У нотариуса

Дарья Боровски
- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, мы можем проконсультироваться у нотариуса?

- Здравствуйте! А Вы по записи?

- Нет, ещё... А здесь только по записи?

- Дело в том,что Надежда Павловна...


- Серж! Что там происходит? Пусть пройдут ко мне!

     Здравствуйте! Что у вас?

- Надежда Павловна, нам нужно заверить у Вас отказ моей жены от квартиры. Наша семья была прописана в одной комнате коммунальной квартиры, а дом пошёл на снос, и нам выделили однокомнатную квартиру. Так вышло, что я не смог прописать в ней сразу всех. А теперь по закону о защите прав детей процедура прописки моей жены так усложнилась, что посоветовавшись, мы решили, что удобнее для всех нас будет оформить отказ жены на всякие права на квартиру.

- Посоветовавшись?..

- Да-да! Посоветовавшись. Мы всё обсуждали вместе. Я со всем согласна. 

- С чего это Вы согласны? Кстати, вы что нездешние? Серж! Ну, когда же я получу мои таблетки от головы?! Ну, сколько ещё ждать?!

- Мы живём и работаем в Словении...

- Серж! Где ты там? Ответь по телефону!
 
     Словения? Круто! Это ведь бывшая Югославия, да? Я так хотела туда съездить когда-нибудь...

     Екатерина Семёновна, Вы уже вернулись? Вот и молодец! Проходите садитесь!

     Серж! Неси сюда договор! Простите, как Вас?

- Мария. Мария Викторовна.

- Так, Мария Викторовна, Вы садитесь напротив меня. Вот сюда. Екатерина Семёновна, Вы садитесь сюда справа.

     Серж! Ну, где ты там!

     Ваша дочь пусть садится рядом с Вами. Но уж не так совсем близко! Дайте своей маме немного места! Прекрасно! Вот Ваш договор. Эта копия для Вас, эта для вашей дочери. Очень внимательно читайте!

     Спасибо, Серж, у меня уже, кажется, голова сама по себе прошла! Всё равно, пожалуй выпью... Чтобы опять потом полдня не ждать, пока ты их найдешь...

     А Вы там что стоите как бедный родственник? Идите, сядьте напротив Сержа, пока я тут с Вашей женой поговорю.
 
     Екатерина Семёновна, не отвлекайтесь! Будьте внимательны!
 
     Аллё! Наташа, ты что ли? Ну, наконец-то! Как ты? Я-то сейчас уже лучше, а то с утра два клиента не пришли, так у меня та-ак голова разболелась... Сейчас, слава богу, всё как обычно, и я в порядке. Подожди секунду. (Мария Викторовна, дайте Ваш паспорт, пожалуйста). Слушай, у меня тут столько новостей! Наташа, представляешь, тот мой клиент, который тебе так понравился, умер 4 дня назад! (Мария, здесь нет Вашей прописки... Боже мой! У Вас трое девчонок! Какая прелесть! Вот это я понимаю!) Наташка! Представляешь, стало плохо. Его отвезли в больницу! Чуть привели в чувства, а он возьми, да сделал стойку на голове! Йогой он, видите ли, занимается! И все! Инфаркт! Спасти уже не смогли! Так его жена теперь, бедная, осталась ни с чем, потому что они старый дом уже продали, а новый ещё не успели на неё оформить. Вот я ей сейчас пытаюсь помочь...

     Екатерина Семеновна, вопросы задавайте мне! Ваша дочь сейчас - заинтересованное лицо и может Вам дать неправильный совет. Наташа, я тебе перезвоню потом.

     Дайте-ка сюда... Так... Ах, Вы - молодец! Конечно здесь ошибка! Серж! Ты можешь хоть раз проверить самостоятельно правильность имён,  которые сам же печатаешь!? Екатерина Семёновна, Вы пока читайте дальше, а он исправит.
 
     Мария Викторовна, так говорите, живёте в Словении? И как там? Вам нравится? Я слышала, что это замечательная страна. Там ещё озеро есть очень интересное с замком, не помню, как называется, но на фотографии – просто сказка!

- Блед, наверное?

- Да-да. Название, конечно,  ... странноватое... Но красота!.. А у Вас в Словении какая-нибудь жилплощадь-то есть?

     Екатерина Семёновна, что Вы хотите? Говорите, говорите! Не стесняйтесь!

- Скажите, а могу я на свою половину квартиры оформить дарственную на дочь?
 
- Так... Ну, давайте снова... Смотрите. У вас с мужем была квартира, оформленная на вас двоих, и ваши девочки там прописаны. Завещание Ваш муж не оформил. Поэтому по закону одна половина квартиры полностью принадлежит Вам. А мы с Вами сейчас оформляем другую половину квартиры, которая, опять-таки по закону о наследствах, делится на три части: на Вас и на двух Ваших дочерей. Так что сейчас мы с Вами говорим только об этой второй половине, потому что первая половина и так Ваша. Вы меня понимаете?

- Да, я понимаю, но вот Светочка меня просит уже сейчас...

- Так... Екатерина Семёновна! Вы сейчас Светочку не слушайте! Сейчас я являюсь Вашим другом и защитником! Я защищаю Ваши законные права.

- Да, но вот Светочка...

- Я же сказала Вам, что Ваша Светочка – лицо заинтересованное!

- Но моя Светочка очень хорошая дочь...

- Конечно хорошая! Я и не сомневалась в этом никогда. И никто не сомневается. Только сейчас, пожалуйста, давайте решать вопрос с вашим общим наследством. Сейчас это важнее. А потом Вы ко мне придёте сама и мы с Вами решим, как поступить со всем остальным. Хорошо?

- Да. Но...

- Милая моя, читайте! Читайте! Там ещё у Вас много страниц.
 
     Так что там у нас с жилплощадью в Словении?

- У нас частный дом. Моя жена официально владеет половиной...

- Муж! Я ведь не Вас спрашиваю! Мы разговариваем с Вашей женой, а Вы нам не мешайте!

     Полдома – это уже неплохо. Если что, на улице не останетесь... Но тем не менее, я бы Вам всё-таки очень советовала не бояться трудностей, и всё-таки постараться стать совладелицей квартирки в Москве. Знаете, квартира в Москве – это деньги! А дети всегда вырастают... Да у вас целых три девочки, значит и зятьёв трое будет...

     Аллё! Татьяна, ты что ли? (Извините, я тут над студентами шевствую... учить всему приходится. Теперь институты ничему не учат! Вот ведь дожили!..) Как там? Ты его застала? Подписал? Нет? Прячется от нас? Так это же прекрасно! Мы-то от этого только в выигрыше. Что «почему»? Договор у тебя? Посмотри на третьей странице второй пункт. Читаешь? Вот-вот... Похоже, на наше счастье, он тоже, как ты, не обратил внимания. Совесть наша чиста: мы с ним договор вместе подписывали, ещё и его искали столько раз, мы же не виноваты, что он не хочет... Вот и молодец! Поздравляю с первым приличным заработком! Теперь мы с квартирой делаем, что хотим. А договоры следует на зубок знать. Это же твоя работа!
 
     Извините. Так вот насчёт зятьёв... Мы, конечно, надеемся, что они все у нас будут золотыми, но в жизни всякое бывает... Дочка не всегда может отвоевать счастье своей матери, когда у неё властный муж и куча детей ... Так что Вы хорошенько подумайте.

- Ой, да мы уж и так прикидывали и эдак... Получается, что чтобы собрать все документы, столько заграничных поездок, столько ожидания ответов на все запросы... А потом ещё и доверенности придётся постоянно оформлять, если какие планы появятся с этой квартирой...Нет...Нам нужно скорее закончить оформление прав, чтобы иметь возможность каких-то действий.

- А с мужем часто ссоритесь? Бывает такое? Чего Вы на меня так смотрите? Я обязана удостовериться, что на Вас нет никакого давления со стороны. Я же должна Ваши интересы защищать! Не ссоритесь!.. Это как же так можно? Вообще не ссорились ещё? Надо же! Молодцы... Мужжж! Как Вас...? Игорь! Заходите уж... Садитесь тут с Марией рядом.

     Екатерина Степановна, всё правильно? Вы теперь со всем согласны? Вот и хорошо.

     Серж! Исправил ошибку? Неси на подпись! Серж, нужен договор об отказе на права владения. Вот паспорта. Давай, мы ждём.

     Екатерина Степановна, Света, подписывайте! Теперь на последнем листе от руки пишем под диктовку: Я (фамилия, имя, отчество), нижеподписавшаяся, удостоверяю, что нахожусь в здравом уме и с трезвым рассудком и действую согласно собственному желанию. Число и ещё раз подпись. Вот и славненько... Вот и всё. Ваши копии, эти мои... Всего вам хорошего. Всегда рада вам помочь. До свидания.

     Серж, нашёл договор? Господи! Левый шкафчик рядом с тобой, второй ящик сверху, голубая папка. И когда ты, наконец, запомнишь, что и где у тебя хранится?! А то всё "мама, да мама"! Нашёл? Давай быстренько, но без ошибок, пожалуйста. Мы все ждём.

    О, гляньте, какой у меня кот. Красавец! Мы тут на первом этаже, так котов – тьма! Этот, когда я его приютила, тощий был, общипанный, раненый... Я с ним столько возилась!.. А теперь вон какой красавец! Да вы не беспокойтесь, они у меня все четыре здоровые, с прививками, чистые и сытые, совсем не заразные! Надо же! Как Вы ему понравились. Он обычно к посетителям не подходит.

     Аллё? Тамара, что случилось? Что я тебе не досказала в рецепте?  Что не получается? Шарики? Тамара, ну, ты мозгами-то пораскинь!.. Там же сливочное масло. Оно тает... и логично, что шарики не слепить. Так ты его охлади! Это же элементарно! Сначала смешаешь творог, масло и специи. Советую добавить чеснок.  Я очень люблю с чесноком, когда его много...Потом клади в холодильник на часок, а потом уже делай с массой, что угодно. Вот и лепи себе шарики, да обваливай их. Как в чём? Я же тебе говорила: в мелко нарезанной травке – укроп, петрушка – или в натёртом яичном желтке... Это уже от твоей фантазии зависит,чтобы и красиво и вкусно. Ну, ладно! Пока! У меня тут люди.
 
    Слушайте, а в Словению, если ехать, то куда лучше?

     Аллё? Инокентий Петрович? Ваши документы готовы. Приходите подписывать. Можно прямо сегодня. Да, жду.

    Так что там со Словенией? Мне сказали, у вас там ещё и горячие источники есть? Надо ехать! Надо срочно ехать... отдохнуть... Давно пора уже...

     Машенька, Вы тоже не можете понять, настоящие это у меня орхидеи или нет? Правда, красивые? Я их так люблю... А главное, такие удобные в употреблении. Я их периодически в стиральную машину запихиваю, и они снова как новенькие. От настоящих никто не может отличить. Я их из-за границы пёрла, так таможенники всё восхищались и шутили, что на растения нужны специальные разрешения. Еле отпустили.  Одну веточку всё-таки у меня выклянчили.

     А вот и Серж. Получилось всё? Проверял? Ну, дай гляну. Ага-ага.. так. Фамилии сверил с паспортами? Так вроде, всё в порядке... Спасибо. Дай-ка им по экземаляру.

     Инокентий Петрович, заходите. Садитесь здесь справа. Серж, документы принеси, пожалуйста.

     Игорь, дайте ей всё прочитать спокойно! Надо же во всём разобраться. Машенька, а Вы читайте внимательно, если что, спрашивайте...

     Инокентий Петрович, всё оформили, как Вы просили. Вот проверяйте.

     Аллё? Татьяна, ты куда делась? Тебя тут у меня на столе следующий миллион ждёт. Давай, давай. Работать надо.

     Серж, а завари-ка ты нам чайку. Нет! Лучше кофе!

     Мария, Вы уже разобрались, что к чему? Согласны со всем? Соглашайтесь, конечно. Семья у Вас, сразу видно, хорошая, муж золотой, детки должны быть славные. Жилплощадь имеется. Подписывайте! Вам бояться нечего.
 
    Инокентий Петрович, тут Ваша подпись на каждом листе нужна, так что писанины много, но Вы не торопитесь. Время есть.

    Мария, на последней странице надо написать от руки: «Я (фамилия, имя, отчество), нижеподписавшаяся, удостоверяю, что нахожусь в здравом уме и с трезвым рассудком и действую согласно собственному желанию. Число и ещё раз подпись.»

    Аллё? Я слушаю. Ага, ну читайте мне, что там написано и, главное, не волнуйтесь. Так... так...

    А Вы написали своё имя? (Это я не Вам. Вы читайте, пожалуйста. Я слушаю Вас) удостоверяю, что нахожусь... (Что-то Вы там кажется, пропустили. Давайте-ка последнюю фразу ещё разок. Вот вот. Совсем другое дело.Так...) в здравом уме ... и с трезвым рассудком... и действую согласно ...  (да-да, это всё понятно. Ничего страшного, что Вы не понимаете. Я Вам потом объясню, вы главное, мне дочитайте)
собственному желанию. Число и подпись. Вы какое число-то написали?! Сегодня уже восьмое! А ещё пишете, что в здравом уме!.. Когда в здравом уме, тогда ориентируются во времени и в пространстве... Что ж Вы так... Давайте теперь я подписать должна. (Варвара Ивановна, я всё поняла. Мне тут надо с клиентом кое-что доделать и я Вам позвоню, чтобы всё объяснить. Это через пять минут, ладно? Спасибо.)

     Серж, конверт принеси, пожалуйста!

     Вот и всё. Это ваше, а этот экземпляр теперь будет храниться у меня. Рада была вам помочь. Формальности с Сержем закончите, будьте добры. Всего вам хорошего! И пламенный привет Словении от меня! Всё-таки надо будет туда обязательно съездить... Кто знает, может,  там и увидимся в следующий раз... До свидания.

     Серж! Ты про мой кофе забыл? Иннокентий Петрович, готово?...  Татьяна, ты вернулась? Ну, молодец. Проходи. Бумаги здесь - на! Прочитай!  Алло? Варвара Ивановна, Это Вы?... ...

-