Песни дорог войны. Сибирь поднебесная

Владимир Калабухов
                ИСТОРИИ СТАРИННЫХ ПЕСЕН «СИБИРЬ ПОДНЕБЕСНАЯ»

                «…Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
                После боя сердце просит музыки вдвойне!»

                Поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач,
                автор многих популярных песен

     В годы Великой Отечественной войны её участники во время затишья пели разные фронтовые песни. В том числе много старинных, дореволюционных (до 1917 года), имевших авторов или народных и с народной же, как правило, музыкой. С подобными репертуарами к ним приезжали и концертные бригады. Так, в программе Лидии Андреевны Руслановой (1900 – 1973), например, были известные русские песни:
 
     «Ах ты, степь широкая»,
     «Валенки»,
     «Глухой, неведомой тайгою»,
     «Живет моя красотка»,
     «Липа вековая»,
     «Меж крутых бережков»,
     «Окрасился месяц багрянцем»,
     «Очаровательные глазки»,
     «По диким степям Забайкалья»,
     «Степь да степь кругом»,
     «Шумел, горел пожар московский»,
и многие другие.

     Песни «Глухой, неведомой тайгою», «По диким степям Забайкалья» из репертуара Руслановой, а также песню «Славное море – священный Байкал», которую любили петь фронтовики, объединяет их тематика. Назовём её – «Сибирь поднебесная» и расскажем об историях этих песен.

     Столетиями просторы восточной России, что расположены от Уральского хребта до Камчатки, Чукотки и даже до Аляски, царствующие династии пытались заселить народом, чтобы освоить и пустить в дело все несметные богатства недр, тайги, тундры и океанов. Что-то удавалось сделать, что-то – нет. Дошло даже до продажи Аляски Североамериканским Соединённым Штатам в 1867 году за 7,2 миллиона долларов…

     Суровый климат богатейшей разными ресурсами Сибири – а ею в народе часто называют всю азиатскую часть страны, редко привлекал сюда переселенцев-добровольцев. Малочисленные народы заполярной тундры, занятые охотой, рыболовством да содержанием оленьих стад, жили, как правило, сами по себе. Конечно, в порядке обмена товарами, они получали с материка всё самое необходимое. Таким же образом жили и сегодня ещё кое-где живут обитатели редких таёжных поселений. В их распоряжении – земля и лес, реки и озёра – еды хватает!

     Прирастание России Сибирью и Дальним Востоком не могло дальше происходить без их заселения, без создания транспортных артерий, без строительства посёлков и городов. Геологоразведка, шахты и рудники, золотые прииски и алмазные копи, нефте- и газодобыча, металлургия и обрабатывающая промышленность, да и сельское хозяйство для обеспечения всех питанием без кадров развиваться не могут. А кадры туда ехать не хотят. Что же делать? Вот и стала Сибирь поначалу местом ссылки правонарушителей для принудительного каторжного труда в нужных стране отраслях промышленности.

     По бездорожью, по пробитым в тайге и горах трактам, по проложенной до Тихого океана Транссибирской железной дороге, по великим сибирским рекам из европейской части России в ссылку на поселение и в многочисленные исправительно-трудовые учреждения, специально построенные в зонах освоения недр, стали поступать ссыльные и заключённые. В XVIII – XX веках за развитие Сибири отдали свои жизни миллионы наших соотечественников. Были среди них декабристы и большевики, имевшие сроки до пожизненных за свои политические убеждения. При советской власти в лагерях ГУЛАГа отбывали заключение и работали как преступники, так и безвинно севшие. Но не только зэки осваивали Сибирь. По призыву Родины молодёжь и специалисты отправлялись эшелонами на строительство новых городов, промышленных предприятий, шахт, электростанций, укрепление границ и обороны страны. Это их трудом построены Комсомольск-на-Амуре, Норильск и Магнитка, выросли и стали современными научными и производственными центрами Новосибирск и Красноярск, Тюмень и Тобольск, Иркутск и многие другие города. Великая Отечественная война привела к эвакуации в Сибирь части европейских предприятий – здесь стало расти население, развивались новые производства, осваивалась необходимая стране продукция. Железная дорога связала рудный Норильск с Дудинкой на Енисее. Построена Байкало-Амурская магистраль. Создана Саяно-Шушенская ГЭС…

     Конечно, заключённые продолжают работать и сегодня, ведь от этого пока некуда деться. Но острог, каторга, пересыльные пункты, кандалы ушли в далёкое прошлое. Зато остались русские народные песни о тяжёлой жизни каторжан, об их побегах из мест отбывания наказаний и бродяжничестве в поисках пристанища. У этих песен – свои истории, есть имена авторов, но больше безымянных, народных вариантов. Песни берут за душу. Исполняя и слушая их, узнаёшь то, как жили наши предки, как боролись за лучшую долю в те далёкие-предалёкие времена.

     Вот народная песня «Бежал бродяга с Сахалина». Ходит несколько разных её названий, в том числе «Бродяга» и «Глухой, неведомой тайгою»:
 
                ГЛУХОЙ, НЕВЕДОМОЙ ТАЙГОЮ
 
                Глухой, неведомой тайгою,
                Сибирской дальней стороной
                Бежал бродяга с Сахалина
                Звериной узкою тропой.
                Шумит, бушует непогода,
                Далёк, далёк бродяге путь.
                Укрой тайга его глухая, –
                Бродяга хочет отдохнуть.
                Там далеко за тёмным бором
                Оставил родину свою,
                Оставил мать свою родную,
                Детей, любимую жену.
                «Умру, в чужой земле зароют,
                Заплачет маменька моя,
                Жена найдёт себе другого,
                А мать сыночка никогда».

     Это уже и не Сибирь, а ещё дальше – остров в Тихом океане. Открытие месторождений каменного угля было одной из главных причин создания на Сахалине колонии каторжан, а вслед за этим – превращения острова в место всероссийской каторги. Ежегодно с неё бежали более 300 человек, и они не останавливались ни перед какими препятствиями: в гиляцких лодках переплывали бурный Татарский пролив, уходили на материк или бродяжничали по острову голодные, грабя и убивая первых попавшихся из-за куска хлеба или нескольких копеек. Только с 1898 по 1901 годы количество бежавших достигло 1100 человек.

     Бежать с каторги было делом особой романтики, что и подчёркивает эта песня. Преодолеть пролив, пройти незнамо в какой обуви звериными тропами, не попав в лапы хозяев тайги, уйти от погони и метких стрелков, найти какое-нибудь обитаемое жильё, тихо и незаметно остаться там – лишь бы не каторга с её кандалами…

     Ещё одна народная песня о бродяге, сбежавшем с каторги – «По диким степям Забайкалья». Бродяга – на озере. Он – из местных жителей. Он добирается к дому:

                ПО ДИКИМ СТЕПЯМ ЗАБАЙКАЛЬЯ

                По диким степям Забайкалья,
                Где золото роют в горах,
                Бродяга, судьбу проклиная,
                Тащился с сумой на плечах.
                На нём рубашонка худая,
                Со множеством разных заплат,
                Шапчонка на нём арестанта
                И серый тюремный халат.
                Бежал из тюрьмы тёмной ночью,
                В тюрьме он за правду страдал –
                Идти дальше нет больше мочи,
                Пред ним расстилался Байкал.
                Бродяга к Байкалу подходит,
                Рыбацкую лодку берёт
                И грустную песню заводит –
                Про родину что-то поёт.
                Бродяга Байкал переехал,
                Навстречу – родимая мать.
                – Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
                Здоров ли отец мой и брат?
                – Отец твой давно уж в могиле,
                Сырою землёю зарыт,
                А брат твой давно уж в Сибири,
                Давно кандалами гремит.

     О самом Байкале сибирский поэт, этнограф и учитель Дмитрий Павлович Давыдов (1811 – 1888) написал стихотворение «Славное море – священный Байкал», которое народ превратил в песню:

                СЛАВНОЕ МОРЕ – СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ

                Славное море – священный Байкал,
                Славный корабль – омулёвая бочка.
                Эй, баргузин, пошевеливай вал,
                Молодцу плыть недалечко.
                Долго я тяжкие цепи носил,
                Долго скитался в горах Акатуя,
                Старый товарищ бежать подсобил,
                Ожил я, волю почуя.
                Шилка и Нерчинск не страшны теперь,
                Горная стража меня не поймала,
                В дебрях не тронул прожорливый зверь,
                Пуля стрелка миновала.
                Шёл я и в ночь, и средь белого дня,
                Вкруг городов озираяся зорко,
                Хлебом кормили крестьянки меня,
                Парни снабжали махоркой.
                Славное море – священный Байкал,
                Славный мой парус – кафтан дыроватый,
                Эй, баргузин, пошевеливай вал,
                Слышатся грома раскаты.

     В 2012 году к туристическим достопримечательностям Байкала сначала прибавился памятник Орлу. Бронзовая свободолюбивая птица с распростёртыми на четыре метра крыльями возвышается на девятиметровой стеле в Еланцах, в нескольких километрах от острова Ольхон. Правда, есть ещё одно объяснение, почему именно орёл увековечен над байкальской землёй. Местная религия с её шаманством обожествляет орла, поклоняется этой грозной и сильной птице.

     Следом, в 2013 году, на берегу Куркутского залива Байкала установлен памятник герою русской народной песни «По диким степям Забайкалья» – Бродяге.
   
     Четырёхметровый исполин с густой бородой, с котомкой на плече, с посохом в руке стоит у железного креста могилы отца. Рядом на камне высечены слова этой песни. В ней звучат названия шахтёрского посёлка Шилка и пересыльного Нерчинска, горы Акатай и великого озера Байкал. Вольной птицей, орлом, парящим над миром, хотел бы чувствовать себя этот Бродяга.

     Пролетят годы, пройдут десятилетия, минут века. Россия должна не только помнить своих героев, освоивших Сибирь и Дальний Восток. Она должна приложить все усилия к тому, чтобы здесь жили наши люди, чтобы их потомки пользовались теми несметными сокровищами, что таятся в недрах, в тайге, в Северном Ледовитом и Тихом океанах. Чтобы не разбазаривались, не распродавались налево и направо не возобновляемые ресурсы. Чтобы Сибирь не стала частью Поднебесной, то есть соседнего Китая, а всегда жила под небом нашей великой страны, носящей гордое имя РОССИЯ. Что для этого надо? Надо много чего.

     …Сегодня треть всего российского жилья строится в столице и в Подмосковье. А это значит, что скоро уже не пятая, как сейчас, а третья часть всех россиян переселится не за Уральский хребет, а в центрально-европейскую часть страны. Мегаполисы буквально всасывают в себя людей, создавая им видимость благополучия. Да, здесь есть рабочие места. Да, здесь есть заработок, позволяющий содержать семью. Но здесь уже наступивший транспортный коллапс останавливает жизнь, а бытовые и промышленные отходы, которые мы так и не научились цивилизованно перерабатывать, убивают окружающую среду, загрязняя грунт, водоёмы и воздушное пространство. При такой экологии жизнь человека превращается в выживание. И выход только один – расселяйтесь! За Уралом в Поднебесной Сибири места много. Там должны создаваться рабочие места, там должно строиться жильё, там и только там есть перспектива сохранения российского народа в своей великой стране. О том, что для этого предусматривает правительство России, хорошо изложено в статье Сергея Шрамко «Орёл глядит на Тихий океан…» (http://www.proza.ru/2014/05/25/550). Лишь бы эти планы продолжали претворяться в жизнь.

     Эти три старинных песни о Сибири можно найти на видеоклипах в Интернете.

     Песню «Глухой, неведомой тайгою» поют:
     – Максим Дормидонтович Михайлов (1893 – 1971), камерный и оперный певец (бас-профундо), народный артист СССР;
     – Борис Тимофеевич Штоколов (1930 – 2005), оперный певец (бас), народный артист СССР;
     – Вениамин Бычеев, солист Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова;
     – Юрий Щербаков (рожд. 1972), солист волгоградских казачьих ансамблей.

     Песню «По диким степям Забайкалья» поют:
     – Государственный академический орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов русский народный хор имени М.Е. Пятницкого;
     – Татьяна Ивановна Буланова (рожд. 1969), заслуженная артистка Российской Федерации;
     – Михаил Владимирович Круглов (рожд. 1972), солист (бас-профундо) Праздничного хора Валаамского монастыря и мужского хора «Александр Невский», заслуженный артист Республики Карелия.
     Песню «Славное море – священный Байкал» поют:

     – Фёдор Иванович Шаляпин (1873 – 1938), оперный и камерный певец (высокий бас);
     – Леонид Михайлович Харитонов (1933 – 2017) , солист Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, народный артист РСФСР.

     Смотреть клипы и слушать песни:
     – «Бежал бродяга с Сахалина» в исполнении народного хора:

     http://www.youtube.com/watch?v=6gFC3n9lRRU;

     – «Славное море – священный Байкал» в исполнении Сергея Суркова, солиста Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова:

     http://www.youtube.com/watch?v=oaP57Cl_8XA.

     Возвращение к содержанию сборника "Песни дорог войны" –  http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2014 – 2020