Журавлёнок -воспоминание о песне-

Сергей Сизов Омск
Небольшое детское воспоминание… Примерно 1969 год… Мне шесть лет. Мама на работе, а я приболел и сижу дома. На тумбочке стоит наша радиола «Серенада», сочетавшая в себе проигрыватель грампластинок и радиоприёмник. Мне хочется написать «старенькая радиола», но тогда это была совсем не старенькая вещь. Наоборот, это была сравнительно новая и довольно популярная модель, которую начали выпускать лишь в 1963 году. Телевизор у нас в доме появился только в конце 1969 года. Но пока его нет и «Серенада» - это самая «продвинутая техника», поэтому я частенько верчусь возле неё, и периодически включаю. Ведь на ней есть разные клавиши и ручки, которые можно крутить, настраивая радиостанции...

Я ставлю мамины пластинки и слушаю их на проигрывателе. Мне нравится даже сам процесс. Включаешь радиолу, ставишь пластинку и она начинает крутиться. Иногда, я ставлю на пластинку маленькие игрушки (чаще всего, это мои солдатики) и наблюдаю, как они вращаются по кругу, и будто оживают. Можно ещё попробовать переключать скорости оборота. Есть три варианта скоростей (33,45,70). При самой быстрой скорости солдатики слетают на пол…

Но не менее интересно ставить иголку на грампластинку. И после недолгого шипения вдруг начинает литься песня. В этом действительно есть какое-то маленькое чудо. Песни мне нравятся. Особенно в те дни трогает меня песня о журавлёнке. Может быть, потому, что вся эта журавлиная история напоминает какую-то сказку, где птицы разговаривают человеческим голосом. А может быть, оттого, что я ещё тоже маленький, как этот журавлёнок-несмышлёныщ, и поэтому с интересом слушаю, что говорят мне взрослые.

Бархатный голос певца завораживает, и я снова ставлю эту замечательную песню.

Ушло тепло с полей,
И стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышленый.

Он рвется в облака,
Торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
"Пусть та земля теплей,
А родина - милей,
Милей – запомни, журавлёнок, это слово!

Запомни шум берёз
И тот крутой откос,
Где мать тебя увидела летящим.
Запомни навсегда,
Иначе никогда,
Дружок, не станешь журавлём ты настоящим!"

У нас лежат снега,
У нас гудит пурга,
И голосов совсем не слышно птичьих,
Но где-то там, вдали,
Курлычут журавли,
Они о родине заснеженной курлычут...

Слова ложатся на сердце... И я действительно проникаюсь их высоким смыслом, несмотря на свой детский возраст. Я вижу улетающий серый клин, слышу их прощание с родиной…
Эта песня, написанная в 1964 г., уже навсегда останется со мной. Низкий поклон её авторам: композитору Эдуарду Савельевичу Колмановскому и поэту Игорю Давыдовичу Шаферану, написавшим немало замечательных песен. Они, кстати говоря, ни на какую «историческую родину» не уехали, а окончили свою жизнь в России.

Спасибо и Владимиру Трошину, чей проникновенный голос тоже навсегда остался в моей памяти с тех давних времён. Прошли уже десятилетия и, готовя это небольшое эссе, я послушал нескольких исполнителей этой песни. Детская память безошибочно определила – в те далёкие годы на пластинке был именно он, Владимир Константинович Трошин. Тогда, в детстве, имён авторов и исполнителей я не знал… Но песня тронула до глубины души. И на всю жизнь я запомнил слова:

"Пусть та земля теплей,
А родина - милей,
Милей – запомни, журавлёнок, это слово!

Из этих маленьких эмоций рождалось живое патриотическое чувство… И в нём не было никакой «официальщины».

Как не хватает этих песен нашим детям и внукам…. Как порой нелепы песни, которые они слушают. И как мало они поют сейчас...

08.11.2014, Омск

На фото: радиола "Серенада".