Из книги предсказаний прошлого. О власти

Александр Тимченко
Власть. Чего всегда хочет от власти общество? Справедливости! Чего никогда не получает общество от власти? Справедливости! Почему же так происходит? Ответ лежит на поверхности:  инфицированное вирусом аморальности общество не может, не способно в принципе породить морально здоровую, а, значит, и справедливую власть.
 Даже едва угадывающиеся в обществе пороки передаются порождаемой им власти во сто крат усиленными и концентрированными. Словно опасная болезнь, переходят они из скрытой формы, ослабленной природным сопротивлением общества любому злу, в острую,  откровенно губительную для власти форму. Худшие из этих пороков грозят власти  полным параличом.
Приходя, новая власть заискивает перед народом, обещая справедливое правление.   Чтобы утвердиться на олимпе клянётся ему в приверженности  идеалам справедливости. Но  время идёт, и, вот уже она безжалостно  низвергается, как антинародная,  преступная и несправедливая другими соискателями. И где  конец  этому круговороту?
В чем слабость общества? До смуты оно  безлико! В нём без труда растворяют любого, причисляя ко «всем»   и ставя в единый строй. А, если понадобится, то также просто любого объявят изгоем и, как поётся в песне – отряд не заметит потери бойца. Безликость выдаётся за единомыслие и порождает мифы о всенародном одобрении или осуждении. Каждый может быть, как причислен к народу, так и объявлен  отщепенцем.
В чем еще слабость  общества? Оно – безмолвно! И природа этого безмолвия – страх. Каждый безмолвен в ожидании, что не промолчит другой. Но другой – он тот же каждый! Молчат все. Молчит народ. И тогда от его имени  начинают говорить политики.  Только, увы,  истинность того, о чём они говорят, чаще всего не имеет значения для общества.  Заговоривший среди немых – уже прав! Тот, кто осознал это, может смело произносить пламенные речи  от лица народа. А народ,  достоин слушать даже откровенную ложь из уст того, кто заговорил, преодолев страх, а значит стал выше безмолвствующей  толпы. 
Почему так происходит?  Социальный механизм срабатывающий в этом случае довольно прост. Вот его стержень: бедность людей порождает страдания - страдающие склонны к послушанию - послушных проще объединять - объединившихся легче заставить верить (ведь  не могут же все ошибаться?!) - поверившими проще управлять (ибо поверившие – значит покорные) - и вот уже создана иллюзия единения народа с властью.   Но такое единение подобно рабству: оно не позволяет критически оценивать её деяния. И власть безраздельно властвует! Протест одиночек для неё становится досадным исключением лишь подтверждающим правоту масс. Но скрытая сила общества, смертельно опасная для власти, таится именно в них.
Бывает, чтобы убедить одного человека отречься от истины, не достает сил у всего общества, а чтобы заставить все общество поверить в ложные идеалы,  достаточно усилий одного человека.
Власть, в силу тех или иных обстоятельств пришедшая и утвердившаяся в обществе, не имея поддержки большинства избирателей, по достижении  этой стадии становится воинственно-агрессивной и нетерпимой к инакомыслию. Справедливость, как основополагающая моральная ценность, в таком обществе уходит на покой и, в  лучшем случае, продолжает играть роль размытых декораций на заднем плане пышной картины народного благоденствия, неустанно раскрашиваемой и подновляемой   такой властью.
 Для того чтобы народ лучше проникся верой в святость сегодняшней власти и ценил её безмерную отеческую заботу о нем,  периодически его испытывают лишениями и бедами, виновными в которых всегда объявляются коварные и изощренные внутренние или внешние враги. Самый желанный и лелеемый властью враг это оппозиция, т.е. побеждённая ею прежняя власть.  Нет ничего удобнее, проще и понятнее, чем объяснять все нынешние проблемы общества ошибками, умыслом и корыстью ушедшей власти.
 Войны между народами, по сути, тот же, хотя и более радикальный, инструмент увода общества от решения главных его проблем – проблем, вытекающих из нарастающей его конфронтации по отношению к несправедливой и аморальной  власти. Самые изощренные и жестокие их формы это – гражданские войны, в основе которых лежит механизм натравливания властью друг на друга различных частей своего народа.
   
Парадокс заключается в том, что такие войны – суть массовые убийства своих граждан – почти всегда безнаказанны. Иное дело -  банальная пьяная драка со смертельным исходом – здесь почти всегда торжествует справедливое возмездие.
Итак, поведенческая модель  власти проста: умолчание – для  непосвященных, ложь – для  пожелавших знать, угрозы – для тех, кто, узнав,  усомнился, насилие – для  не испугавшихся угроз.
Чем ущербней власть, тем более она печется на словах о соблюдении законности и охране прав граждан: все больше строгих законов принимается на бумаге, все многочисленней становятся правоохранительные органы. Парадоксальность такой ситуации объясняется просто.  Хронически бедное общество постепенно сползает к нищете. Нищета как крайняя форма бедности  приводит  не только к тяжелым физиологическим последствиям у людей, но и, в первую очередь,  деформирует мораль,  порождает массовое нарушение законов.
Даже за относительно короткий срок пребывания общества в нищете большинство его членов превращается в правонарушителей. Закон в данном случае не торжествует. Ведь не может и не будет преступное общество судить само себя. Зато  власть получает возможность морально уничтожать любого своего оппонента, имея компрометирующие данные на    подавляющее большинство людей.
 Нелепо, но факт – можно смело вносить в Конституцию любой нищей страны: Народ преступен! Вот только кто осудит и кто исполнит приговор?