Из книги предсказаний прошлого. Споткнувшийся разу

Александр Тимченко
     Такова природа человеческого разума – он жаждет установления истины (и в этом его сила!), но, увы, чаще не для того, чтобы утвердиться  самому, а для  убеждения других или всего общества в своей правоте (и в этом его слабость!). Ничтожны усилия человеческие, затраченные на поиск и открытие всех истин в сравнении с теми гигантскими силами, которые положены на  убеждение общества в существовании даже самых простых из них.

     Познание истины зачастую не требует слов. Суть истины безразлична к языку. И только для убеждения других в истинности суждений приходится облекать суть в словесную скорлупу понятий. Мы превозносим язык  как вершину человеческих достижений, не замечая в нем растлителя и убийцу разума.  Естествоиспытатель не нуждается в словах, один опыт для него ценнее тысячи слов. Математик будет смешон в своих попытках  доказать теорему  прибегнув к обыденному языку улицы. История развития математики – яркий пример укрощения языка ради достижения истины! Язык – камень преткновения разума!
     Ложь завлекает пышными одеждами многословья. Истина -  соблазняет наготой фактов.   Истина – откровение избранных, не сразу и с трудом осознаваемое всеми. Ложь – легкая нажива для толпы, проста в восприятии и апеллирует  к мнению едва ли не всего народа.  Истина всегда есть результат познания. Процесс познания чаще мучителен, чем сладок. Чтобы достичь истины иногда не хватает всей жизни человека, а чаще человеку просто не хватает сил продолжать поиск истины. От истины нельзя отречься как от веры! 
     В истину нельзя верить – её можно только познать. Ложь, наоборот, зиждется на вере, а вера – это дама, неравнодушная к слову.  Вера – промежуточное состояние – что-то вроде вынужденной, однако соблазнительной для уставшего разума, остановки в пути: между не найденной  истиной или не распознанной ложью.   
Истинная суть или божественная сущность.  Все сказанное да будет услышано. Прав ли говорящий или нет – кто знает? Нет границы между истиной и ложью, правдой и вымыслом, сутью и личиной её в языке твоём, как нет её ни в одном языке на свете! Каждый услышит то, что хочет услышать или что может услышать, не будучи умудрённым в речах и письменах.
     Теми же словами и проклинаем и восхваляем мы, ими – награждаем и караем, ими же – ободряем и стыдим. Нет слов от природы дурных и благородных. Суть - в помыслах говорящего и чаяниях слушающего – но кто ведает, что в душе у них?
     И обречены мы верить в слово сказанное или не верить в него по разуму своему, по настрою души, а чаще по глубине обиды на ближнего, а то и на весь мир.
     И знают поднаторевшие в искусстве слова эту слабость нашу, и восклицают неистово, обращаясь к нам – вот суть, вот истина! Веруй! И верим: кто слаб, кто болен, кто устал, кто не укрепил разум достойным учением, кто, распознав ложь, узрел в ней корысть свою и промолчал.
     Вера торжествует, но не поверившие! Слепые обрели надежду, но не зрение, проходимцы нашли оправдание, но не успокоение. И время здесь не судья, а соратник тех, кто силен в слове. Ибо память свидетелей короче века, а деяния помним только через слово о них.
     Первое слово будет  украшено  другими словами, а те ещё словами и вновь словами и конца не будет тем словам. И кто уже вспомнит первое слово?
Не живёт давно тот, кто его сказал, и нет среди нас уже тех, кто передал смысл сказанного, и ушли в небытие те, кто знал, как объяснить истинную суть слова того. Но вера в него (вот парадокс!) окрепла,  но сила его возросла от многих других слов, сказанных теми, кто не видел, не знал и даже не понял первородной сути его! Так родилась божественная сущность!    И верить уже вроде как надо, а не верить просто нельзя!
     Легко сказать – верую, когда все верят, опустив глаза. Страшно говорить против толпы – нет веры сему! Страшно умирать раздавленному толпою бывших единоверцев! Почему благости Божьи для смиренного человека, а дерзновенному, по примеру Христа, только распятие на кресте, только Голгофа?
Все слова мира, все речи мудрецов о любви Бога к человеку, о его наставлениях к спасению скольких спасли? А скольких погубили, накрыв пеленой смирения в тот миг, когда разум человека должен был восстать против сил зла и победить их?
     Самые справедливые слова – не произнесенные, самые страшные, ибо лживые – те, которые высказаны перед толпой. И ведь знаем! Но говорим, говорим, говорим... И сеем обильно ложь в уши людские. И ждем - что прорастет? А урожай наш на кровавой ниве не нам ли собирать?