Неуправляемый Rudderless

Виктор Венеров
Так выходит, что Уильям Х. Мэйси любит и сценарии писать и в фильмах сниматься, причем делать он может это в двойном качестве. «Дверь в дверь», «Вне подозрений» и сериал «Бесстыдники» именно те ленты, для которых Мэйси и пишет, и играет. В своей новой, дебютной, режиссерской работе - «Неуправляемый», Мэйси сыграл роль святой троицы (режиссер-актер-сценарист). Получилось ли? Давайте попробуем разобраться.

Джош Менинг записывал рок балладу у себя в комнате, в университетском общежитии, но его прервал какой-то мудак; зашел к нему без стука и Джош так и не закончил, остановился на крайней ноте.

Чуть позже Джошу позвонил отец и предложил прогулять пару, ведь Сэм заключил выгодную сделку и хотел отпраздновать событие вместе с сыном. И Джош спросил: «А как же свобода выбора?» и отец ответил: «Это миф». После Джош пошел и убил шесть человек.

Сэма тоже не стало, спустя два года из успешного дельца он превратился в небритого мужика в джинсах, заляпанных краской. Хотя постойте, он всегда носил эти джинсы, жил на яхте, красил дома, ссал в озеро и никогда не писал песен. Сэм не играл на гитаре, а его сын не убил себя следом за шестью своими жертвами. Люди никогда не писали на могиле его сына «Гори в аду!», это не из его жизни.

И вот однажды, какая-то женщина привозит ему вещи, гитары, усилитель «Marshall», cd-диски и говорит: имей силы признать, что ты прячешься.
У Сэма нет места на яхте, чтобы сложить вещи своего сына, и он грузит их в мусорный ящик. В процессе этого дела Сэм натыкается на тетрадь, открывает, читает и забирает ее вместе сd-болванками и акустической гитарой.

Вооруженная нация, периодически отстреливающая сама себя, для них этот фильм беспощаден, в Америке он с треском провалился в прокате. Нет, людям бог не нужен, они забыли все его инструкции, они не желают прощать.

Сэм включил первый попавшийся диск и принялся подбирать аккорды, тестировать свой голос в разных тональностях в надежде, что его голос зазвучит. Теперь он точно знал: его голос должен зазвучать, он просто обязан показать людям кем на самом деле был Джош Менинг; этот милый убийца  записывал слова и музыку, потому что видел свое будущее, но что-то пошло не так. Такие слова и аккорды не создают ради облегчения, это творческая попытка выйти в мир со своей ношей, вынести ее на руках, показать и признаться.  Все бы хорошо, но этой музыке не следовало звучать, голос убийцы не может обрести новую жизнь и силу.

Это социальная драма, в которой музыкальная составляющая играет не последнюю роль, один из тех фильмов, где значение диалога утопает перед глубиной музыкальной композиции; где песня это - эмоциональный мост между отцом и сыном и то, что сын прервал перед свой смертью заканчивает его отец. Это попытка длить оборванную жизнь, прокричать о своей боли в микрофон и может быть попросить прощения.

Каждый убийца чей-то сын, и далеко не каждый убийца был пустым местом. Никто не задается вопросом, какова цена жизни жертвы, он очевиден, вся соль в том, что они были молоды и полны надежд. А если убит убийца, почему никого не волнует, кем мог бы стать он? Но вот что остается над всем этим: дух музыки звуковыми волнами продирается через толпу людей в баре и не оставляет им шанса сомневаться - эта музыка чудесна и полна раскаяния, это даже не слова, не звуки, не мимика и не моторика рук, это сама суть, которая просто пришла и поселилась в голове.

В фильме есть ключевой персонаж – Квентин, он уговаривает Сэма собрать группу. Квентин верит в успех, а Сэм смотрит на Квентина, но перед глазами стоит образ его сына, он увлекается образом и разрешает себе играть эту музыку. Моральная сторона дела его больше не волнует.

Оказывается, плохие люди бывают плохи далеко не во всем, нельзя забывать, что за каждым человеком имеется жизнь, о которой мы, сторонние наблюдатели, ничего не знаем.

Иногда просто хочется плюнуть на борьбу со своим телом и разумом, ты таскаешь себя из одного конца города в другой, но зачем? Где все эти странные надежды на лучшее будущее, ты превращаешься в непонятого человека, когда имеешь то, чего нет у других и все же не доволен и не можешь справиться с отчаянной мыслью: все-таки я один?

Это фильм о том, как отец и сын стали тождественны в одном теле, о том, как нужно правильно перенимать эмоциональный опыт другого человека.  Фильм простой как будничный день: никаких сюжетных путаниц, загадок, спецэффектов, местами он напоминает легкий кураж и отрыв в чистом виде, в фильме есть ощутимое дыхание свободы, полное отсутствие политического контекста и модных шуток про геев. Вас не дурят, не сбивают с толку, не шокируют и не унижают, вам просто рассказывают хорошую историю, одетую в теплый видеоряд; сочетание щемящей семейный драмы с добротным любительским рок концертом - вот каков «Неуправляемый».