История одного судьи

Григорий Саталов
  Очень яркий след после себя на ефремовской земле оставил  социал-демократ, коллежский асессор Сергей Павлович Шестернин (1864-1944 гг.). В Ефремове он служил городским судьёй.
  Конечно же, имя это ныне в основном попадает лишь в поле зрения краеведов. Тем более не- лишним будет рассказать о нём поподробнее.  Именно он,  к примеру, был инициатором создания ефремовской библиотеки.

               Юрист - революционер

  Сергей Павлович Шестернин родился 14 (26) октября 1864 года в Гродно в русской семье мелкого служащего. Его детство прошло в Москве, где работал  отец, а потом у бабушки в деревне Высоково Переславского уезда Владимирской губернии. Учился в гимназии во Владимире. Затем окончил юридический факультет Московского университета. Участвовал в студенческих волнениях в Москве в 1884-1887 годах. В этот период придерживался народнических взглядов.
После окончания университета работал волостным юристом в деревне Высоково, затем в уездном городе Шуе, где давал частные уроки. В ноябре 1889 года поступил на службу во Владимирский окружной суд.

  Во Владимире сошёлся с революционером-марксистом Н. Е. Федосеевым. Вместе с ним участвовал в организации рабочего кружка в Орехово - Зуево.

  В январе 1894 года,  в отпуске в Петербурге, ожидая оформления назначения на службу в Иваново - Вознесенск, через слушательницу Высших женских курсов Софью Невзорову, которая  впоследствии стала его женой, познакомился с активными участниками кружков петербургских марксистов Г. М.Кржижановским, А. А. Ванеевым, П. К. Запорожцем и другими, а позже и с В. И. Ульяновым-Лениным.
Приехав в Иваново-Вознесенск, через общих знакомых установил контакт с местными марксистами, стал содействовать работе революционных кружков. Через Шестернина осуществлялась связь с петербургской, московской, нижегородской и киевской марксистскими организациями, поступала в Иваново - Вознесенск нелегальная литература. Положение городского судьи позволяло Шестернину возможность вести нелегальную переписку, некоторое время  не привлекая внимания полиции.

  Весной 1895 года в Иваново - Вознесенске был создан "Рабочий союз". В его руководящий  центр в числе других вошёл и С. П. Шестернин. Члены "Союза" приняли участие в руководстве стачкой, начавшейся в октябре 1895 года на фабрике "Товарищество Иваново-Вознесенской мануфактуры". Стачка продолжалась 15 дней, в ней приняло участие до 2 тысяч рабочих. Материальная помощь бастующим от московской и петербургской организаций социал-демократов поступала через Шестернина. Отчёт о стачке был опубликован в начале 1896 года в журнале "Работник", выходившем в Женеве.

У истоков

  Умелая конспирация не позволила выявить роль С. П. Шестернина в революционной борьбе, но всё же он попал под подозрение полиции и за ним была установлена слежка. Вскоре власти обвинили его в том, что он "решает судебные дела с пристрастием в пользу рабочих" и добились его перевода в декабре 1897 года в Ефремов. Но и там он не порывал связи в ивановскими социал-демократами. Эти события не позволили С. П. Шестернину прибыть на I съезд социал-демократической партии, который состоялся в Минске, как он планировал. Как известно, почти все его делегаты и члены избранного на съезде центрального комитета были арестованы. Поэтому в официальной советской историографии создание РСДРП отсчитывалось только от её II съезда, который состоялся в 1903 году.

Помощь голодающим

   Высылая С. П. Шестернина в Ефремов, власти возможно делали расчёт, на то, что в этом провинциальном захолустном городе, в котором тогда не было никаких крупных промышленных предприятий, если не считать небольших железнодорожных мастерских, у Сергея Павловича будет шанс одуматься, успокоиться и отойти от  антиправительственой деятельности.

   Но вышло иначе. В декабре 1898 года по инициативе С. П. Шестернина в Ефремове открылась общественная городская библиотека, чтобы «дать возможность населению города Ефремова и Ефремовского уезда пользоваться чтением книг, газет и журналов». И уже в начале 1899 года Шестернин по распоряжению Минюста был переведен в город Бобров Воронежской губернии. Причиной ссылки, как считают воронежские краеведы, стал правдивый отчет городского судьи, отправленный в Вольное экономическое общество, о бедственном положении ефремовских крестьян, ставших жертвами голода, а также организованная Шестерниным помощь голодающим.

   Губернские власти тогда всячески скрывали размеры бедствия, утверждая, что голода нет, а есть «недород» и «недоедание», хотя деревенские жители, по словам Шестернина, ходили «как тени, многие не ели по три-четыре дня».  Положение усугубило и публичное заявление Шестернина о том, что он не будет утверждать приговоры волостных судов о телесном наказании крестьян.
Причём Шестернин не ограничился скандальными заявлениями. Он участвовал в организации помощи голодающим. (В те годы в южных уездах Тульской губернии этим занимался и граф Лев Толстой, позднее за свои философские взгляды отлучённый от Русской православной церкви).

   Не имея возможности помочь всем, Шестернин взял на себя заботу о голодающих детях. На полученные от добровольных пожертвователей средства он  и его помощница мещанка Е. И. Авилова покупали и развозили по сёлам для деревенских детей пшено и муку.

   Позже в своих воспоминаниях С. П. Шестернин писал об этом: «Губернатору и земским начальникам такая деятельность пришлась не по вкусу, они поднялись на дыбы, со стороны дворян посыпались жалобы на моё пристрастное отношение к крестьянам в их судебных спорах с помещиками». А окончательно переполнилась чаша терпения ефремовских помещиков, как вспоминал С. П. Шестернин, после того, как он  публично заявил, что «никогда не пойдёт на утверждение приговоров волостного суда о телесном наказании».

   15 июля 1898 года С. П. Шестернин отправил отчёт Вольному экономическому обществу. В приложенной к нему записке Сергей Павлович сообщал, что после раздачи муки голодающим предводитель уездного дворянства князь А. П. Голицын запретил ему, ссылаясь на секретный циркуляр Министерства внутренних дел, «принимать участие в помощи нуждающимся крестьянам» и предложил «немедленно объясниться с председателем суда» во избежание лишения места. По словам князя Голицына, правительство доверяло дело помощи голодающим крестьянам только земским начальникам.

   Помощника С. П. Шестернина, студента Петербургского университета Меца, заведовавшего открытой на средства Вольного экономического общества пекарней в селе Ознобищине, местный становой пристав арестовал и отправил в Ефремов.


                Кличка «Руслан»

   В 1900 году С. П. Шестернин принимал участие в создании "Северного рабочего союза". К тому времени за ним закрепилась подпольная партийная кличка «Руслан» . Тогда же по предложению Иваново-Вознесенского комитета РСДРП им был написан доклад для Международного социалистического конгресса, который должен был состояться в Париже. В августе 1900 года текст доклада был опубликован в Женеве отдельной брошюрой под названием "Рабочее движение в Иваново - Вознесенске за последние 15 лет". В том же году С. П. Шестернин встречался с В. И. Ульяновым (Лениным) в Подольске и Нижнем Новгороде, участвовал в обсуждении организации издания газеты "Искра".
В 1905-1906 годах во время первой русской революции С. П. Шестернин организовал в Бобровском уезде Воронежской губернии Крестьянский союз, за что был в мае 1906 года вторично привлечён к дознанию и наконец таки уволен со службы.

   Вот что сообщалось в донесении, отправленном 28 января 1906 года из Воронежа директору департамента полиции: "Пропаганда идей Крестьянского союза, быстро пустившая глубокие корни в Воронежской губернии, нашла себе особо благотворную почву в Бобровском уезде, благодаря энергичной деятельности таких опытных агитаторов, какими являются известные вашему превосходительству земские служащие... организовавшие местное отделение Крестьянского союза, в состав которого, по полученным мною и полицией сведениям, вошел и бобровский городской судья С. П.  Шестернин. Деятельность этого кружка стала обнаруживаться и проявляться с ноября  минувшего года, со времени московского съезда (Крестьянского союза), на котором присутствовал Шестернин и приехавший вместе с ним и на его счет крестьянин села Смыговки Бобровской волости Василий Титович Селиванов; обстоятельство это удостоверяется ныне свидетельскими показаниями. По прибытии из Москвы Селиванов, под руководством того же Шестернина, Клирикова и др., приступил к вербовке членов в Крестьянский союз не только в своей, но и в соседних волостях... Деятельность этих лиц выразилась в распространении среди крестьян идей Крестьянского союза, в подстрекательстве их к неповиновению властям, к неисполнению воинской повинности и неплатежу податей".

              Его именем названа улица

   После Октябрьской революции 1917 года С. П. Шестернин заведовал Хамовническим военным комиссариатом в Москве. С образованием Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) почти 10 лет работал в нём юрисконсультом. В 1928 году вышел на пенсию, но продолжал вести общественную работу. В течение 8 лет работал на общественных началах в бюро жалоб при Комиссии советского контроля. Написал воспоминания о Н. Е. Федосееве. Сотрудничал в журнале "Старый большевик". В 1940 году был опубликован большой труд "Пережитое", в котором  рассказывается и о годах его жизни в Ефремове.
Скончался 22 декабря 1944 года. В Иванове его именем названа улица.