Георгий Суфтин. Сын Хосея

Любовь Царькова
НАЧАЛО - http://www.proza.ru/2014/11/07/2047


Повесть Георгия Суфтина «Сын Хосея» вышла в 1957 году в журнале "Дружба народов". Позже, переработанная и дополненная, она издана отдельной книгой под заглавием "След голубого песца" (1963) - есть в Интернете.

Через нелёгкую судьбу главного героя Ясовея, сына безоленного ненца, автор показывает  жизнь ненцев до революции и становление Советской власти в Заполярье.


Богатеям в тундре принадлежали тысячные стада и сколачивали они их трудом батраков, опираясь на собственную хваткую беспринципность вкупе с запугиванием населения шаманами.
 
Хотя Суфтин писал в жанре соцреализма, нет оснований считать, что в повести  что-то искажено или преувеличено, - имеется немало письменных источников о том, что так оно и было на самом деле (в т.ч. свидетельствуют писатели-ненцы: Николай Вылка, Антон Пырерка, печорская сказительница Маремьяна Голубкова и др.)
 
С художественным реализмом Суфтин показал в первой главе повести беспросветность жизни бедняков в Заполярье (одинаково – ненецких, русских)  "всё это привычное, от века заведённое, такое, что кажется, никогда не изменится…".
   "…некуда податься человеку, если нет у него быстроногих оленей в упряжке, а на плечах малица, которая, того и гляди, расползётся по швам".
 
Писатель мастерски рисует людские характеры: тундровики-оленеводы, богатеи, русские купцы, население печорских сёл...

 В следующей главе – нелицеприятная картина барских развлечений в Архангельске, куда увёз купец семью Ясовея, чтобы показывать  за деньги «самоедов» богатым господам. Чум поставили на льду Двины. Вскоре купец продаёт мальчика богатой барыне, которой Ясовей служит в качестве живой игрушки: «она предвкушала тот забавный миг, когда представит гостям своего дикарёныша. Вот-то будет потеха».

  Когда барыни не было дома, мальчику разрешалось выходить и он знакомится с девочкой, Галей Шурыгиной, дочерью типографского печатника. Он научился рисовать, усовершенствовал свой русский язык, читал с Галей и её старшим братом книжки. Ясовей зовёт девочку Озёрной Рыбкой. Впервые в жизни в этом русском доме ему становится на время спокойно и уютно.

Тоскуя по родным, он попросил Галю привести его к родительскому чуму, что стоял на краю большого города. «Они пошли по льду почти до половины реки – чума не было. Даже и места стоянки незаметно, всё замела позёмка». Родители исчезли неведомо куда.


Николай, брат Гали, отвечая на вопрос мальчика: «Почему люди трудятся, а живут в нищете, а баре – празднуют да развлекаются, «а добра вон сколько», рассказал о капиталистах, угнетающих трудовой народ: «Одни работают, а другие пользуются результатами их труда. Понял?
- Понял маленько-то… Да ведь и в тундре так!
 
Шло время, Ясовей вернулся в родные края, но отца с матерью так и не нашёл: пропали, сгинули. Хотя Суфтин и не пишет о дальнейшей судьбе родителей мальчика, об этом можно догадаться, буквально, по лаконичному слову автора: когда Ясовея увезла барыня, отец Хосей смотрел вслед удалявшейся повозке.  Купец Обрядников из любопытства «глянул ему в глаза и попятился».
Пожалуй, Хосей не простил ему позора и издевательств и умер потом где-нибудь в застенках жандармерии, а мать и так угасала от туберкулёза.
 
Ясовей, тем временем, жил в чуме у друзей, работал, - охотиться он умел, благодаря ученью отца. А над державой пронеслась первая мировая война и революция, по тундре пополз слух: «царя ссадили». И тут, на Севере,  установили советскую власть, чтобы «защитить бедных, богачам воли не давать»: повсюду хозяйствуют выборные советы,  образуются колхозы и товарищества (совместный выпас личных оленей).

 Многие большие оленщики, чтобы не попасть под раскулачивание, делят стада среди «особо приближенных» из числа своих работников, ставших «единоличниками», которых немало оставалось в тундре.

...Прогнали с Севера английских интервентов и их прихвостней, которые недолго покуражились, пытаясь восстановить прежнюю власть...

Ясовей, выучившись в Архангельске на педагога, возвращается в родные места. Он теперь женат – дочь богача Сядей-ига, красавица Нюдя, вместо свадьбой с нелюбимым, выбранным отцом, - сбежала к Ясовею (похищение невесты).

 Молодая пара живёт в новом большом здании - при школе, которой руководит молодой ненец.
Дальше автор развертывает правдивую и, одновременно, художественную картину становления новой жизни. Забитые, отчаявшиеся люди, обретают силу и достоинство. Так бойкую Тирсяду выбирают председателем Совета,  а незаметный Юрбей организует коллективную охоту – песцовые загоны. «За месяц все охотники добыли столько шкурок, сколько не приходилось добывать в одиночку в самые удачные сезоны. Главным было то, что за вовремя совместного промысла люди сдружились, привыкли к общему труду, поняли его преимущества». И поверили в себя.

 В тундре начинают печатать газету-листок - в походной типографии в палатке. В чумах вместо дымных  костров появляются  железные печки с длинной трубой, выходящей в макодан – дымовое отверстие чума. Всех оленей прививают от болезней, которые прежде косили целые стада.
 
Ясовею стоит немалых усилий залучить детишек оленеводов в школу. Ребятам там понравилось. Рядом строят медпункт, лечить оленеводов приезжает выросшая Галя Шурыгина - Озёрная Рыбка.

Надо отметить, драматических эпизодов в повести немало: и ложный донос на учителя, и рискованная поездка Ясовея в распутицу за вакциной для оленей, любовные перипетии... Суфтину удаётся захватить внимание читателя, на какой бы странице тот не открыл книгу.

Правдивая, увлекательная и добрая повесть.
Кроме «Сына Хосея» ("След голубого песца"), в творческой копилке Суфтина две книги стихов, сборник его очерков "Заполярные встречи" (1951), роман "Макорин жених". Через два года была опубликована повесть "Семейный секрет" - о великоустюгских мастерах черни по серебру и целый корпус статей, заметок и очерков в газетах и журналах...

Георгий Суфтин прожил всего 59 лет. Умер он в Архангельске 23 декабря 1965 года. Как дань признательности и уважения горожан к писателю и журналисту Г.И. Суфтину, его именем названа улица в окружной столице.