Утрата

Анастасия Иванова 10
   В последнее время вокруг меня творится много всего – как хорошего, радостного, так и печального, огорчающего. Совсем недавно я узнала, что моя бабушка снова в больнице. Немногим раньше гостила у родственников в Москве. Дядя Толя при смерти. А ведь им всего чуть больше шестидесяти.

   Такие моменты заставляют задуматься о смерти. Понимаешь, что жизнь не вечна, все  заканчивается однажды. И обычно близкие и родные нам люди уходят от нас неожиданно. Пока мы молоды, живем, не заботясь о будущем. А тем временем, наверное, теряем самое главное и дорогое сердцу. И кажется, будто «сегодня» продолжится достаточно долго, мы еще успеем сказать все невысказанное, поболтать с бабушкой о жизни, набраться у нее опыта, приласкать ее, обнять. Но все резко меняется буквально в одно мгновение. Наступает «завтра» - тот день, которого мы ждали, который должен был изменить текущий ход событий. Но завтра меняет только наш образ мыслей: происходит осознание чего-то, что раньше казалось ненужным или непонятным, переоценка действительности, к жизни находится новый подход, и она сама собой, как нам кажется, изменяется, ведя за руку в неведомые дали. Хватаешься за голову, опомнившись от дурманящего мозг заблуждения,  так и не успев насладиться обществом ушедшего в небытие, не успев сказать ему и услышать от него о самом важном.    

   Наверное, самой горькой для каждого из нас из всех смертей была, есть и будет смерть матери. И вовсе не важно,  какие отношения складывались с ней на протяжении жизни. Мама – самый родной и близкий человек, готовый принимать нас такими, какие мы есть, любить больше всех на Свете, невзирая на все наши недостатки. Именно мама откроет дверь, когда все остальные двери закроются, снимет с себя последнюю рубаху, когда все окружение отвернется и бросит разбираться с проблемами самостоятельно. И как бы мы ни ссорились со своими мамами, какие слова ни звучали бы во время этих неприятных скандалов и какие бы обиды не затаивались после в наших сердцах – сразу или спустя какое-то время мы находим пути примирения и общий язык с человеком, который вынашивал нас на протяжении 9 месяцев, мучительно порождал несколько часов подряд и растил, воспитывал не один десяток лет.

   После смерти брата, отца, дедушки или попросту соседа остаются вещи, книги, доброе (или не совсем) имя – одним словом, память. И, как известно, последнее не вечно: с течением времени чувства притупляются, угасают, а в ячейках памяти постепенно стирается то, к чему мы обращаемся все реже, и заменяется на более важное, насущное. Время творит с нами жуткие вещи. Но если человек никак не забывает ушедшее из его жизни, значит, эта утрата переросла в навязчивую идею, и страдания по ней приобрели первостепенный смысл.

   Женщины вечны. Они видят продолжение в своих детях. Возможно, сын не запомнит или со временем забудет отца, но никогда – мать. Потому что для сына мать – идеал женщины по всем параметрам. Для дочери же мама навсегда останется примером, старшей подругой или просто кем-то очень теплым, нежным, заботливым, тем человеком, с которым она делилась тайнами, никому больше неизвестными.

   А ведь они, наши стареющие добрые друзья, уходят из жизни один за другим вне очереди. Однако за последние несколько лет мы не торопились лишний раз порадовать их – нами двигало желание жить своей собственной жизнью, а не по указке близких. Как жаль, что смысл и суть всего этого приходят к нам только с потерей родных.

   Мне очень тяжело было уезжать из Москвы. Я понимала, что, приехав туда на следующие каникулы,  я, возможно, уже не увижусь с дядей Толей, не успею поговорить с ним, выведать его истории и секреты, которых у него просто масса (он облетал весь мир, работая летчиком). И те несколько дней, что я гостила у родственников, старалась по максимуму провести рядом с ним за разговорами и прогулками.
   Можно лишь догадываться о том, насколько тяжело идут по жизни те, у кого, в силу обстоятельств, совершенно нет родных.