К истории нашего первоначального накопления

Алексей Ратушный
Во время войны компроматов вбрасываются материалы о роскоши и поражающих воображение излишествах в жизни знати.

Но всё познаётся в сравнении.

Совершим экскурс в нашу историю.

На берегу Невы стоит рядом со зданием Госуниверситета аккуратный домик князя Меньшикова. Домик Меньшикова расположен в самом центре современного Санкт-Петербурга. Иногда этот скромный домик именуют Дворцом.

Вот что сообщает о нём Википедия:

"Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джиованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шеделя. K 1714 годубольшинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь остров от Большой до Малой Невы. На ее территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Петр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталией Алексеевной) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским."

Теперь сравним любое поместье нынешних владельцев жизни с этим скромным особнячком князя, не забывая о его местоположении. Понятно, что сравнивать очень трудно. Но всё же сделаем над собой усилие. Не забудем, что кроме светлейшего князя у Петра была ещё целая когорта сподвижников и полководцев, имена некоторых увековечены Александром Сергеевичем в поэме "Полтава".

Понятно, что не все сиятельные особы при Петре смогли так отстроиться, как светлейший. Когда началось возведение Зимнего Дворца - это уже столетием позже! - стройка шла ни шатко, ни валко. Однажды дошло до того, что при инспекции лично государем в здании рухнула крыша над залом, который царь только что миновал. (Интересно, что сейчас за время тяжбы Березовского и Абрамовича в Лондоне западный мир усвоил одно новое слово - kryshа!!!)

Но, как сообщает нам в "Крымской войне" Евгений Тарле "параллельно вокруг Петербурга подрастал ряд дворцов удивительно напоминавших Зимний" и материалами, и формами - это не цитата, а передача общего смысла по памяти.

Сравнение нынешних апартаментов с дворцами того посева навевает мысли довольно крамольные. Вспоминаю, как в Малых Карелах - музей деревянного зодчества под открытым небом под Архангельском - я впервые увидел "дом бедного крестьянина семнадцатого века". Не скрою, мне очень захотелось превратиться в бедного крестьянина семнадцатого века. Ничего себе домик! Вот и при сравнении нынешних "дворцов" с дворцами периода отстройки Зимнего Сарая понимаешь - обнищал народ! Смотреть не на что. Поэтому, когда мне описывают "хоромы" крутых, я стараюсь не вдаваться в ненужные мне детали. До домика Меньшикова им всем далеко и в прямом, и в переносном смысле.

Но наступают, наконец, вечерняя тишина и за ней ночь. Она тиха. Усталый обладатель нового особняка отдыхает. Представим себе в такую минуту отдыхающего светлейшего.

Вот он погрузился в кресло и задремал. Позади крики, вопли, шум сражения, когда реальное ядро реально может оторвать голову. Позади потоки крови винных и невинных. Князь спит. Впереди десятки тысяч больших и маленьких князей будут вот также дремать в своих больших и маленьких дворцах, погибать лепо или нелепо... Невиданные князем экипажи понесут новоиспеченных владык в заповеданные дали... Сойдутся в непонятных схватках какие-то странные люди со странным оружием. А потом главным оружием станут перо и бумага. И уж на совсем фантастических миражах, возникающих на поверхности вертикальных водоёмов начнут проступать слова "преступник!" "окаянный"

Не будем прерывать дивное видение отдыхающего князя. Вернемся к нашим экранам и экранчикам.

Реальные люди ведут реальную борьбу за право посидеть в своем дворце у своего камина и покормить своей изысканной едой свою многочисленную челядь.

Вот и вся "политика  и экономика"?

Обычная междоусобица.

Междоусобицы раньше обычно заканчивались тем, что к власти пробивался безжалостный деспот, который рисовал новую реальность кровью реальности прежней.

Напротив дома Меньшикова, через Неву, располагается Исакиевский Собор. На фронтоне со стороны главпочтамта изображены Христос и ползущие к нему с двух сторон рабы Божьи. Мужчины и женщины, знатные и не очень. Они тянут руки к его Престолу, пытаются дотронуться до него.

Всё преходяще. Пройдёт и это. Наступит другое время других людей. Ничего не изменится в одном. Всё также кто-то будет купаться в роскоши, а кто-то гнить под забором. Каждому предначертано своё. В труде люди будут добывать свой хлеб. И женщины будут рожать детей и молиться за них. Спустя сто лет все эти гонки и взаимные обвинения покажутся такими ничтожными, такими мелкими.

Да и кто вспомнит о них?