И осень отдаёт последнее тепло...

Валентина Батуро
И осень отдаёт последнее тепло…

   Дата рождения человека и дата его смерти - а между ними человеческая жизнь.
 Какая она у каждого из нас? Русский писатель Юрий Бондарев в своей книге "Выбор" написал следующее: "Человек в своей жизни может наследить, а может оставить след "-  незабываемый след в памяти людей с которыми ему довелось идти по жизни вместе.
    С Лисовой Марией Александровной свела меня судьба в очень не простое для меня время. Это был детский дом города Гомеля, куда я попала по не зависящим от меня обстоятельствам.
Почему-то своё детство я вспоминаю по запахам.
 Самый сильный запах - это запах хлорки. Он чувствовался повсюду. Им пахли полы и стены и даже руки директора,( т. е. Лисовой Марии Александровны), тоже пахли хлоркой. Она вертела меня зачем-то этими руками: то в одну сторону, то в другую, а я морщилась от этого запаха и мне очень хотелось заплакать. Но плакать я не стала, потому что твёрдо усвоила одно правило: никогда никому не жаловаться - потому что очень боялась, что меня станут жалеть, а от этого становилось ещё хуже. Я не знала об этой женщине ничего, а она видела перед собой просто   испуганного ребенка, но нам предстояло прожить вместе семь лет.
 Уже гораздо позже, когда я выросла, прошла свою школу жизни, мне захотелось узнать с кем свела меня судьба. И вот то немногое, что мне удалось о ней найти в архивах, узнать от людей близко знавших её.
   Лисова Мария Александровна - человек удивительной судьбы, человек своего времени.  По заданию партии в 1938 году она работала в Президиуме Верховного  Совета БССР по делам беспризорных детей. Организовала в Гомеле детский дом, куда и была назначена директором.
 Детей пришлось искать не только в городских подвалах и полуразрушенных заброшенных домах города, приходилось ходитьпо деревням, отбиваясь от бродячих собак увесистой палкой, собирать сирот по деревенским хатам и убеждать людей отдать ребёнка туда, где он хотя - бы не будет голодать.
    Так был укомплектован первый детский дом. Когда началась война, детский дом эвакуировали. Вначале это была Украина, затем Казахстан. По дороге эшелон с детьми и солдатами не раз бомбили, но она довезла всех детей до места назначения живыми, не потеряв, ни одного ребёнка.
   В 1944 году по вызову партии она опять приезжает в Гомель и делает то,что делала всю свою жизнь- спасает детей. Их было много после войны (подранков), тех, кто нуждался в её помощи. Это: малолетние узники концлагерей, чьи родители были уничтожены в этих лагерях, дети расстрелянных партизан, подпольщиков и просто дети, чьи родители затерялись и пропали без вести на жестоких дорогах войны. Нужно  было не просто найти их привезти, отмыть, накормить и обогреть, но и вернуть им детство, научить  заново радоваться жизни.
     Мария Александровна была добрым человеком большим и надёжным, рядом с ней каждый ребёнок чувствовал себя защищенным. Работу директора нельзя назвать лёгкой.  Это ежедневное решение разных проблем: чем накормить, во что одеть, как сделать ремонт; к тому же у тебя в подчинении люди с которыми нужно работать, а работать вместе  можно только с единомышленниками; людьми преданными своему делу- другие здесь долго не задерживались, уходили, но те, кто оставался отдавал детям свою душу- иначе нельзя. Среди них была и моя воспитательница Мария Ивановна Житникова. Низкий ей поклон! Спасибо всем вам!
    А директор Лисова проработала в детском доме 50 лет. За это время ни разу даже в отпуске не побывала  И умерла на работе. Сколько детских жизней прошло через её руки, скольким она дала путёвку в жизнь. Говорят, человек жив пока о нём помнят. Память об этой женщине будет жить до тех пор, пока будут живы семена добра в душах детей, спасённых ею. А они будут давать всходы добра в душах наших внуков и правнуков, и эта цепочка жизни бесконечна, как бесконечна генетическая память земли - нашей с вами колыбели.