Город К. Штрихи к портрету

Юрий Ткаченко
Когда речь заходит о точке на географической карте, расположенной на широте 53 градуса 44 минуты и  долготе 78 градусов 02 минуты – координатах Карасука мы, его жители ведём себя, так сказать, в зависимости от «политической обстановки и текущего момента». Пока мы где-то на чужбине – это самый лучший город Земли, а как вернёмся – дыра, болото… А вот так ли это? Может, стоит пройтись не спеша по его улицам и открыть для себя немало интересного и даже неожиданного. Того, что в каждодневной суете «остаётся за кадром».
А Джульетта выйдет?
Знаете, где в нашем городе самое романтическое место для свиданий? Нет, не пешеходный мост и не парк в районе молзавода, а «малосемейка» на ул. Союзной. Моя дочь из-за необычных балконов, установленных на торцах, что говорится от уха до уха, его секции окрестила «Ромео и Джульетта». Строители слукавили – по сути дела это один дом клонированный дважды. Просто немножко отступили и, в отличие от исторического дома юной Джульетты в итальянской Вероне, нет преград карасукским Ромео. Достаточно назначить встречу с любимой на балконе и никакие Монтекки и Капулетти не смогут помешать. Можете проверить.
Свистать всех наверх!
Открываешь дверь в квартиру и … останавливаешься от неожиданности. Вместо комнаты взгляд упирается в крутую лестницу, уходящую узкими ступеньками куда-то под потолок. Да, в городе немало домов старой постройки с раздельными входами в квартиры на разных этажах, но другой такой крутой, как в доме по ул. Сударева 22 я не встречал. Это скорее корабельный трап. Хозяева же давно уже привыкли к 13! деревянным ступенькам. Несколько из них легкосъёмные – за ними «спрятана» небольшая кладовка. Подымаемся наверх – и ещё один сюрприз старого дома. В углу, умиротворённо потрескивая горящими поленьями, топится печь. Дымоход квартир первого и второго этажа общий, а печки – индивидуальные.
Трёхпалубный гигант
Если «копнуть» историю развития Карасука, то привычное сегодня центральное отопление, появилось далеко не сразу. Тепло подавалось в дома от маленьких котельных, а некоторые из них имели вообще автономные кочегарки.
Российские историки утверждают, что на первом русском пароходе - боте «Елизавета» изначально была установлена (или вернее сказать, сложена) кирпичная дымовая труба ничем не отличавшаяся от обычной печной. Естественно, в первом же плавании она развалилась и была заменена на металлическую. В наших «сухопутных» реалиях кирпичные трубы оказались более живучими. Вы к примеру, не найдёте следов от трубы, некогда возвышавшейся над зданием аптеки по ул. Пархоменко (сегодня в нём находится отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии). Так же бесследно исчезла котельная на территории лесхоза и ещё многие другие, а вот кирпичная труба Дома ветеранов по ул. Целинной 4 – целёхонька. Хоть и не используется по назначению, но по-прежнему придаёт трёхэтажке шарм. Ну чем не красавец – пароход, мирно дремлющий у причала? А мода на автономное отопление опять возвращается – проще монтаж и экономичнее использование.
Погреб наоборот
1976 год. Наша семья недавно переехала из частного домика, мешавшего строительству стадиона в квартиру на третьем этаже. Поспешили осмотреть наш «скворечник» родственники, живущие «на земле». Приехали они неожиданно (ведь телефон в то время был доступен немногим) и бабушка в спешке стала готовить на стол.
- Юр, достань из погреба огурчиков.
Эта просьба ввела гостей в ступор. Глядя на них, я понял, что от меня ждут чуда. Сейчас откину половичок на полу, а там крышка с колечком вместо ручки и спущусь к соседям на второй этаж за огурцами! Но я их разочаровал. Бабуля по привычке погребом назвала коллективное овощехранилище. Два таких странных здания, больше напоминающие бункер или бомбоубежище, построены в Черёмушках. Одно возле 135 дома по ул.Ленина, другое – возле 8-го по ул.Тургенева. Первое на более высоком месте, поэтому частично «утоплено» в землю, а второе из-за близости грунтовых вод закапывать не стали. Кстати, тут рядышком на стройплощадке в своё время утонул гусеничный трактор. Просто погрузился весной в жижу по самую кабину. Тракториста эвакуировали, проложив мостик из досок, а железный монстр стоял ещё месяца два пока лужа не высохла. Лопатами потом откапывали. Вот вам и танки, которые грязи не боятся!
 Не копать, зальёт!
Острые языки говорят, что Карасук очень похож на Саудовскую Аравию. Стоит пару раз копнуть лопатой. Только у них выступит нефть, а у нас – вода. Доступные методы борьбы с этой напастью – водоотведение и отсыпка территории. Вот почему так нелепо смотрится на строительном участке клозет со ступеньками (грунт завезут и всё выровняется). А гаражи в районе улицы Союзной? Ров с водой, высокий земляной вал и кирпичные стены – чем не средневековая крепость? Пара компьютерных спецэффектов и хоть сейчас на широкий экран.
Парадоксы картографии
А сколько интересного могли бы поведать, если бы могли, тёмные воды Банного озера. Ведь сплошные загадки. Оно образовалось после наводнения 1948 года. До сих пор точно не может никто ответить стояли на этом месте дома, которые постигла участь мифической Атлантиды или это была пустынная низменность? Своё название озеро получило от бани, стоящей неподалёку (со стороны ЦУМа). А вот когда? И почему на картах города оно делится на два – большое и малое. Ведь по сути это один водоём. Под дорогой, перерезающей его, проложена труба, по которой вода свободно перемещается из одной части в другую. Вот в Финском заливе построили дамбу для защиты Санкт-Петербурга от наводнений, но количество Балтийских морей от этого не удвоилось. Если судить по аэроснимку, сделанному этим летом, то правильнее говорить о двух водных акваториях. Первая – это Большое Банное с высохшей частью за дамбой, ведущей на микрорайон педучилища с одного края и пересекающей его дорогой с другого. Вторая – действительно отделившееся от основного маленькое озерцо у железнодорожных путей (см. фото). И ещё одна ремарка. Наверное, мы избалованы количеством водоёмов. Есть у нас для отдыха и Хорошее, и Кривое, и Красное озёра. Иначе давно приспособили бы для этих целей водоём в черте города, как делают в маловодных местах страны.
Вот такой эскиз получился на моём импровизированном мольберте.
Обходя лужу, с улыбкой вспоминаю детство и соседскую Ленку, которая заживляя наши «боевые» раны на коленках обычной грязью и, что бы не расплакаться от вида крови, приговаривала, успокаивая и себя и «раненого»:
- Вот увидишь, заживёт. Она же лечебная.
Лично я её словам верю до сих пор. А осенняя хандра и унылое настроение скоро пройдёт.