пору «бабьего лета», как и в молодости. Бабье лето, если верить словарям, это период по-летнему теплой и сухой погоды в преддверии осени, наступает после значительного похолодания и сопровождается вторичным цветением. В культурах разных стран этот период называют по-разному: «цыганским летом» в Болгарии и Македонии, «летом Святого Мартина» в Италии, «летом Святого Дени» или «индийским летом» во Франции. А народные предания гласят, что название это связано с периодом в жизни женщины, когда она может отдохнуть от летних трудов и забот, расслабиться и насладиться последними ласковыми солнечными лучами. Есть такая пора и в жизни каждой женщины. Пора, когда уже не надо спешить, не надо бояться упустить что-то, а можно просто отдыхать и размышлять.
«Бабье лето» — истории кинобогинь. Их именами можно назвать целые эпохи. Они создали незабываемые яркие, полные трагизма и жизненной правды, юмора и света образы в кино и на сцене. Но, будучи великими актрисами, они стали и великими женщинами. Женщинами, готовыми пленять сердца мужчин, женщинами, способными дарить надежду, женщинами, познающими счастье материнства и боль утраты. Они блистали на публике как звезды и плакали в подушку как самые обычные женщины.

ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА

  Началось всё с того, что я узнала интересную новость: новое произведение Виктории Токаревой, которое я ещё не успела прочитать «Дерево на крыше» - автобиографическое. То есть, о ней самой. Правда, в главной роли – её «соперница-разлучница», а сама она – Лена. И вот я зашла в Википедию ( это свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый, и сейчас в ней около 1 161 195 статей на русском языке), и ужаснулась. На меня смотрела толстая страшная Баба Яга. Пальцы как сардельки, два подбородка, щёки едва помещаются на фотографии, а взгляд безумный, жуткий, безжалостный, как у Фрекен Бок, когда она кричала, размахивая пылесосом. И мне, помню, подумалось тогда: «Вот это месть!» Я про фотографию.
  С детства обожаю кино. Это обожание мне передалось по генам. Мама и папа слыли неисправимыми киноманами. Не пропускали ни одной новой киноленты в кинотеатре. А самый любимый кинотеатр «Аврора», стоял немного во дворах, за огромным зданием городского ЦУМа. Как сейчас помню, крик с улицы: «Све-та!» Мама высовывается в форточку или выскакивает на балкон и в ответ: «Что, Толик?» «Спускайся! Мы опаздываем!» Мама всё бросает, неважно насколько это важно: выключает утюг, останавливает стиральную машинку, если мыла пол – ведро так и стоит до вечера посредине зала, если жарила, варила – всё вырубается, и пока горит спичка (если её поджечь!) одевается. Пулей вылетает из квартиры. На ходу кричит мне, что сделать до её прихода. Пятый этаж. Нужно заметить, что в кино родители всегда опаздывали. Но возвращались довольные и счастливые. Как обкуренные. Хотя в нашей семье никто не пил и не курил. До третьего колена. Никто.
  Когда мы всей семьёй смотрели какую-нибудь киноленту по телевизору, папа всегда спрашивал: «Кто это?» «Тихонов!» - отвечала я. «А это кто!» «Не знаю…» «Как тебе не стыдно! Это же Фрунзе Мкртчян. Правда, выговорить трудно, 5 согласных подряд, но знать надо».
  Первый раз я смотрела фильм «Мимино» - меня держали семеро, а я смеялась. С повестью Токаревой «Неромантичный человек» я познакомилась быстрее, чем с фильмом «Шла собака по роялю». Соседи вешались, стуча нам в потолок. Три часа ночи, а я ржу как лошадь. В детстве я не знала, что сценарии к фильмам «Джентльмены удачи», «Сто грамм для храбрости», «Талисман», «Ты есть» написаны тоже Токаревой. Всего 14 сценариев. Я вообще не знала Токареву. Иногда она мне попадалась под руку, я проглатывала её драму в один присест, но имя Токаревой отложилось в памяти не сразу. Это были 80-ые годы, а мне – всего 10 лет.
  Сегодня я увидела Викторию Токареву, что называется, вживую. Она давала интервью Сергею Майорову. Она поразила меня своим высказыванием: «Женщины, у которых не сложилась жизнь, все очень любят меня читать. А так как жизнь не сложилась у 99% женщин, даже те, которые замужем, и даже те, которые за олигархами, - у них тоже не сложилась. Поэтому меня читают все женщины». Я смотрела на неё и поражалась – где ты, моя самая необыкновенная женщина? Во что ты превратилась?
  Виктория Самойловна Токарева родилась в 1937 году, в Ленинграде, в семье инженера. На самом деле «Токарева» - это фамилия мужа. Надо же! О своей девичьей фамилии она расскажет сама. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей: в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, и ей пришлось получать музыкальное образование, четыре года учась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище (окончила в 1958 году), а затем — в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Её рассказ «Сказать-не сказать» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Неделю я ходила как в тумане. Переживала.
  После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу, позже работала редактором на киностудии «Мосфильм». В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году. Наверное, странно быть женщине сценаристом, как, впрочим, и режиссёром. Но женщины-космонавты ведь есть? И женщины-физики.
  На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая гвардия»). В 1971 году её приняли в Союз писателей СССР. Я в этот год только родилась. А у неё  началось самое интересное в жизни: признание таланта, поклонники, творческие встречи, командировки. Мы тогда выписывали журнвал «Юность» и «Новый мир», там я и натыкалась то на Токареву с драмой, то на Друнину с воспоминанями о войне. Благодаря журналу «Юность», а до 1991 года журнал являлся органом Союза писателей СССР, я знала творчество многих известных писателей и поэтов: Роберта Рождественского, к примеру, Беллы Ахмадулиной, Вознесенского, Окуджавы, Риммы Казаковой, Дины Рубиной, Александра Иванова, Кира Булычева и др. Главные редакторы журнала – достаточно известные фамилии – Катаев, Полевой, Дементьев. Сейчас (с 2007 года) – Валерий Дударев.
  Виктория  Токарева живёт и продолжает работать в Москве. Её работы переведены на английский, немецкий и датский языки. У Токаревой есть муж и дочь Наталья. Но об этом позже. Она сама расскажет. Или Сергей Майоров: «Муж Виктории Самойловны – бывший инженер, бывает в доме наездами и в дела супруги не вмешивается. Режим строгий – ни дня без строчки. Печатает на печатной машинке». Токарева саркастически улыбается (вероятно, оператору) и комментирует: «Между человеком и космосом не должно быть никакой железяки. Компьютер – магнитная железяка. Темя человека – канал, направленный на связь с космосом. У творцов этот канал никогда не закрывается. Анатолий Ким сказал, что последний роман он писал на компьютере, поэтому роман получился пресный, неинтересный. А те предыдущие – от руки. То есть писать на компьютере, это всё равно, что совокупляться с презервативом.
Теперь о фамилии, как я и обещала: «Виктория меняет свою девичью фамилию Зильберштейн на фамилию мужа – Токарева. Причины в общем-то ясны. Также в её жизни происходят другие серьёзные замены: она меняет вторую столицу на первую. А музыку – на литературу.

Виктория кокетничает, хотя мимикой не выдаёт себя: «Я была очень хорошенькой. Очень нравилась мальчикам. А они нравились мне. Я вообще без любви жить не могла ни одного дня. Но замуж вышла за Москвича в Лениграде. Он был стиляга. Такие глаза. Мы мало хороводились, месяца три. В Москве началась моя новая жизнь. Георгию Данелию было 36, мне 29. Мне кажется, что все люди в молодости – самые талантливые, потому что аккумулятор заряжен. В молодости я была очень талантлива. И я не преувеличиваю. Моя фраза «пошёл дождь, в луже вскипали водяные человечки» потрясла моего «мастера» не на шутку, и он так посмотрел. Знаете, это большее счастье, работать с большим талантом. Когда человек талантлив – он как театр. Он интересен каждую минуту…»

Сергей Майоров за кадром: «26 лет выживали под одной крышей два талантливых, но абсолютно не подходящие друг другу, человека: режиссёр Данелия и актриса Любовь Соколова. Жена старше мужа на 10 лет – приговор для гражданского брака. Они не сошлись во времени. Жили в параллельных мирах. Вопреки всем мыслимым законам эти миры пересеклись. Был общий сын. Соколова попала в книгу рекордов Гиннеса, как самая снимаемая актриса в мире. На её счету 389 фильмов. И только в трёх фильмах снялась она у своего мужа Данелия.
Токарева комментирует: «Если бы Данелия был водопроводчик, пришёл, починил кран и ушёл, я бы не обратила на него внимания. Но он был талант. Мы жили на одной вибрации. Для меня никогда нет никаких неожиданностей. Когда происходит успех, мне кажется, так и должно было быть».

  Токарева показывает фотографию, где ей 40 лет, и она – с ним. Это единственное, что осталось в память о нём, где они вместе. Это единственное напоминание о том времени, когда-то она, в любовном порыве, была готова бросить свою семью. Любить сердцем, а поступать по разуму. За мужа выходила по страсти, а оказалась – по расчёту. «Ни один муж не стал бы меня терпеть, - говорит Токарева, - у меня нет приоритета в браке. Женщина должна восходить к мужу как к Божеству. Для меня же муж – не божество. Для меня профессия – божество. У меня есть дочь. Только для дочери мне нужен был муж. Мне кажется, вернее, я уверена, что отец или дедушка должен обязательно родной. Чужой не имеет права дать даже затрещину. Не имеет права воспитывать».
  Токарева, известие о распаде брака дочери, встретила без истерик. Ей было 16, ему 19. 23 года не расставались. Любовью не поруководишь. Она приходит, а потом смотришь – она ушла. Обоим захотелось другой участи. Моя дочь – партизан.
Валерий Тодоровский от первого брака с Викторией Токаревой имеет сына и дочь Екатерину. Все получили харизму и породу. Токарева рассказывает: «Я посеяла сад или огород. Хочу, чтобы им досталось литературное наследство. Жванецкий сказал, как страшно умирать, когда ты ничего не оставляешь своим детям. И это один из смыслов жизни. Пусть прозаический. Очень трудно человеку начинать с нуля.
Брак и любовь –  работа и задача. Любовь проходит.  Брак остаётся. Вспоминаю. Есть выражение – служебный роман. Наш роман с Данелия  не мог перерасти ни во что другое. Жёны алкоголиков, когда из обследовали, из ста – все 100 были больны. Бедная жена. Когда Данелия находился в запое, он был неузнаваем. Два разных человека. После «Осеннего марафона» Данелия чуть не погиб во время операции. Потом он расстался со своей женой Соколовой. Перестал соавторствовать с В. Токаревой, звонить ей, и женился на режиссере Галине Юрковой. Сын Данелии и Соколовой погибает. Соколова не дожила до 80 лет один месяц. В последнем интервью – ни слова о сопернице Виктории Токаревой. Но Токарева написала «Дерево на крыше», где Соколова – главная героиня, Вера. Токарева: «С годами  всё  портится, человек портится,  характер портится, никакой красоты не приходит. Природа запрограммировала человека до 120 лет. Завязка, кульминация и развязка. И это надо понимать. А может там лучше в 100 раз? Это я сама себя часто спрашиваю. Старость – единственная альтернатива смерти. Либо постареть, либо умереть. Возраст – тормозной путь молодости. В детстве я мечтала стать врачом. Все болезни от нервов. Главное – выговориться и быть понятой. Я читаю медицинские учебники как художественную литературу. Это очень похоже. Что ещё сказать ко всему? Влюблённость – это лихорадка. Любовь – хроническое тяжёлое заболевание, продолжительное. Это всё».

                9.11.2014, Мари Шансон