Из книги предсказаний прошлого. О поиске истины

Александр Тимченко
Мысли, слова, истина и вера. Где найти слова, чтобы выразить мысли! Где взять мысли, чтобы облечь в слова. Противоречие между  мыслью и словом самое разрушительное самое опасное в обществе. Есть Слово, чтобы выразить мысль и  есть Слово, чтобы скрыть мысль. Бывает, что молчание красноречивее слова, бывает, что слово тождественно молчанию.
Слова Политика и слова Учителя – в чем различие? Политик словом обращает в веру. Учитель словом раскрывает истину. Между ними бездна.
Вера – суррогат истины, её тень. В тени истины легко творить темные дела. Чем возвышенней истина, тем большую тень она отбрасывает. Иногда в тени истины веками живут целые народы. Вера – самый простой, но иррациональный, выход из лабиринта жизни. Геометрически объяснимо: стандартный поиск выхода из лабиринта – это движение влево, вправо, вперед, назад в двумерном пространстве. Вера – это выход из лабиринта по вертикали (вверх). Нести веру и верить – не одно и тоже. Скорее наоборот.  Все необъяснимое подталкивает к вере. Вера истолковывает, а не объясняет. Непознанное и необъяснимое – питательная среда веры. Где бессилен человеческий опыт и разум там произрастает дерево  веры. Самым могучим исполинам веры – христианству, мусульманству и буддизму уже далеко за тысячу лет. И это вполне объяснимо. Эти религии возникли и быстро распространялись в то время, когда человечество еще не могло объяснить на научной основе большинство явлений окружающего мира. Однако оно было уже на том уровне общественной организации и обладало таким инструментарием, которые позволяли создавать и широко тиражировать все необходимые атрибуты веры (строительство храмов, написание систематизированных религиозных текстов, наконец, их распространение в книжной форме).  Земля, солнце, вселенная, жизнь, многообразие ее форм, человек, его происхождение, физиология, смерть – все это и многое другое не могло быть объяснено с помощью накопленного опыта и научных знаний того времени. И здесь торжествовала вера. Всё необъясненное наукой возводилось в ранг сверхъестественного, происхождение и природа которого объяснялась созидательной деятельностью Творца. Происхождение самого Творца в лучшем случае мифологизировалось, но не опиралось на систему фактов.
Сегодняшняя наука способна объяснить почти все, а результаты научного познания мира поражают. Пройдет совсем немного времени и единственным вопросом, на который не сможет ответить наука, будет вопрос о первопричине всего сущего. Другими словами, устройство мира будет понятно, но останется невыясненным вопрос, как он  был создан.   И это последний рубеж Веры. Но ведь ответ на этот вопрос стоит всего остального!
К знанию, как правило, идут в одиночку. А для веры всегда нужны  по крайней мере, двое. Первый – «очевидец» чудесных явлений, второй – уверовавший его словам о чудесах.  Любому третьему поверить уже куда легче, ведь он не одинок! Убедить толпу – задача посильная студенту психологу. Интересен вопрос – не заблуждался ли первый, поведавший о чудесах? Ведь, как часто мы верим только из уважения к человеку. Еще острее вопрос: а верит ли он сам в то, о чем говорит и так ли это необходимо?
Парадокс состоит в том, что  вера по-настоящему нужна или очень сильным,  или очень слабым. Потребность в вере тяготеет к крайностям. Для сильного вера – это и инструмент, и опора и оправдание своего пути наверх. Для слабого – способ, выступ, за который можно ухватиться, чтобы не сорваться в пропасть, то есть вниз.