Как правильно завещать свое тело науке

Оксана Лесли
(к серии АМЕРИКАНЦЫ-ТАКИЕ РАЗНЫЕ)
Что для русского – похороны и панихида, то для американца «празднование жизни».
Недавно скончалась моя американская свекровь, Джоанн Лесли, отметив свое восьмидесятилетие в кругу близких, в одном из ресторанов Пенсильвании.
Родственников и друзей пригласили на “celebration of life” (празднование жизни), которое состоялось в церкви Святого Павла 1 ноября в городе Чемберсбурге. В этой церкви работал пастором мой свекор, и их с женой там все знали. У Джоанн был волшебный хрустальный голос, нежный, запоминающийся, завораживающий. Если бы она не страдала красной волчанкой, редким заболеванием, то сделала бы карьеру певицы.
Встреча с родственниками в десять утра перешла к службе в одиннадцать. Пастор читал Библию, пелись религиозные гимны, а в конце желающие выходили и вспоминали покойницу.
Я тоже не удержалась, и подошла к трибуне с микрофоном (американские церкви имеют и то, и другое).
Я представилась, как ее русская сноха. И не смотря на то, что ее сын, мой муж, умер в 2007 году, мы с ней общались, созванивались, обменивались подарками.  Эта женщина в течение своей долгой жизни перенесла несколько операций на сердце, ей удалили почку, постоянно пичкали уколами кортизона, она проверяла кровь на сахар и пригоршнями глотала таблетки и БАДы вроде корицы, кальция, аминокислот... Думаю, БАДы продлили ее жизнь. Джоанн проводила почти все время в постели, с книжкой в руках. Но никогда не забывала поздравить меня и детей с праздниками, днями рождения.  Мой младший сын от русского мужа, Ванечка, ей никто, но и к его дням рожденья она присылала деньги и открытки с подписью «Обнимаем, твои дедушка и бабушка.»
Я поведала родственникам и друзьям, что прожила под одной крышей у свекра и свекрови пять месяцев в 2002-2003 годах. Их сын тогда не работал, мы были в прямом смысле иждивенцами на шее его родителей, пока оба не устроились на работу, не нашли съемную квартиру в их городе.  Джоанн учила меня готовить американские блюда, говорила о жизни. Терпеливая, воспитанная, с ее языка никогда не срывались оскорбления. Спустя четыре месяца она воскликнула: «Оксана, ты меня сводишь с ума! Ты неправильно вилки и ножи в посудомойку толкаешь…»
Джоанн мне напоминала моего отца-музыканта. Она, как и папа Слава, играла на пианино, а все близкие собирались рядом и пели песни. Как мои бабушки, американская свекровь замешивала дрожжевое тесто, пекла рулеты с орехами и изюмом, раздавала соседям, родным, и даже своим лечащим врачам на Пасху и Рождество. Можно быть человеком-донором, при этом не обязательно сдавать кровь в лаборатории Красного Креста.  И посмертно Джоанн удивила нас всех, завещав свое тело науке. На ее теле было проделано много операций при жизни, и после смерти студенты мед вузов смогут учиться на ней. Потом останки будут кремированы и пепел передан ее мужу. Мистер Лесли заплатил семьсот долларов за это. Между прочим, дешевле, чем кремировать тело в похоронном доме (больше штуки баксов) или традиционных похороны (7-10 тысяч долларов).
В США это называется Anatomy (анатомия) Gift (подарок) Registry (регистрация). Многие слышали о том, как люди завещают свои органы, и являются organ donors. А пожилые больные люди завещают свои тела науке, в здравом уме и памяти, до кончины подписывая нужные бумаги и регистрируясь как доноры тел (body donors). Мой свекор признался, что он тоже свое тело завещал науке, это своего рода служение, подарок обществу.
Я не буду загружать на сайт фотографии покойной, ее мужа, моих детей с родственниками. Это все не важно. Сфотографировала пенсильванское пасмурное небо в тот день около церкви.
Как серый слоеный пирог, оно висело над нами, безразличное к нашим понтам и нашему выбору.