Древняя сторонушка. Школьные годы.!

Виктор Мартынов Булыгин
Школа моего детства.

                Это  Нижняя   Шахтама.
!
Историческая справка о школе.

Нижне-Шахтаминская основная общеобразовательная школа
673612 Забайкальский край, Шелопугинский район, с. Нижняя Шахтама, ул. Первомайская,3               
Стране для подъёма экономики необходима была добыча золота. И в 1928году начались первые поселения  людей приезжающих с окрестных деревень.  Золото стали добывать открытым способом ( из разрезов)  и шахт.  В 1930 году введены 4 шахты и 3 небольшие драги.  Нижняя  Шахтама  из небольшого села разрослась в окружности на двадцать – тридцать километров.    В верх по речке Шахтамёнок до Верхней Шахтамы включая  и Среднюю,  на восток до Дыгини,  Юг  за Чингаруху  в порядке  двадцати километров и на запад  вдоль речки Унды за Сивачи. Численность старателей с семьями достигала до  тридцати тысяч работающих.  Директор прииска и секретарь компартии, который был на правах члена ЦК, они мели не ограниченную власть. Для снабжения предприятий электроэнергией в 1942 году была построена на речке Шахтамы напротив Шубенки, локомобильная электростанция, которая работала на дровах. В 1935 году в Шахтаминском районе было 26 колхозов. В сороковых годах  ройон был,  перевели в посёлок Шелапугино и стал он именоваться с 1961 года Шелопугинским.  Все административные  дома и скульптуры перевезены в неизвестном направлении.  В поселке Нижняя  Шахтама было 5 школ, интернат, детский дом. Работали магазины, столовые, баня, ресторан, клуб.  Были построены больница, дом обороны, парашютная вышка,  а также 10-летняя школа, которая продолжает свое существование на сегодняшний день, претерпев много преобразований. Школа работала в годы Великой Отечественной войны, педагоги учили деревенских ребятишек грамоте и в тяжелые, голодные, полные лишений годы. А многие учителя сами ушли на фронт. Это Бутин Павел Семенович-директор начальных школ до войны, Филиппов Ананий Яковлевич- учитель начальных классов, Полухин Георгий Михайлович- после войны отработал в школе 30 лет , Деревцовы Дмитрий Афанасьевич и сын его  -  работали в школе, а Кузьма Дмитриевич  ещё и  воспитателем в СПТУ №6, Бастрыгин Павел Федорович- учитель физкультуры, Дружинин Иван Павлович учитель физики, завуч, и его сестра Лидия Павловна  вела предмет русский язык и литературу.
В моей памяти на все эти годы осталась учитель начальных классов – Мазуркина Анна Алексеевна.    Этот удивительный учитель принял нас первоклашек   под своё крыло, хотя сама первый год начала свою трудовую деятельность -  учителя.  Дубровская,   Кутузова М.В.,  Герасимова Зоя Сергеевна учитель математики и многие  другие.
В одна тысяча  девятьсот сорок пятого года я как обычно прогуливался по просторам Нижней   Шахтамы.  Невдалеке от озера,  мимо которого я проходил, стояло большое здание начальной школы. Из дверей школы вышла стройная, нарядно одетая   в тёмный костюм, облегающий  всю её  фигуру женщина, подошла ко мне со словами:  «Витя, будь осторожен, всё дело в том, что за тобой по каким – то причинам следит милиция»
Затем оглянувшись по сторонам, резко развернулась и пошла в сторону центра посёлка.
Впоследствии  я узнал, что это была учитель начальных классов – Недошивкина  Надежда Константиновна.  Учитель  этот был от Бога, она преподавала ещё до революции.
Вскоре её не стало,  поговаривали женщины, что   забрало  её НКВД, или уехала сама, но это была уважаемый всеми людьми посёлка женщина – учитель. Она стала прототипом  написанного мною поздравления.     Вот оно:
               
         Учителям начальных классов школы – Посвящаю:
          Прототипом этого посвящения мною выбрана -
   Надежда  Константиновна   Недошивкина.

  Стройная,  строгая,  Добрая!  В  тёмном   костюме – скромна.
 Блузка  белеет  пушистая,  бабочкой  льётся   она.
 Волосы  чёсаны  прямо,  сзади  уложены  так.
 Будто  стоит  у  рояля, музыке,  следуя  в  такт.
 В  дождь,  холода,  непогоду, к  школе  спешишь  на  урок.
 Детям  шаловливо – смешливым, знания  дать  хочешь  в  прок.
 Крестик,  крючочек  и  нолик, учатся  дети   писать.
 Азбуки  знания  усвоив. Всех  научила  считать.
 Так  сорок  лет  пролетело, годы  прошли  словно – День
 И  не  заметила  в  деле, внуков  ведут - те  уж   к  ней.
 Так  же  тот  крестик  и  нолик, учатся  внуки  писать.
 Азбуки  знания  усвоив, стали    компьютер   включать

Я с добротой  вспоминаю Геасимову Зою Сергеевну, её мужа, Олега Фёдоровича, трагически погибшего из-за своей халатности, человек прошёл всю войну, и  вот ……., чету Гуниных    добрые, прекрасные педагоги.
. Ребятишки добирались в школу пешком из с. У-Кавыкучей, Средней Шахтамы, да и Вершины Шахтамы. Учителя жили в так называемом «учительском доме».  Население в конце сороковых было примерно 8-10 тыс. человек, поэтому наполняемоть классоы была хорошая, были и параллельные классы. Со временем люди разъезжались, детей становилось меньше и с одна тысяча  девятсот пятьдесят первого года учителя стали уезжать в другие места как:
Лесков Вячеслав Иванович, Каудже Лариса Владимировна, Власова Вельгельмина Аркадьевна.   Школа и сейчас продолжает свое существование  в форме основной  школы, а в 2013 году отмечала свое 80-летие.
Преподавательский состав был хорошо эрудированный во  всех отношениях, учителя уважаемые детьми и родителями.   Из  стен школы выходили подготовленные абитуриенты  для поступления в высшие и средние учебные заведения городов  России.
Школьные годы – да, наверное, они прошли у всех по-разному.   Да и после окончания школы каждый определил своё место в жизни на своё усмотрение.
Мне же эти детские годы вспоминаются всегда с улыбкой на лице, а вот почему:
Лето это зелёные леса, цветы, а я их люблю, и по сей день, у меня весь год в вазе цветы.
Мангыр, ягоды, грибы, сколько радости дают посадки овощей, картофеля – второго августа молоденькую картошечку сваришь вкуснятина.  Я, всегда высаживая всё это на огороде – даче любуясь их всходами, как малое дитя взращиваю,  только на грядках.
Когда начинается заготовка сена – это вообще праздник лета, один запах сена, что стоит прелесть – сенокосная пора. Сентябрь  - начало занятий в школе был для меня  праздником.  С первого по пятый класс все предметы знал  отлично. А вот дальнейшая учёба меня огорчала тем, что жили бедно, на штанах заплатки, многие   дети начальствующих родителей  одевались с иголочки во всё новое и на тебя показывали пальцем. –  оборванец.    Винить было некого – война, а после  разруха и многие дети попросту  по этой причине не ходили в школу. Да и школа  на них не обращала, внимая, за неуспеваемость  даже исключали из школы. В школу мне приходилось  идти, преодолевая песчаные отвалы  в пределах  трёх километров.   Зимой  в трескучий мороз и тёмное время суток,  я часто  сбивался с заснеженной тропинки.  Выход из этого нашёл, сделав фонарь из консервной банки. Сбоку  окошечко, застеклив его,  картофелину поставил внутрь, в неё вставил лучину, обмотанную промасленной ватой, залил её маслом и сверху закрыл крышкой с отверстиями для выхода дымка от масла. Приделал из проволоки ручку вот и фонарь.    Между прочим, фонарь этот спас меня от волчицы, гнавшейся за дикой козой. Коза побежала ко мне, ища защиты у семилетнего мальчика, а волчица за ней.
Разобрался я, переговорив с ними на русском языке,  ласковым  голоском,  разошлись мы все каждый своей дорогой.   Интересный случай произошёл в моей  школьной жизни  -  стал археологом.  Учился в седьмом классе со второй смены и вместо урока биологии  девятого сентября  в субботу, одна тысяча девятьсот пятидесятого года в четырнадцать часов нас направили, для сооружения   завалинок.  Дали место работы у входной двери главного корпуса школы. После нескольких  выбросов земли, моя лопата упёрлась во что-то твёрдое. После нескольких усилий лопаты я достал два небольших бивня мамонта. Размеры, которых не превышали  примерно сорока пяти сантиметров в длину и диаметра утолщённой части не более  шестидесяти  миллиметров. И в тот  же день только напротив окна канцелярии школы я выкопал колокол,  высота которого была, примерно,  в пределах двухсот  миллиметров, а диаметр юбки колокола примерно сто пятьдесят миллиметров.По диаметру юбки с наружной стороны надпись на церковно - славянском языке.   Дирекция школы, как я узнал от заместителя директора Дружинина И.П. эти, исторические находки передали   Читинскому краеведческому  музею им. Кузнецова.   Подписав других учащихся этой школы,которые в пятидесятом году ходили в детский сад - назвав их авторами находки.
На территории поселения Нижней Шахтамы  располагались и другие исторические места, как например: У крайнего дома по улице Мироновка  были уложены большие гранитные плиты, на которых древними  изваятелями были изображены фрагменты людей  и животных того времени.Эти плиты в двадцать первом веке наверное были зарыты золотоискателями.   На взгорье  напротив этих изваяний есть древнее захоронение монгольской -  царствующей особы на пирамиде и надгробной плите есть фигуры людей и животных тех времён.  Вся беда в том, что эти древние сооружения не не интересуют ни школу, ни краеведческий музей.    На вершине горы против этих изваяний  есть плита, на которой выдавлен след древнего человека похожий на водолазный ботинок, длина которого  примерно около сорока пяти сантиметров, а ширина  около четырнадцати  сантиметров. Мною описаны  современные грабителя природы и древностей, они разрушают всё,  что хранила природа - Века!    По сей день,  эти золотоискатели   грабят,    Нижнюю, Среднюю Шахтаму.  А - золото грабители переводят за  границу,  где и  живут их хозяева.

ООО Газимур Участок Шахтама
Виктор Булыгин

 Что ты делаешь ООО?
 Газимурово     звено! Ты же земли роешь предков.
 Не щадя там никого, жадность это может быть!?
 Нижнюю  Шахтаму вот так изрыть!?
 Ну, а если предки встанут, вам ребятки уж не жить!
 Коммунисты тех  - Двадцатых, тоже рыли, но лопатой.
 Вы же технику нагнали, те песочек лейкой поливали.
 И скребочком грунт взбивали. золотой песок бежал,
 В конских ковриках встревал. вы же песочек моете струёй
 Из насосов   ОЙ – Ой _ ОЙ! Выщелачиваете всё ………
 Губите природу всю! В Нижней Шахтаме улице Мироновка,
 Древние могилки вскрыли, и покойничков одиннадцатого века –
 Струёй водички всех промыли! Город древних не простит.
 Всех вас в гости пригласит!? Там навечно  поселитесь,
 В землях тех повеселитесь!? Ваши дети, внуки   всех сословий,
 Будут там стоять в дозоре. подземелья проходить
 Проклинать вас и нудить. Прежде чем копать могилы,
 Вы бы историков спросили, и они вам объяснили.
 Пирамиды кто вскрывал, дома больше не бывал!?
 Любители покопать все умирали, жизнь их фараоны забирали.
 «Газимур  ООО» - участок Шахтама, где же ваша голова?
 Пока не поздно – прекратите вы копать может,   дома будете  спать?
 Не послушаетесь совета, поселитесь в землях этих!!!

 ..........................................
 Это  предупреждение, а  не выливание негатива.
 Природа не прощает вандализма над ней!!!

  "Школьные годы"  Древней сторонушки - читайте в следующих рассказах.