Дом со ставенками

Анна Дудка
- Бабушка, а ты помнишь, как я рисовала, когда была совсем маленькая?

- Маленькая? А сейчас ты уже большая?

- Ну, бабушка, мне же уже восемь лет!

- Я и забыла, что ты у нас школьница… 

- А когда я ходила в детский сад, то часто рисовала домики, помнишь?

- Ещё бы не помнить! Все окошки у твоих домиков были с крылышками. Разноцветными, как у бабочки. Да вон глянь у меня на стене… На крыше труба с голубой завитушкой дыма. Хоть рядом зелёные деревья…

- Ну и что! Летом тоже холодно бывает… А я хочу у тебя спросить про ставенки, которые я рисовала как крылышки. Они и в самом деле похожи на крылышки: туда-сюда открываются и закрываются, будто хотят улететь и не могут – их окошко держит. Бабушка, почему во всех сказочных домиках есть ставенки, даже у Бабы Яги…

- Потому что раньше так строили дома, чтобы окна на ночь закрывать, а утром открывать.

- Это чтобы ночью никто стекла не побил, что ли? Или зачем?

- Чтобы свет луны не мешал спать. В лунные ночи на улице очень светло, а свет мешает людям крепко спать, тревожит. Да и летом в жару ставни тоже закрывали, только, наоборот, днём, чтобы солнышко не нагревало комнату и было где отдохнуть от жары, как в тенёчке, а ночью открывали и впускали прохладу и стрекотание кузнечиков, а потом и щебет птиц на рассвете, когда вся природа радуется, встречая солнце.

- А почему же в наших домах нет ставней на окнах?

- А ты сама подумай, как ты будешь эти ставни открывать-закрывать, если ты живёшь не на первом этаже, а выше? Да и вообще, на тех домах не только ставни были, но и наличники резные, и крыльцо с разными украшениями из дерева. Каждый хозяин старался свой дом украсить – душу потешить и народ подивить. А народ, удивившись, и себе давай украшать, да по-другому, с выдумкой, фантазией. Народ на выдумку горазд. Флюгер в виде петушка или просто из шумящих пластинок сделает. Выйдет утром, посмотрит, куда ветер дует, чего ждать от погоды, дождя ли, снега или вёдро – так называли хороший солнечный денёк. А хозяюшки в доме тоже не отставали, не сидели сложа руки, рукодельницы были: вышивали, вязали и крючком, и на спицах, и на коклюшках – дом свой и себя украшали. Подзоры красивые плели для покрывала на кровати, скатерти плетёные на стол, рушники вышитые у образов в красном углу, воротники да манжеты на платья, на голову чепцы - загляденье, да и только. Кто ни войдёт – красота, чистота, уют, и на хозяюшку взглянуть приятно. На душе человеку от увиденного тепло и спокойно. Значит, в этом доме люди добрые живут, друг дружку не обижают, да и гостей уважают. А если в доме беспорядок, хозяйка в засаленном фартуке, платок набок, волосы торчком, то там недалеко и до ссор, скандалов, обид и драк. Не приведи, Господи. Жить надо в любви и согласии, украшая свою жизнь и добрым словом, и рукоделием, и вниманием, и заботой. Мало ли какое несчастье может случиться, кто поможет, если не родные да близкие.

- Бабушка, а научи меня вышивать.

- Глаза у меня уже не те, Солнышко. Завтра сходим в магазин «Всё для рукоделия», и ты сама выберешь рисунок для вышивки.

- Бабушка, а я уже знаю, что я хочу вышить…

- Быстрая какая! Сначала нужно научиться вышивать. А то, может, тебе терпения на это не хватит. Всему нужно учиться. Поэтому сперва выберешь из того, что предложат в магазине. А когда освоишь это ремесло и тебе оно понравится, вот тогда и будешь сама придумывать рисунок и подбирать по цвету специальные нитки - их мулине называют, какие тебе захочется.

- Бабушка, я тоже хочу жить, как в том сказочном домике со ставенками…