Однажды в Вильнюсе...

Наталья Фёдорова
 Это было в 1988 или 89 году. Сейчас уже не помню год. Было на площади у Кафедрального собора...
 Я была в гостях у родственников в Литве. Почему-то мои красноярские родственники, никак не связанные этнически ни с Литвой, ни с Польшей оказались в Вильнюсе, а не я. У меня есть польско-литовские предки, а у них нет.
 Бурные процессы перестройки не просто затронули, а прямо захлестнули советскую Литву. Особенно старался "Саюдис" - Народный фронт Литвы, антикоммунистическая общественная организация буржуазно-демократического толка. Они даже выпускали свою газету "Согласие" с лозунгом на первой полосе "За нашу и вашу свободу!".
 Время от времени "Саюдис" устраивал митинги на этой площади и в других местах города, бурно требуя отмены советской власти и выхода из состава Советского Союза.
 И вот однажды летом на школьных каникулах я попала на такой крайне многолюдный митинг...

......

 Я помню очень много улыбчивых дружелюбных людей, раздачу трёхцветных ленточек (цвета флага Литвы, старого или нового), и открыток с текстом нового гимна Литвы, который кто-то уже успел сочинить , и с изображением рыцаря в латах и на коне.
 То и дело ко мне кто-то обращался по-литовски, но ничего кроме "аш нясупранту" я не могла ответить, то есть "я не понимаю". Тогда со мной говорили по-русски.
 Речи ораторов прерывались исполнением гимна Литвы, который хором пела вся площадь:" Летув-аа, Летув-аа".
 Время от времени огромная толпа народа на площади начинала скандировать: "Сво-бо-ду! Сво-бо-ду!" То по-русски, то по-литовски. Вильнюс,как известно, всегда был интернациональным городом и кроме литовцев, в нём было много евреев, поляков, белорусов. Да и сейчас, видимо, есть.
 Обстановка была очень весёлая и торжественная, но неожиданно, сунув руку в карман, я поняла, что у меня украли кошелёк. Вот так номер !
 К тому времени я уже порядком устала и как-то расстроилась из-за пропажи, хотя сумма была небольшая. Но согласитесь, противно быть обворованным!
 В общем, с митинга мы с моими родственниками ушли. А на другой день в каком-то кооперативе тётка купила мне новый удобный и очень компактный кошелёчек. Он служил мне ровно 17 лет и совершенно не менялся и не дряхлел, но в конце концов так мне надоел, что я его "оставила" у мусорного бака. Вот какие прочные вещи умели делать в Литве !
 Прошли десятилетия. Мечты литовцев давно исполнились, они обрели свободу и независимость. У этого нового для них состояния оказались и плюсы и минусы. Кто-то доволен, кто-то - нет.

.......

 А я с тех пор на митинги не хожу. Чревато, знаете ли. До этого случая ходила, а потом как-то охладела к этому делу. Ведь как ни крути, а на любом митинге всегда воруют кошелёк. Пусть в переносном смысле, но воруют. А дарят ленточку, открыточку.

                16 июля 2014 г.