Демоны либерализма

Олег Крюков
     Целых 15 лет из своей сорокалетней жизни Семён Свободный посвятил борьбе. Борьбе за права человека. Нет, не конкретного Егора Петрова или Моисея Подвального, а того человека, который, если верить классику, звучит гордо. Ради этой борьбы пришлось оставить жену и сына, но оно того стоило. Ведь какое счастье стоять на площади, чувствовать плечом плечо товарища, и кричать в бесстрастные лица стражей порядка «позор», «долой продажную власть»! И при этом осознавать, что живёшь в самой несвободной стране мира, которая согласно докладу госдепа США скоро развалится на удельные княжества. А их всех, боровшихся за права, заберут в благословенную Америку.
  Но в одной из битв на площади Трясины брошенный правозащитниками по неудачной траектории биотуалет опустился аккурат на голову Семёна. Чем и поверг последнего в кому. Тело привезли в Склиф и уложили под аппарат искусственного дыхания. А Семён, вернее его душа, видит тоннель, оканчивающийся светом. Душа устремляется туда, где свет. Но вдруг из стены тоннеля высовывается рука и хватает субстанцию Свободного. И вот он в просторном кабинете, стены которого обиты дубовыми панелями. За большим столом сидят несколько силуэтов. Именно силуэтов, потому что лиц Семёну не видно. Но тут один из силуэтов поднимается и становится чётко видимым. Хитрое лисье лицо с большим носом, где-то  он его уже видел!
 - Добро пожаловать, мой друг, в общество независимых душ!
 И хотя произнесена была эта фраза не на русском языке, Свободный её понял.
 - А вы кто? – на всякий случай спросил он.
 - Ах, да, я не представился! Франсуа-Мари Аруэ, к Вашим услугам.
 Семёну это имя ничего не говорило.
 - Там в мире, - продолжал обладатель хитрого лица, - я известен под именем Вольтера.
 - Читал, - вспомнил Свободный, - роман Аксёнова «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Вы там такой умный!
- Благодарю, - склонил Франсуа-Мари голову. – Но, к сожалению, не могу ответить Вам таким же комплиментом.
- Ну и не надо, - беззаботно ответил Семён. – Вы мне лучше скажите, а что это был за свет в конце трубы? И почему мне так туда захотелось?
 - А, Свет, - сморщил и без того сморщенное лицо Вольтер. – Это свет для тех, кто при жизни называл себя рабами Божьими. Но Вы – не раб, у Вас даже имя звучит гордо – Симон Либерте!
 Если бы у субстанции Свободного были бы плечи, он бы их расправил.
 - Ещё при жизни, - продолжал философ, - меня спросили, куда бы я хотел попасть: в рай или ад, знаете, что я ответил?
 - Нет.
 - Я ответил, что хотя в раю климат лучше, в аду компания веселей.
 И он захихикал, довольный своей шуткой 250-летней давности.
 - Но Вам, прежде чем попасть в нашу весёлую компанию, надо пройти несложный тест.
 - А что за тест? – насторожился Семён, ещё со студенческой скамьи боявшийся разных экзаменов.
 - Вы должны ответить на несколько вопросов. Уверен, Вы справитесь!
 Он ободряюще улыбнулся.
 - К сожалению, мне присутствовать при Вашей экзаменовке возбраняется.
 И Вольтер исчез. Зато стали чётко видны шесть силуэтов. При виде их душа Семёна затрепетала. У всех шести были такие горделивые и надменные лица, что в неё, душу закралось опасение, а вдруг он тест этот не пройдёт?
 Один из экзаменаторов взял со стола лист.
 - Итак, Семён Матвеевич Свободный 1972 года рождения. Скажите, - поднял он на него бесцветные, невыразительные глаза, - Свободный ведь ваша ненастоящая фамилия?
-  Ну и что? – в душе Семёна вдруг пробудилась её протестная составляющая. – Любой человек имеет право называться как того пожелает!
 - Отличный ответ!
 Экзаменатор, видимо не умел улыбаться, но его лицо окрасилось в бледно-розовый цвет, что должно быть означало одобрение.
 - Это был первый вопрос, и вы на него ответили.
 - А теперь вопрос второй, - проскрипел сидевший рядом старик с желчным лицом. – Верите ли вы в Бога?
 - Конечно! – горячо ответил Семён. – Только не в Того, кого придумали церковники-мракобесы.
 - А кого они придумали? – вкрадчиво спросил старик.
 - А про кого в Библии написано. Ещё сына своего послал. А спросил у ребёнка, хочет ли он себя в жертву приносить? Это же вопиющее нарушение прав!
 - А в какого же бога верите вы?
 - Я считаю, у каждого свой бог. Мой – бог свободы.
 - Но Бог дал человеку неотъемлемую свободу воли.
 - А воля сама по себе не может быть несвободной, - парировал Семён. -  Бог должен соблюдать свободу личности.
 - А что вы разумеете под свободой личности?
 - Ну, например, попы велят каждый день молиться. Иначе, пугают, в ад попадёшь. Я считаю, это ущемление свободы личности.
 - А если в ад? – хитро прищурился старик.
 - Опять же – выбор каждого.
 - Но вы-то, что выбираете?
 - Ну, если в раю рабы Божьи, то мне, как свободному человеку там не место.
 - Значит, вы хотите в ад?
  - А вы на меня не давите! – строго посмотрел на старика Семён. – Я ещё свой выбор не сделал.
 - Да я и не давлю. Я просто задаю вопросы.
 - В раю рабство, - размышлял вслух Свободный, - в аду, если верить Вольтеру весёлая компания. Значит…
 Но где-то в глубине его души прятались сомнения.
 - Решайте! – в нетерпении воскликнули все шестеро.
 Но принять решение Семён Свободный в этот раз не успел, потому что вышел из комы.