Ни дня без строчки. Сергей Донбай

Екатерина Тюшина
Поэта Сергея Донбая можно назвать старожилом города Кемерово. А в  городе есть места, название которых помнят только те люди, которые живут здесь уже много лет. 

22 сентября 1942 года в Кемерове в районе, который тогда назывался Соцгородом, возле Конного базара в семье известного архитектора Лаврентия Ивановича Донбая, по проектам которого в городе построено много зданий, родился поэт Сергей Донбай. Уже давно ушли в историю эти названия, но там прошло военное и послевоенное детство будущего поэта и о них он вспоминает с теплотой в своих стихах:

***
Не помню смысл его исконный.
Коней не продавали там.
Мы в детстве бегали на Конный,
И мир приоткрывался нам.

***
Соцгород, помнишь: кочегарка
И сад ранеточный при ней
Как будто мёртвому припарка -
Чем непонятней, тем верней!..

После войны семья переехала в дом на площади Пушкина. Здесь Сергей
окончил школу, отсюда уехал учиться в Новосибирский государственный инженерно-строительный институт. Писать пробовал еще в школе, а во время учебы в институте это захватило его полностью. Ходил на занятия литературного объединения, которым руководил поэт Илья Фоняков, выступал в студенческих аудиториях, печатался в газетах. «Первый раз, - вспоминал впоследствии поэт, - мои стихи напечатали в институтской многотиражке в тот день, когда полетел в космос Юрий Гагарин".

***
Есть у людей особый взор,
Невидящий как будто.
Как долгий и глубокий вздох,
Как звездная минута!

Потом Сергей Донбай неоднократно публиковался в газете "Советская Сибирь". Из Новосибирска в Кемерово вернулся со стихами, которые вошли в его первую книгу "Утренняя дорога".

***
Человеку многое дано.
Говорить! – потребность у людей.
Говорить во сне, по радио, в кино,
Говорить в кругу своих друзей.
Говорить – торжественный обряд!
Знаю, звери помирают все от зависти.
Ведь они совсем не говорят –
Обитают молча в заросли.
Только люди могут молвить слово,
Могут имя чье-то повторять…
А еще у них большое свойство –
Вовремя и точно промолчать.

С 1962 по 1976 годы работал архитектором в проектном институте «Кемеровогражданпроект». По его проекту построена чугунная решетка ограждения набережной реки Томь. В Кемерове на площади Советов стоит здание областного Совета народных депутатов.   Его проектировал архитектор Абрам Моисеевич Школьник, а помогал ему молодой архитектор, будущий кузбасский поэт Сергей Лаврентьевич Донбай.

С 1976 года С. Л. Донбай занялся литературной деятельностью, начал работать ответственным секретарем журнала «Огни Кузбасса».  С 1991 года - член Союза писателей России.

Стихи Сергея Донбая печатались в газетах: «Литературная Россия», «Российский писатель», «Кузбасс», «Кузнецкий край», «Кемерово», «Земляки», «Культура Кузбасса» и др. Лучшие произведения кузбасского поэта С. Л. Донбая включены в российские и кузбасские коллективные сборники, хрестоматии, антологии: «Дыхание земли родимой»,  «Песнь о Сибири», «Рабочая мелодия Кузбасса», «Час России», «Антология русского верлибра», «На родине моей повыпали снега», «Я помню чудное мгновенье», «Собор стихов», «Писатели Кузбасса», «Русская сибирская поэзия». Стихи Донбая переведены на венгерский и французский языки.

Большое число его поэтических публикаций напечатано в журналах и альманахах: «Огни Кузбасса», «Литературный Кузбасс», «Сибирские Огни», «Алтай», «Бийский вестник», «Сибирские Афины», «Литературный Омск», «Врата Сибири», «Москва», «Наш современник», «Поэзия», «Молодая гвардия», «Московский Парнас»  и др.

Сергей Лаврентьевич Донбай является автором сборников стихов: «Утренняя дорога» (Кемерово, 1970); «Прелесть смысла» (Кемерово, 1977); «День» (Кемерово, 1986); «Смута» (Кемерово, 1991); «Проснись у меня на плече» (Кемерово, 1992); «Стихотворения» (Кемерово, 1996); «Слеза» (Кемерово,
2001); «Лесное лето» (Кемерово, 2005); «Силица» (Кемерово, 2006); «Мы нарисуем город словом» (Кемерово, 2008); «Посредине России» (Москва , 2011).

Поэзия Сергея Лаврентьевича Донбая отражает окружающий нас мир, в котором есть определенные нравственные принципы и устои. По ним он оценивает происходящее и расставляет все по своим местам так, как должно быть, а не так, как это бывает на деле. Внимательный, строгий, ироничный, но всегда доброжелательный взгляд поэта всматривается в мир обыденной простой жизни, как в загадку. И оказывается, что в жизни все не так просто, как это кажется поначалу. Многое можно изучить и понять с помощью поэтического слова и выразить так, что становится понятным, «мелочи» жизни далеко не такие уж и мелочи. И постепенно в стихах Сергея Донбая вырастает большая и сложная жизнь людей, а заодно, раскрывается и духовный мир самого поэта. «Мы путники из детства, из природы» – скажет поэт в своих стихах. Кого и что видит он, оглядываясь в детство? Прежде всего, самого себя – счастливого, постигающего жизнь и не знающего, что такое сомнения и компромиссы.

***
Был наказан. Выплакался. Сплю.
Это я. Бессилен, счастлив, маленький…
Счастлив, что прощен, любим, люблю.
Что укрыт шаленкой маминой.

***
И жить нам нравится постольку,
Поскольку просто - можно жить!
Между бараками помойку
Легко в каток преобразить.

Через свое трудное военное и послевоенное детство, но которое впоследствии будет вспоминаться как счастливое, он увидит какой след в душе каждого человека оставила война.

***
Отчетливо в детство, в отрочество
Вошла – до сих пор видна –
Как общее наше отчество
Отечественная война.

Давно в прошлое ушла война, но для тех, кто ее пережил, она не кончится никогда. Вот и Сергей Донбай пишет о ней вновь и вновь. Болью за каждого погибшего пронизаны строки его «Баллады о двадцати миллионах».

***
Двадцать миллионов не хватает с тех пор в стране…
В землю, и в дождик, и в снег превратились они на войне.
Спрятались в рощу и в сон навсегда не по собственной воле.
Горько понурился склон, ненасытно задумалось поле.
Облако, дерево, холмик, незабудка –
Не смогут вовек прошлое имя припомнить:
Александр?..Владимир?..Олег?..

У поэта много стихов, посвященных тому времени, когда люди жили открыто, не боясь за своих детей, играющих во дворах, дерущихся и тут же мирящихся.

***
И двухэтажные бараки
Кишат, как джунгли, ребятнёй
И руки чешутся - для драки
У ребятни полублатной.

***
Наш двор на лавочке сидит,
На тополиный пух сердит.
Весь день его песочница
То мирится, то ссорится.

С детства влюбленный в родной Кемерово, Сергей Донбай посвятил ему целую книгу стихов «Мы нарисуем город словом». Разный в ней предстает город. В послевоенном Кемерове еще много сохранялось от деревенского уклада. Таким он и выглядит в стихах поэта.

***
А весною наш городок
Деревенским приметам подвержен.
Так же в воздухе чуешь дымок
Огородный чуть слышно подмешан.

Но постепенно жизнь в городе меняется и вот уже то, что было знакомо и дорого каждому кемеровчанину с детства, исчезает, и в стихах Сергея Донбая перед нами встает совершенно другой город.

***
Что ни год – микрорайон.
Что ни день – то новоселье!

***
С одной стороны - куполов позолота.
С другой стороны - квазимодо «Азота».

Вместе с новостройками уходит и часть привычной русско-советской жизни. На смену ей приходит совсем другая жизнь, с которой поэт не во всем согласен. Поэтому и томится его душа, а на сердце лежит непонятная грусть.

***
Среди дня отчего-то замру-загляжусь:
Ой, ты, облако-Русь!
По тебе отчего-то слезою утрусь:
Ой, ты, облако-Русь!..
На тебя отчего-то замру-помолюсь:
Ой, ты, облако-Русь!

И от имени этой ушедшей русско-советской жизни, как вызов, брошенный в лицо новому порядку, сегодняшним владыкам жизни, пытающимся разделять и властвовать, звучат мужественные строки, переживающего за страну, поэта.

***
Опять в революцию нас засосало –
Окрашивать флаги и вены вскрывать?
Кому-то охота опять с пьедестала
Нас, будто волков, головнями пугать.

***
Переступили уже за черту.
Переломали одно к одному.
Меч надо мною висит на ветру.
Родину я никому, никому...

Поэзию Сергея Лаврентьевича Донбая отличает глубина мысли. «Для меня поэзия, - говорит он, - «это и способ познания мира, и, одновременно, мое отношение к нему. Лирический философ, на мой взгляд, должен не только отражать жизнь, но и художественно ее преобразовывать, наполнять высокими мыслями».

***
Лунный серп, юный свет,
Видно Иудею.
Ты куда? – в Назарет.
Что несешь? – Идею.

Лирический герой Донбая – это горожанин, который привык к городской жизни и природу обычно не замечает, она для него как фон. И только становясь старше, вдруг открывает для себя, что оказывается, деревья также, как и человек растут, старятся, умирают. И тогда его герой осознает древнюю истину – он дитя природы, с ней он связан навсегда.

***
Без листьев, без криков, без перьев,
Под взглядами нашими сквозь
Рентгеновский снимок деревьев -
Гнезда охладевшая горсть.
Безжизненны и недвижимы.
Уже отлетел листопад.
И кажется, с каждой вершины
И души вот-вот отлетят...

***
Небосвод облаками намок.
Птицы ходят у талой воды.
Мокрый голубь вспорхнул из-под ног,
На асфальте оставил следы…
Облепиха, шиповник, сирень?
Из-под снега оттаяли вновь
Все потери: и радостный день,
И скамейка, и мяч, и любовь!

Одним из главных достоинств стихов Сергея Донбая является их оптимизм, основанный на вере в высокое предназначение человека и высокий смысл жизни. «Мы должны сами творить собственную радость», - считает поэт. – «Должны учиться у жизни, каждый день которой несет нам и новую надежду».

***
Над суетою, над крышами
Там, где теряется взгляд,
Воздух, наполненный крыльями
Сбывшихся наших утрат…
Но не смирись. Но без робости
Пристальней только взгляни –
Крылья несбывшейся радости
Мчат наши лучшие дни!

Поэзия невозможна без чувства любви поэта к женщине. Любовь не минует даже самые суровые сердца, делая их и лиричными, и трепетными. Для Сергея Донбая любовь – одна из главных ценностей жизни. И в разные периоды жизни любовь в его стихах - разная. Первая влюбленность у него похожа на бездомность. …Когда у чувства нету слов...

***
Любовь в меня влетела неземная,
Как будто пуля ранила шальная.
И как шальной, увы, хожу я тоже,
На розы у знакомых занимая.

Чувство любви в его поэзии согрето светлой грустью о том, что первозданность ее неминуемо проходит, а на смену приходит чувство хотя и зрелое, но уже лишенное юной непосредственности, страсти и порыва.

***
Я еще не сказал – обернулась ты сразу!
Нам с тобою понятны не только слова,
Мы по-своему можем заканчивать фразу –
Замолчать…посмотреть…улыбнуться едва…

***
Проснись у меня на плече -
Кудряво, светло и уютно
И просто как доброе утро
Проснись у меня на плече!

Со временем любовь уходит в небытие, растворяясь в прозе жизни. На смену приходит обыденность и проза любовных отношений. И душа поэта от этого мучается и скорбит, не в силах смириться с этим, понять, почему так неправильно и несправедливо происходит.

***
Кто же нам разменял незаметно
Совершенство любви – на рубли?

***
Былая влюбленность прошла,
Осталась любовь пожилая.
Ну что же так стонет душа,
Черту подводить не желая?..

Особой строкой в творчестве Сергея Лаврентьевича Донбая стоят духовные стихи. Дорогой к Храму для кузбасских поэтов стало издание в 2003 году книги «Собор стихов». Три года, три поэта: Борис Бурмистров, Сергей Донбай и Александр Ибрагимов работали над «Собором стихов». Стихи для этого издания не писались специально поэтами. Написаны они были в разное время. А оказалось, что собранные соборные стихи свидетельствуют о неизбежном пути человека к Богу.

***
Как по-своему слог
Прибавляется к слогу,
Так по жизни, как мог,
Каждый двигался к Богу!

***
Человек возделывает земли,
Людей возделывает Бог
Верой и трудом –
Сквозь мерзлоту и кремний
Восходили отрок и росток.
Россиянин, соборянин, внемли,
Только так у нас
Вершится этот слог –
Человек возделывает земли,
А людей возделывает Бог.

***
- А когда молиться?
- А когда молчится.
- А как молиться?
- А как молчится.
- А сколько молиться?
- А пока молчится.

Основой стихов Сергея Лаврентьевича Донбая является нравственность. Поэт бескомпромиссен в одном – в правде. Ее он выражает прямо и без всяких прикрас, без малейшего расчета на то, чтобы понравиться. Жизнь – это суровое испытание человека на человеческое и уже здесь, на земле, определяется его достоинство как существа духовного, отвечающего (или нет) высоким требованиям Образа и Подобия Его. Самоотверженное служение нравственной Истине – самое ценное качество человека, которое Донбай возводит в принцип, определяющий все, в том числе и круг близких ему людей и друзей.

***
Мои друзья не примеряли кресла,
Садились в них и так не долго жили,
Что перепутав Богово и Кесарево
Из жизни без примерки уходили.
Они со мной, живые и ушедшие.
Друзей не отчищаю от пороков.
В своем отечестве, в моем отечестве –
Друзей не отличаю от пророков.

Пребывая в духовном пространстве, поэты невольно становятся пророками. Предвидеть ход событий и влиять на них, поэта обязывает сама природа. Но задача поэзии не в предсказании будущего, а в тех мыслях и поступках людей, которые определяются уровнем развития нравственности и духовности. К сожалению, люди на пути своего движения по жизни, часто выбирают не самые лучшие качества. Упрямство, глупость, строптивость, жестокость и просто лень – все это замедляет ход движения человека. Отсюда и ирония в поэзии Донбая. Юмор и ирония в его творчестве являются теми точными деталями, с помощью которых подчеркивается как раз главное, серьезное, то, ради чего создаются стихотворные произведения, ради понимания всего многообразия и, в конечном счете, осознания ценности простой человеческой жизни. Особенно хорошо это видно в стихотворении «Русская дорога»:

***
Дело было в бурю,
И мужик с лошадкой
Потеряли сбрую,
Ум, телегу с шапкой.
А потом, а после
В лавке притрактовой
Он коньки отбросил,
А она – подковы.
Кости, холм могильный ли –
Не нашла хозяйка.
Канули, как сгинули,
Лишь в народе байка.
Русская дорога,
То мороз, то жарко.
Мужиков-то много...
А лошадку жалко.

Поскольку здесь присутствует стихотворная ирония, то и смысл сказанного надо понимать иначе. С одной стороны, конечно, жалко всех: и мужичонку, и лошаденку, и осиротевшую хозяйку, и телегу с шапкой. Вот такой мы жалостливый народ – дорога наша такая, судьба и ничего тут не поделаешь. Но за иронией поэта просматривается, что на одной жалости далеко не уедешь, жалеть тоже надо в меру. С улыбкой, а иногда и с сарказмом говорит поэт и о своих собратьях по перу.

***
Его особая примета
С годами не пригасла:
Лицом похож он на поэта,
А мордой на пегаса.

Определенная доля юмора и грусти присутствует в тех стихах Донбая, где он пишет об изменениях, которые происходят в семейных и человеческих взаимоотношениях и в первую очередь о том, как изменилась роль женщины в обществе.

***
Раньше были милашки, красотки -
Им такое теперь недосуг...
Как мундир, надевают колготки
По утрам кандидатки наук!
И толкают прогресс... Шутки в сторону!
Юбки в сторону - новый почин!
Если так и пойдёт по-учёному,
Мужики не нужны им почти...

***
Встала жена, да не с правой ноги.
И расходилась в хозяйском пылу:
Скатерть одёрнет - графин вдре-без-ги!
Простынь одёрнет - мужик на полу!
Встанет мужик. И не спорит, не ноет.
Молча стекло за собой подметёт.
После - жену "на скаку остановит"...
Словом, "в горящую избу войдёт"...

Сергей Донбай наблюдает за реальной жизнью и видит, что вокруг копится много никому ненужного зла, и человек не только не пытается избавиться от него, но наоборот, как бы сам ищет, на что бы ему пооригинальнее разозлиться, да получше реализовать себя на поприще злодейства.

***
Туго затянутый галстуком грубости,
Настороженно и тупо, поверх,
Смотрит из зарослей собственной трусости
Вечно готовый напасть человек.

***
Сухие грозы, мнимые дожди,
Горит земля, и в горле пересохло.
Так непомерно набралось вражды,
Что тесно жить от выдоха до вздоха.
И ненавистью воздух заражен.
И помыслы враждуют насмерть с речью.
И взгляд огнем холодным подожжен –
Не согревает душу человечью.

«А как же можно делать что-то хорошо, - недоумевает поэт, - «если пребываешь во зле и недовольстве? Ведь везде нужны, прежде всего, те духовно-нравственные качества, которые присущи человеку и без которых он не может себя таковым называть». Дефицит нравственности Донбай обнаруживает в жизни на каждом шагу и отражает его практически в каждом стихотворении. При этом, что очень важно, сам он поступает так, как ему велит сердце – нравственно правильно. Он не просто констатирует недостатки и осуждает их, а как бы подсказывает как нужно себя вести, чтобы оставаться нравственным человеком.

***
Не бойся, но страшись!..
Есть разница в словах.
Страх продлевает жизнь,
А трусость терпит крах.

***
Кому – обман и несвобода.
Но, отвергая эту чушь,
Тебе подскажут с небосвода
Свободную повадку чувств.

***
Словно яблоня из сада,
Доброта отдаст – и рада,
Доброта отдаст – и рада
И цветёт из года в год.

Казалось бы, зачем поэту надо вмешиваться в дела и поступки людей? Ведь можно не участвовать в трудных земных делах, не прикасаться ко лжи и не бороться с ней, не метать бисер перед теми, кто тебе неприятен, и жить в стороне от всего этого. Конечно, можно! Вот только глубоко нравственный человек Сергей Донбай не может так жить.

***
Ни в церкви, ни тебе не каюсь
В грехах невидимых моих.
Я этот воз тащить стараюсь,
Не разделяя на других.

И о чем бы ни говорил поэт Донбай – о противоречиях ли в обществе, об отношениях между людьми или о гармонии природы – через все его творчество проходит мотив некоей «силицы», которая требует от человека участия и применения духовных сил в земных делах.

***
Когда попутный ветерок поднимется,
Ей улететь бы и не жить во лжи.
Душа легка... Но существует силица
Земного притяжения души.

И эта «силица» заставляет поэта думать и работать до седьмого пота, нести свое слово в толпу, обращаться к истории, искать и находить выходы из безвыходных ситуаций. А по-другому поэт и жить не может, ибо тогда душа его страдает.

***
Душа в Гефсиманском саду.
Но чашу испить не желая,
Противится память живая.
И сердце с душой не в ладу.

Именно обращение поэта к собственной душе в «минуты душевной невзгоды», придает ему силы, оптимизм, смысл существования, которые он и несет людям всем своим творчеством.

***
...И душа словно тело свое забывать затевает,
И пространствует мысль на попутном себе ветерке...

В понятие Душа вмещается очень много, если не все, потому что она стремится соединить и объединить жизнь в мире, гармонии и согласии, всему и вся дать шанс на возможно полную духовную жизнь, как можно больше очеловечить человека, пробудить в нем лучшие качества, сделать его активным участником созидательного процесса.

***
Дверь открой посредине России
И лицом к быстрине прикоснись.

***
На окраинах своего существа,
На заброшенных неудобицах жизни
Проживаем мы – на задворках родства
По молитве и по прекрасной Отчизне.

Яркой страницей в творчестве Сергея Лаврентьевича Донбая стали детские стихи. Стихи, написанные им для детей, познавательны, содержат интересные сведения о животном и растительном мире, который окружает нас. Сколько увлекательных занятий, игр и наблюдений дарит лето ребенку: можно побегать по лесным тропинкам, насобирать полное лукошко ягод, послушать пение птиц, пообщаться с деревьями. Задорно и весело рассказывает поэт детям об окружающем мире в книге «Лесное лето», вышедшей в серии "Детские книжки Кузбасса". Его маленький герой познает мир через окружающую природу.
       
***               
Считала кукушка,         
И я не скучал – 
И я арифметику            
С ней изучал.               

***
Девчонка рябина
С подружкой сосной       
С утра и до ночи            
Дружили со мной. 

***         
И, словно лукошко,
Был с горкой наполнен
Отборной клубникой
Березовый полдень


Сергей Донбай не только пишет стихи.  Его трудовая и творческая деятельность неразрывно связана с журналом "Огни Кузбасса". В настоящее время он  является его главным редактором. Донбай также входит в состав Высшего творческого совета Союза писателей России и редколлегии журналов: "Сибирские огни" (Новосибирск) и "День и ночь" (Красноярск). Как главный редактор журнала «Огни Кузбасса» и как поэт, Сергей Лаврентьевич Донбай активно сотрудничает с российскими и региональными журналами.

«Огни Кузбасса» - это старейший литературный журнал. Он начал выходить в 1949 году под названием "Сталинский Кузбасс".  Вся деятельность этого уникального издания проходит в тесном сотрудничестве с Кемеровским областным отделением "Союз писателей России». Каждый номер журнала подробно рассказывает о литературной жизни Кузбасса. По разнообразию имен авторов и литературных жанров, журнал не уступает любому солидному российскому литературно-художественному журналу. А материалы, печатающиеся в нем, также разнообразны, как различна и сама современная жизнь.

Неоднозначно и творчество современных писателей, представленное в журнале. Здесь уживаются как маститые авторы, так и совсем юные, начинающие поэты и писатели. И пусть, как утверждает главный редактор журнала С. Л. Донбай, не все они одинаково талантливы, но каждый имеет право на свое слово. Наверно нельзя назвать ни одного кузбасского писателя или поэта, который бы не печатался в «Огнях Кузбасса».

Но редакционная коллегия «Огней Кузбасса» не замыкается только на местных материалах. Постоянно расширяются творческие связи с писателями и журналами из других регионов России. К сотрудничеству приглашаются все, кому дорога Россия, Сибирь и наш родной Кузбасс. Прочные творческие связи установились с журналами: «Наш современник» (Москва); «Всерусский Соборъ» (Санкт-Петербург); «Сибирские огни» (Новосибирск); «День и ночь» (Красноярск); «Врата Сибири» (Тюмень); «Сибирские Афины» (Томск); «Алтай» (Барнаул); «Дальний Восток» (Хабаровск); «Зеленая лампа» (Иркутск) и др.

С 1979 года при Союзе писателей Кузбасса работает студия молодых литераторов «Притомье». Основателем студии был поэт Геннадий Юров.  Последние годы студию возглавляет Сергей Лаврентьевич Донбай. В студию «Притомье» приходят все, кто любит поэзию и литературу; и кто пытается писать сам – от школьников до людей солидного возраста. Творчество студийцев поддерживается журналом «Огни Кузбасса». Их произведения печатаются в рубрике «Литературная студия», ставшей своеобразной стартовой площадкой для начинающих авторов.

С 2003 года выходит приложение к журналу «Огни Кузбасса», в рамках которого печатаются поэтические сборники и другие произведения кузбасских авторов. Редакционной коллегией постоянно проводятся презентации новых номеров «Огней Кузбасса». Вместе со своими авторами сотрудники редакции участвуют в творческих встречах с читателями в школах, библиотеках, высших учебных заведениях и общественных организациях. После таких встреч в журнале «Огни Кузбасса» в рубрике "Светлица" появляются произведения талантливых школьников и молодых авторов из разных городов Кемеровской области.

Не остаются без внимания Сергея Лаврентьевича и мероприятия, проходящие в Доме литераторов. Донбай принимает активное участие в работе семинаров и съездов литераторов Западной Сибири и Урала, которые проводятся на базе Кемеровского областного отделения "Союз писателей России".

Активная общественная и литературная деятельность Сергея Лаврентьевича Донбая принесла ему российскую и зарубежную известность. За особый вклад в литературу и культуру страны он удостоен высоких наград. В 2005 году за создание сборника православной поэзии «Собор стихов» (составители: Б. В. Бурмистров, С. Л. Донбай, А. Г. Ибрагимов.) ему вручена Всероссийская православная литературная премия им. Александра Невского. Сергей Донбай - лауреат премии «Молодость Кузбасса» и литературной премии имени Василия Фёдорова. Заслуженный работник культуры России. Награжден почетной грамотой Министерства культуры РФ, архиерейской грамотой «В благословение за усердные труды во славу Святой церкви», многочисленными областными наградами.

В детстве человеку кажется, что впереди у него очень длинная жизнь. Но время проходит быстро. Его безжалостный, но увлекательный бег поэт сравнивает с движущимися троллейбусом и электричкой.

***
Сядешь в троллейбус на две остановки –
День, как одна остановка, мелькнёт.
Только успеешь прочесть заголовки...
Быстрое, быстрое время идёт.

***
А жизнь, как электричка, мчится
(И ни какая-то ничья!)
По нежной жилке над ключицей,
На стыках сердца грохоча.

Время неумолимо отсчитывает свои года. И хоть встречает их  Сергей Лаврентьевич с большим багажом, но ему кажется, что еще не все сделано, еще надо многое успеть. Поэтому каждый день идет он тихой, размеренной походкой в Дом литераторов, где под его руководством выходит журнал «Огни Кузбасса». А за окном редакции несется беспокойная жизнь, которая не оставляет поэта равнодушным. И поскольку поэт всегда живет, думает и чувствует в ритме будущего стихотворенья, то и Сергей Донбай живет по этому же принципу.

***
Пиши, «ни дня без строчки»,
Рукою мучай гриву,
Но это будут очерки,
Написанные в рифму.



Фото из архива поэта