надо жить

Маргарита Школьниксон-Смишко
 Кроме Луизы 15.11.1917 Роза написала ещё Матильде Вурм:

«Моя милая Тильда!
С каким удовольствием я бы написала тебе раньше; но я надеюсь, что ты знаешь, что это не зависело от меня: я просила тебе сообщить, что мне велено сократить переписку. А так- то я часто в мыслях с тобой и нахожу мило и трогательно с твоей стороны, что ты снабжаешь меня творениями своих рук. Я всегда сердечно радуюсь, когда приходит твой хлеб, и говорю себе: Тильда — натура, направленная на практическое и реальное, её любовь и дружба охотно принимают осязаемые формы..
Я живу здесь, тебе известным способом: вечно погружена в книги, с большим желанием в те, которые уводят меня подальше от реальности и рода человеческого, т. е. в научные книги.
Беллетристику могу читать только изредка  и только особенно хорошую. Прости  мне, дорогая, я всё ещё не могу подружиться с « Гиперионом», как и вообще Хёльдерлин мне чужд. Но может случиться, что я ещё найду к нему подход. Такое со мной уже много раз случалось. Так, например, я сегодня закончила «Simplicius Simplicissimus“ Гиммельсхаузена, которого я уже много лет как купила. Это сильная и большая картина, описывающая события 30-ти летней войны, картина тогдашнего общественного запущения Германии, необычно мощная. Но всё же я не советую тебе её сейчас читать, пожалуй, она тебя слишком пригнёт. Я прочитала её за один присест, только чтобы забыться и отвлечься, потому что получила сильный удар: погиб Ханс Дифенбах. Я знаю, что жизнь продолжается, что нужно оставаться  и дальше твёрдой и мужественной, даже неудручённой, я всё знаю – я  уж сама со всем как-то справлюсь, только не хочу об этом говорить.
Скажи ка, читала ли ты «Шута из Христо» Германа Хауптманна, которого я тебе уже советовала? Обязательно ответь на это; если ты его ещё не знаешь, я сразу же  вышлю книгу. Это тебе нужно прочесть, потому что эта книга тебя духовно поднимет, как поход в горы...
Моё сердце сильно болит о россиянах, к сожалению, я не надеюсь на победу ленинистов, но всё же — такой проигрыш мне милее чем, «остаться в живых для отечества»*...
Прощай, моя дорогая девочка, может быть, я тебя здесь скоро увижу. Оставайся живой и смелой. Всё ещё изменится и станет лучше, если время для этого созреет..И так, подождём.
                Поцелуй и рукопожатие!
                Твоя Роза»

*намёк на тактику многих немецких социал-демократов

16.11. Роза пишет длинное** письмо Соне Либкнехт:
«Моя милая Сонечка, надеюсь, скоро получить возможность, наконец-то передать вам это письмо, поэтому берусь за перо. Как долго теперь мне пришлось отказаться от любимой привычки, хотя бы письменно с вами побеседовать! Но не удавалось. Те немногие письма, которые я имела право писать, мне нужно было отправить Хансу Д(ифенбаху), который их так ждал. И вот с этим покончено, два моих последних письма были адресованы уже мёртвому, одно я уже получила обратно. Эта реальность всё ещё остаётся мне непоятной. Но говорить об этом я лучше не буду, такие вещи я лучше всего сама с собой решаю...
Сонечка, моя дорогая птичка, как часто я о вас думаю; вернее вы постоянно рядом со мной, и постоянно у меня такое чувство, что вы одиноки и несчастны как мёрзнущий воробышек, и мне нужно быть рядом, чтобы вас согреть и оживить. Как жаль этих месяцев и лет, которые мы сейчас проживаем раздельно, и в которые мы могли бы столько хороших часов провести вместе, не смотря на  всё ужасное, творящееся в мире .Знаете, Сонечка, чем это дольше длится и чем подлее и ужаснее всё, случающееся каждый день, превышающее все границы и представления, тем спокойнее и твёрже становлюсь я внутренне; как против таких явлений как буран, наводнение, затмение солнца невозможно использовать обычных средств, а нужно просто принимать их как данное, как предмет для исследования и познания.
Против всего человечества возмущаться и бушевать, в конце концов, бессмысленно...
Это и смешно и грустно, что такую нежную птичку, как вы, рождённую для света и беззаботного пения, судьба занесла в мрачнейший и жесточайший период мировой истории. Но мы плечом к плечу пройдём через это время, это нам удастся...
Сонечка, хочу попросить вас рождественский подарок: ваше фото. Это было бы самым хорошим, что вы можите мне дать.
Что пишет Карл? Когда вы его опять увидите? Передавайте от меня тысячу приветов. Обнимаю вас и жму руку, моя дорогая, ненаглядная Сонечка! Ответьте поскорее и подробнее!
                Ваша Р Л «

** письмо сильно сокращено