Как это было

Константин Лудченко
                трагедия над морем
                ( как это было)
       День первый. 04 октября 2001 года. Четверг.
       После полудня получили очередной прогноз погоды. Ура! Снова продолжает светит солнце, легкий ветерок, температура воздуха +25, вода в море - +23. «Бабье лето»  не покидает нас! И если бы тогда кто-то сказал, что в последующие дни мы в МСКЦ  (морской спасательно-координационный центр) из-за работы не будем видеть не только солнца, но и забудем о послеобеденной чашечке кофе, а спать будем урывками, прямо здесь, у телефонов и радиостанции, да и то когда уж совсем не в моготу и голова не работает, и глаза ничего не видят, никто бы из нас не поверил.
       14 часов 27 минут. Дежурный радиооператор нашего подцентра в Сочи сообщил, что только что с ним на связи был руководитель полетов аэропорта Сочи. По его информации он несколько минут назад имел разговор с командиром пролетающего самолета армянских авиалиний и он информировал, что наблюдал недалеко от себя в верхнем эшелоне ТУ-154, который на его глазах взорвался и обломки самолета упали в море приблизительно в координатах 43-10-5 северной широты и 037-46-0 восточной долготы. Бросились к карте. Южная часть Черного моря. Глубины 2100 метров. До турецкого берега 120 миль. До Новороссийска и Сочи одинаково – 90 миль. Если кто-то хочет знать, сколько это в километрах, то умножайте на два. Будет почти правильно, хотя чуть-чуть меньше. Нейтральные воды, а это значит, что искать и спасать наш долг и  обязанность. Но кто летел?
       Информируем региональный центр МЧС в Ростове-на-Дону и от них выясняем, что на экранах Ростовского центра полетов пропал ТУ-154 авиакомпании «Сибирь», летевший рейсом Тель-Авив – Новосибирск. На борту находились 64 пассажира и 12 членов экипажа.
      Наш список на оповещение о случившейся трагедии довольно длинный и, как всегда, начинается он с требования поставить в известность всех начальников, по ранжиру. Но не они ведь будут спасать. Поэтому прежде всего даем команду спасателям «Капитан Беклемишев» в Новороссийске и «Меркурий» в Туапсе немедленно сниматься со швартовых и следовать в район падения самолета. В эфир передаем срочное сообщение «всем судам» в Черном море немедленно,  с получением данного сообщения,  выйти на связь с МСКЦ Новороссийск. Теоретически понимаем, что выжить при падении с высоты в несколько километров практически невозможно, но все же в душе каждого из нас теплится какая-то призрачная надежда. Только быстрее, быстрее… И почти на «ура» воспринимаем информацию, что вертолет аэропорта Адлер вылетел в море (14.55 мск).   
     Продолжаем оповещать о беде. Звонят все телефоны, порой по две трубки у головы. А у радистов Игоря Чижикова и Виктора Жданова  начался прием. Суда в Черном море уже выстроились в очередь на эфир, сообщают свои координаты. Тут же наносим их позиции на карту и определяем возможность использования в немедленной поисковой операции. В 15.10 мск даем команду капитану тх «Капитан Вакула» немедленно изменить курс и следовать в координаты падения самолета. Везет же. Судно всего в часе хода от места трагедии. Но капитан выжал из машины все что мог и через 45 минут докладывал о виденном….
      Эфир не умолкает ни на секунду. Благодарим за готовность помочь, но просим следовать своим курсом суда «Владислав Фильков», «Мирза», «Олеся Прима»,  «Руслан», «Николай Савицкий», «Сантьяго» и многих других. Слишком далеко они от места трагедии. Заворачиваем от пути следования иностранное судно «Bosporus Star», далековато, но других нет, а каждая единица в районе поиска будет на вес золота.
     Уже спешит в район бедствия «Капитан Беклемишев» - наш главный  спасательный буксир на Черном море. На его борту вышел в море опытный капитан, первый заместитель капитана порта Новороссийск Виктор Алексеевич Василенко. Не менее опытен и капитан буксира – Филипский Виктор Николаевич. Теплоход «Канин» спешит из Сочи, пограничный корабль под позывным «Вельбот 041» вышел из Новороссийска.  Вот-вот выйдут из порта Геленджик спасатели МЧС на судне «Спасатель Прокопчик» и на двух быстроходных катерах «Спортис-1», «Спортис-2».
      Суровая практика спасения на море гласит, что капитан первого прибывшего в район бедствия судна становится командиром на месте действия. А это значит, что капитаны последующих прибывающих судов поступают в его распоряжение и выполняют все его указания. И не важно, какой ты капитан, умудренный сединами или только взошедший на капитанский мостик. Не опытных капитанов не бывает. 
     В 16.40 мск «Капитан Вакула» входит в место скопления обломков упавшего самолета, над которыми завис вертолет аэропорта Адлер.   Выполнив свою задачу как наводчика, вертолет берет курс на Сочи.  Капитану судна Николаю Петровичу Цингалеву подтверждаем его статус командира на месте действия и принимаем первую информацию с места трагедии. А она печальная. Последняя тонкая ниточка надежды обрывается. Вокруг судна только лишь множество обломков самолета,  вещи пассажиров, замечено несколько плавающих тел. Живых людей нет. Капитану не до разговоров, свой доклад нам он прерывает командами по спуску шлюпок, командами рулевому. Просим прежде всего обследовать плавающие тела и в первую очередь поднять их на борт. И координаты, точные координаты скопления фрагментов. Прямо с экрана датчика GPS Николай Петрович диктует – 43-10-64 северная широта и 037-42-21 восточная долгота.
     Постоянно с нами на связи главный морской спасательно-координационный центр в Москве, оперативный генерал МЧС. От них и узнаем, что информация о трагедии с самолетом дошла до самых верхов и уже назначен председателем правительственной комиссии по расследовании аварии Секретарь Совета Безопасности РФ Рушайло В.Б. Комиссия до конца суток вылетит в … Сочи.  Почему не в Новороссийск?, - задаемся мы вопросом. Но скоро понимаем, что расстояние до места трагедии одинаково, а в Сочи накатанный путь, обжитые отели и рестораны. Понимаем и другое, что нам теперь придется работать в режиме «испорченного телефона». Связь то с районом поиска у нас. Вот и будем мы передаточным звеном на линии Сочи – Новороссийск – район поиска и наоборот.  Так оно и было.
     Наконец доходит очередь и я информирую о случившемся своего непосредственного начальника – начальника морской администрации порта Новороссийск Михаила Ивановича Суслина.  Он у нас недавно. Работал в Минтрансе и временно брошен в Новороссийск, сам это прекрасно понимает, поэтому и работой себя не утруждает. С приходом обзавелся восьмью заместителями, вместо бывших двух, и большинство времени проводит в Москве, с семьей. Бюрократ, чиновник высшей пробы.
    - Так вы там действуйте оперативно, - дает он свои указания. -  Никому не говорите, что я в Москве, во второй половине дня понедельника буду на месте.
    Заканчивая разговор, вспомнив о правительственной комиссии, говорю об этом Михаилу Ивановичу.
    - Для всех я и сейчас в Новороссийске, - распаляется он. - Вылечу завтра утром. 
      Погода в районе поиска благоприятная, ветер не более 2 метров в секунду, море штилевое. Спущенные на воду шлюпки с тх «Капитан Вакула», маневрируя между фрагментами самолета и вещами пассажиров, выискивают плавающие тела. Убедившись, что медицинская помощь уже не нужна, тела поднимаются в шлюпку, а затем доставляются на борт судна. По состоянию на 19.10 мск на борту судна 5 тел женщин и одно тело мужчины. Просим капитана дать указание морякам в шлюпках поднимать фрагменты судна, которые уже в притопленном состоянии. Нужно спешить, чем больше будет фрагментов, тем больше будет гарантий узнать правду  о гибели самолета.
     В 20.15 мск в район поиска прибывает быстроходный катер МЧС «Спортис-1» и его рулевой Сергей Жижин , как старший на катере, вещает в эфир на УКВ, что он принимает руководство поисковой и спасательной операциями на себя. Откуда такая прыть не может понять даже капитан Цингалев  с тх «Капитан Вакула» и выходит с нами на связь с просьбой навести порядок в районе поиска. Унять самозванца удалось только лишь тогда, когда ему было передано распоряжение ответственного дежурного по МЧС генерала - выполнять все указания МСКЦ Новороссийск и непосредственного командира на месте действия капитана тх «Капитан Вакула». 
      К концу суток 04 октября в районе падения самолета  уже занимались поисковыми работами военные корабли «Вельбот 041» и «Вельбот 0640», спасательный буксир «Меркурий», быстроходные катера МЧС «Спортис-1» и «Спортис-2», тх «Канин» и танкер «Александр». Все они «пахали»  море под светом собственных прожекторов.

        День второй. 05 октября 2001 года. Пятница

      В начале суток получаем распоряжение первого заместителя Минтранса РФ Рукша А.А. и начальника ГМСКЦ Комарова В.В. – общее руководство поисково-спасательной операцией на месте падения самолета возлагается на МСКЦ Новороссийск и его начальника Лудченко К.Ф.,  координаторами на месте поиска назначаются капитан буксира спасателя «Капитан Беклемишев» Филипский В.Н. и первый заместитель капитана порта Новороссийск Василенко В.А.  По всей видимости все это уже согласовано с правительственной комиссией, так как первым ее протоколом предписывается капитану тх «Капитан Вакула», с приходом в район поиска буксира «Капитан Беклемишев»,  передать ему полномочия командира действия.  Что и было сделано в 01.25 мск. Согласно этого же протокола, тх «Капитан Вакула» с поднятыми телами погибших и фрагментами самолета, вещами пассажиров, должен следовать в порт Сочи.  Чуть меньше часа занимает работа по передаче на тх «Капитан Вакула» всего найденного на воде другими поисковиками и 02.20 судно берет курс на Сочи. Уже на ходу его догоняет «Вельбот 041» и передает еще два  тела  только что найденных женщин. Всего на борту тх «Капитан Вакула» 14 тел погибших при катастрофе, фрагменты самолета, вещи пассажиров, включая найденный летный саквояж с документами самолета, пробы воды, взятые в разных точках места падения самолета.
      С наступлением рассвета все суда в районе бедствия занимают места в поисковом ордере и по команде с бк «Капитан Беклемишев» начинают движение условленными курсами и скоростью. И так весь светлый день, вдоль и поперек прочесывая 20-ти километровую зону от центра падения самолета.  К поиску подключаются прибывшие тх «Спасатель Прокопчик»,  военный корабль «Пытливый». Подходит иностранное судно «Bosporus star», но мы его освобождаем от поисковых работ, благодарим за содействие и просим следовать по назначению.  Через несколько дней из офиса этого судна «Palmali» в Турции получаем радиограмму, в которой владельцы судна и сам экипаж  «отказываются от всех издержек, потерь и каких либо компенсаций за задержку судна в пользу семей  погибших».
      В процессе поиска выясняется, что замедление хода или остановка судов для поднятия обломков самолета и вещей пассажиров, ломает строй ордера, порой грозит опасным сближением. Тогда  капитан Василенко В.А. принимает решение вывести из ордера легкие быстроходные катара МЧС «Спортис-1» и «Спортис-2» и  использовать их только  по вызову. Обнаружившее предмет  судно немедленно информирует катер, который занимается его поднятием  и транспортировкой до места передачи на борт тх «Канин». Он у нас вечером должен уйти в Сочи с найденными за день  обломками .  Работа действительно пошла быстрее и эффективнее.
     В  полдень на бк «Капитан Беклемишев» высаживается следственная группа, которую доставила из Новороссийска яхта «Новик». В это же время освобождаем от поисковых работ «Вельбот 041» и он уходит в район выполнения своих непосредственных служебных задач.
      В течении дня дважды появляется в районе поисковых работ вертолет. Первый раз  с членами правительственной комиссии, а вторично для определения района скопления обломков и наведения на них судов ордера
     По сообщению капитана Василенко В.А.,  на поднятых самолетных креслах и между салонных дверях есть отверстия, похожие на пулевые. Неужели была стрельба? Догадки и предположения будоражат нас, но все же приходим к выводу, что лучше подождать. Обломки самолета уже осматривают специалисты в Сочи.
     С наступлением вечерних сумерек все поисковые суда, поочередно,  подходят к тх «Канин» и передают на его борт тела погибших и фрагменты самолета. С этим скорбным грузом судно отправляется в Сочи.
     Проведя радиотелефонное совещание с капитанами поисковых судов и как бы подводя итоги поискового дня капитан Василенко В.А.  докладывает нам, что, практически, все плавающее на воде ими уже собрано. Если еще что-то и есть, то оно уже в притопленном состоянии и с высоты мостика поисковых судов видимо только под бортом судна. Поэтому в поисковых работах необходимо задействовать рыболовные суда, имеющие тралы для работы на небольших глубинах. Сокрушается капитан Василенко В.А.  и тем, что погода в районе поиска начинает портиться, пошел северо-западный ветер более 10 м/с и если так продержится, то завтра работа поисковиков будет затруднена волнением. 
     Рабочий день уже закончился, но все же старшему капитану координатору МСКЦ Венедикту  Черненко и капитану координатору МСКЦ Владимиру Райхлину удается найти в Новороссийске и Анапе владельцев рыболовных судов и объяснить им создавшуюся ситуацию. Готовились мы к уговорам, просьбам. Однако до этого не дошло. Ведь правду говорят, что беда людей объединяет. Даже экипажи судов судовладельцы собрали очень оперативно и в 21.00 мск в район поиска из Новороссийска отправился траулер «Грот», а из Анапы траулер «Мидия».
     Поток распоряжений, приказов, требований нескончаемым потоком идет к нам от правительственной комиссии. На ее ведь работает чуть ли не весь  диспетчерский штат МЧС, прибывший в Сочи.   То есть где-то человек тридцать приказывают и только нас трое  исполняют. Приказывающие все минимум майоры  и проявить прыть каждый за честь считает. Не успеет еще и чихнуть кто-то из комиссии, а нам уже распоряжение:  - «А почему только на небольших глубинах тралить? Немедленно найти аппаратуру для поиска утонувшего самолета и попробовать его достать». Это на глубине 2100 метров! Никакие разумные, логические  возражения не принимаются. Поэтому и освобождаем от всех обязанностей капитана координатора Юрия Иванова и усаживаем его за отдельный телефон искать специализированное судно с необходимой глубинной аппаратурой. К концу суток нашли. Аппаратурой глубоководного поиска обладает НИС «Академик Голицын», принадлежит «Газпрому» и в настоящее время работает на укладке глубоководного трубопровода «Южный поток». Но заполучить его уже не в нашей компетенции, о чем и сообщаем в штаб правительственной комиссии.
      В 23.00 мск из Сочи снялся в рейс на Одессу тх «Капитан Вакула», направивший в адрес МСКЦ следующую радиограмму:
     «На Ваш запрос о калькуляции расходов судовладельца и выставлении счета в связи с участием тх «Капитан Вакула» в поисково-спасательных работах  экипажа и пассажиров аэролайнера  ТУ-154, потерпевшего крушение в Черном море, администрация компании (Мурманское морское пароходство) и экипаж судна выражают глубокое соболезнование близким и родственникам погибших и отказываются от каких-либо компенсаций в пользу семей погибших».

        День третий. 06 октября 2001 года. Суббота

      Ночь в поисковом районе проходит в ожидании рассвета. Постепенно усилившиеся волнение моря создает только блики от света прожекторов и усмотреть что либо на поверхности моря просто невозможно. Прогноз тоже не утешительный. Порывы ветра до 14 м/с,  возможен кратковременный дождь, гроза. А к рассвету выясняется, что главные и незаменимые помощники в поисковых работах «Спортис-1» и «Спортис-2» при данном волнении работать не могут. Легкие они очень, швыряет их на волне, вот и  вынуждены они спрятаться за высокий борт тх «Спасатель Прокопчик». То есть и он не у дел. Поднять на борт катера тоже возможности нет, тяжеловаты для судового крана.
     В 07.45 мск построенные в ордер суда продолжили поиск. В 09.00 мск прибыли в район поиска «Грот» и «Мидия». Руководили поиска капитаны Василенко В.А. и Филипский В.Н, определили для них район захвата и сейнера начали траление в квадратах 3х3 мили с глубиной траления 10-12 метров, шириной захвата 18 метров.
      Не известно для нас на каком уровне решался вопрос, но в 11.30 мск в район поиска прибывает НИС (научно-исследовательское судно)  «Академик Голицын». Началом сканирования дна определяем для него точку с координатами, переданную нам капитаном тх «Капитан Вакула» в момент его прибытия на  место наибольшего скопления фрагментов самолета. НИС занимает там позицию, готов уже начать спуск аппаратуры, как  мы вынуждены дать ему другие координаты начала поиска. Дело в том, что с нами на связь вышел подполковник МЧС Мамонтов и категорически потребовал началом поиска для НИС принять точку, сообщенную пилотом армянских авиалиний. Наши доводы и объяснения как профессиональных моряков ни к чему не привели и во избежание неприятностей со стороны правительственной комиссии мы даем команду НИС «Академик Голицын» перейти в другое место. Если в километрах, то приблизительно на восемь  в сторону.  Поэтому и проработав два дня глубоководная аппаратура зафиксировала только лишь остов старого судна да ржавый до неузнаваемости якорь. НИС «Академик Голицын» был отпущен для выполнения непосредственных задач в район прокладки «Южного потока».
     Во второй половине дня, по информации руководителей  поисковых работ в море, выясняется, что для продолжения поиска необходима бункеровка судов, так как заканчивается топливо у военных кораблей, на тх «Спасатель Прокопчик», с ограниченным запасом прибыли и частные сейнера. На буксирах спасателях «Капитан Беклемишев» и «Меркурий» заканчиваются продукты, а на всех судах курильщики перешли на строгий режим экономии. Нужен надежный бункеровщик, так как портовые малы и на волнении передать топливо не смогут. Да и топливо кто даст? Топливные конторы частные и там закон один – деньги вперед. И надо отдать должное капитану Новороссийского порта Владимиру Владимировичу Ерыгину. С Новороссийской военно-морской базой он договорился о предоставлении бункеровщика «Иман», а Новороссийской топливной компании выдал гарантийное письмо на оплату топлива. Организацией закупки и доставки на бункеровщик продуктов для судов поиска занялись в городском отделении МЧС Новороссийска.   
       С наступлением темноты поиск прекращается и руководитель работ капитан Василенко В.А. сообщает, что судами поиска, кроме мусора, ничего не обнаружено. Сейнера «Грот» и «Мидия» также, кроме мусора, ничего не вытралили.   Но по требованию комиссии даже мусор складируется в мешки для последующей доставки в Сочи.
     Уже третий день, после окончания обработки полученной информации из района поиска, раздается телефонный звонок и на связь с МСКЦ выходит диктор ОРТ Жанна Агалакова, которая готовит вечерний выпуск новостей. Мы с ней уже как хорошо знакомые друзья, а мои коллеги, капитаны координаторы, в шутку называют меня телевизионной звездой. Каждый вечер и затем рано утром звучит мой голос в телевизоре, но я  его так ни разу  и не услышал. Во время вечерних новостей у меня связь с правительственной комиссией, а в утренние часы связь с судами в районе поиска. 
     Как нам сообщают из правительственной комиссии, первые родственники погибших уже прилетели в Сочи. И не только из Москвы и Новосибирска, но и из далекого Тель-Авива. Желание родственников посетить место падения самолета, конечно, естественно и организовать такой выезд необходимо, да и в грязь лицом  не ударить. Все ведь упирается в вопрос: - А на чем везти?  Пассажирский флот разворован и на металлолом продан, а везти на катере убитых горем людей в общем салоне с деревянными скамейками вроде бы как и статус великой державы не позволяет. Подсказываем, что в Новороссийске стоит частный пассажирский теплоход «Любовь Орлова», иногда делающий рейсы  с «челноками» на Стамбул. В переговорный процесс с владельцами вступает капитан порта Новороссийск Ерыгин В.В., организовывает доставку на борт судна дизельного топлива и «Любовь Орлова» готовится отойти  из Новороссийска на Сочи. Выделен автомобиль, который собирает экипаж по всему городу,  находящиеся на судне горничные готовят каюты к приему гостей, грузят продукты и постельное белье, срочно затребованное из прачечной.      

       День четвертый. 07 октября 2001 года. Суббота

     В районе поиска только траулеры «Мидия» и «Грот» заканчивают траление отведенной для них морской территории. Остальные суда поиска лежат в дрейфе в ожидании рассвета, который, по всей видимости, ничего хорошего не принесет. Снова прогноз не благоприятен. Ветер северо-восточный 10-12 м/с, волнение моря до одного метра. А по информации капитана Василенко В.А. вечером уже наблюдалась зыбь. К трем часам ночи поднимают свои тралы сейнера, но, кроме мидий, там ничего нет. Руководители поисковых работ просят  утром направить в район поиска вертолет для определения места скопления плавающих предметов. Хотя, как они заверяют, плавающее уже все собрано, а остальное – утонуло. 
     В 04.30 мск из Новороссийска в район поиска вышел бункеровщик «Иман» с топливом, продуктами и питьевой водой для судов, работающих в районе падения самолета. 
      С рассветом возобновляется работа поисковых судов ордером, а траулеры отдельно «утюжат» отведенную для них морскую поверхность с углублением трала до 10 метров.  В 10.00 мск получаем сообщение от МЧС – «вертолет готов, но вылет запрещен из-за нелетной погоды».  Смешная формулировка? Но мне пришлось ее слышать не раз, ведь работал  в тесном контакте с МЧС в течении 10 лет. Так что не смешная она, а обычная.  Бывает и еще одна отговорка, когда кто-то из верхов отдыхает в здравнице. Тогда даже мухи в Сочи не летают, бояться – собьют. 
    Во второй половине дня прибывает бункеровщик «Иман» и в первую очередь выдает топливо тх «Спасатель Прокопчик».  Затем, поочередно, выходя из ордера, подходят к бункеровщику другие суда поиска, принимают топливо, продукты и воду.
     Вечером руководители поиска докладывают печальные результаты работы – ничего не найдено. От имени капитанов  поисковых судов, МСКЦ Новороссийск и ГМСКЦ Москвы направляем письмо в адрес Председателя правительственной комиссии по расследовании катастрофы самолета Рушайло В.Б с аргументацией бесполезности поиска и его прекращении. К концу суток получаем ответ – поиск в районе падения самолета продолжать.
     Ничего нет удивительного в том, что жены и родственники моряков,  участвующих в поисковых работах, начали проявлять о них беспокойство. Поэтому и звонят нам в МСКЦ, связь то только у нас. Отвечаем и успокаиваем, только устанавливаем правило, что будем информировать жену капитана Василенко В.А., а она уже всех по цепочке.
     В 22.00 мск из Новороссийска на Сочи снялся теплоход «Любовь Орлова».

     День пятый. 08 октября 2001 года. Воскресенье.

     Ночь в районе поиска проходит по обычной схеме. Суда расходятся на безопасное расстояние и ложатся в дрейф, заступает обычная ходовая вахта на мостике и в машине, а остальные члены экипажей отдыхают.  Работа продолжается только на «Капитане Беклемишеве», где капитаны Василенко В.А. и Филипский В.Н. намечают очередные районы обследования, определяют ордера и порядок движения в них судов, выходят на связь с МСКЦ Новороссийск с планом дальнейшей работы. Обсудив с ними предстоящий поиск направляем план в правительственную комиссию, ежедневно добавляя, что для эффективности поиска необходим вертолет-наводчик.
     В 07.00 мск в Сочи прибыл тх «Любовь Орлова» и ошвартован к причалу №1.
     С рассветом начинают траление рыболовные сейнера, а чуть поодаль  поисковым ордером  следуют остальные суда. Поверхность моря чиста, в тралах тоже пусто.
    В 09.30 мск из Сочи выходит тх «Любовь Орлова», на борту родственники погибших в авиационной катастрофе, медики, православный священник. Много цветов и траурные венки. Во второй половине дня судно прибывает в район падения самолета. В воду летят цветы, спускаются венки. В течении сорока минут в скорбном молчании люди отдают почести погибшим.  С такой же траурной миссией «Любовь Орлова» побывала на месте падения самолета и на следующий день.
     Правительственной комиссией в 18.00 мск освобождается от поисковых работ танкер «Александр». Передав на бк «Капитан Беклемишев» мешки с собранным мусором танкер уходит в прерванный рейс, оглашая район прощальным голосом своего тифона. 
      С наступлением сумерек получаем от капитана Василенко В.А отчет  о проделанной работе в районе поиска. Содержание отчета  можно характеризовать кратко - миль «намотано» много, но ничего не найдено. А на спасателе «Меркурий» полностью закончились продукты.

      День шестой. 09 октября 2001 года. Понедельник.
   Осень постепенно завоевывает свои права. Потянул ветер от северо-востока, похолодало. Видимость, правда, хорошая. Так что день в районе поиска начинается обычным порядком. Ордером движутся поисковые суда, отдельно от них тралят водную поверхность «Грот» и «Мидия».  К полудню все сообщают, что результаты поиска нулевые, о чем информируем  правительственную комиссию.  Там уже тоже начинают понимать о бесперспективности поиска и к концу рабочего дня дают распоряжение об освобождении от поисковых работ всех военных кораблей, рыболовных траулеров  и спасателя «Меркурий». Он принимает от всех судов поиска складированный мусор и уходит его сдавать в порт Сочи. В районе поиска остаются «Капитан Беклемишев», два «Спортиса» и тх «Спасатель Прокопчик». Быстроходные катера нуждаются в ремонте, так как в процессе подъема тяжелых конструкций самолета повреждены планшира. Да и не предназначены они для длительной работы и тем более в открытом море.
      Получаем от правительственной комиссии распоряжение в кратчайший срок представить полный список судов, работавших в районе поиска, а также по каждому судну калькуляцию расходов и понесенных убытков. Все документы должны быть официально  оформлены и скреплены подписями и печатями судовладельцев. Как нам объясняют,  трагедия с самолетом подпадает под пункт «оперативной ликвидации аварий и катастроф» и государство перечислит средства на счет МЧС для последующего перевода их непосредственным исполнителям. В список приказано внести даже тх «Капитан Вакула» и тх «Босфор Стар», судовладельцы и экипажи которых официально отказались от компенсаций своих потерь. Соответствующие документы были собраны и переданы по назначению. Однако никто никакой компенсации своих потерь не получил. Деньги осели в МЧС и куда были потрачены, никто уже и не узнает. Да и Бог с ними, с деньгами. Вера в государство  пострадала, ведь от имени его  чиновники МЧС обещали возвратить  понесенные расходы.  Особенно обидно за рыбаков, которые в разгар путины по вылову хамсы откликнулись на беду и понесли убытки по утерянной выгоде. Думали, что хоть это им компенсируют, обращались в МЧС. Через пять месяцев, а марте  2002 года у меня состоялся телефонный разговор с  владельцем сейнера «Мидия»:
    - Устал уже звонить в МЧС, сказал он. – Если на первых порах обещали,  потом  просили подождать, то теперь посылают…   Так что ставлю на этом точку.
    Как комментарий к выше сказанному, добавлю, что самые скромные расходы представлены владельцами рыболовных судов, самые большие – военными. В среднем суточная себестоимость одного поисковика обходилась в 100 тысяч рублей. Используя нижеприведенный список судов поиска и количество отработанных ими часов не трудно подсчитать, сколько МЧС затребовало у государства за «оперативную ликвидацию аварий и катастроф», которой, к стати, руководил Минтранс в лице МСКЦ Новороссийск.
 


№    Название судна, корабля, владелец     Капитан (рулевой катера), экипаж Отработано
    часов
1. Тх «Капитан Вакула», Мурманск Цингалев Николай Петрович,  27 чел.    12 час.
2. МСКР «Гриф»- «Вельбот 041», ВМФ Диканский Валерий Васильевич,  42 чел.   113 час.
3. ПСКА-516 – «Вельбот 0640», ВМФ Калмыков Александр Борисович,  11 чел.     20 час.
4. СКР «Пытливый», ВМФ Криворог Олег Леонидович, 176 чел.   103 час.
5. «Капитан Беклемишев», МАП Новороссийск. Филипский В.Н., Василенко В.А., 18 чел.   205 час.
6. «Меркурий», порт Туапсе Русинов Александр Иванович, 11 чел.   130 час.
7. «Спасатель Прокопчик», МЧС Глоба Сергей Владимирович, 28 чел.   172 час.
8. «Спортис 1», МЧС Жижин Сергей Анатольевич, 4 чел.   182 час.
9. «Спортис 2», МЧС Осадчий Анатолий Васильевич, 3 чел.   172 час.
10. Тх «Канин», порт Сочи Крылов Юрий Алексеевич, 42 чел.     24 час.
11. Танкер «Александр», п. Новороссийск Львов Владимир Георгиевич, 17 чел.     93 часа
12. Тх «Босфор Стар», Камбоджа Шадиев Айден Мотивимович, 16 чел.     14 час.
13. НИС «Академик Голицын», Газпром Краснов Геннадий Федорович, 48 чел.     78 час.
14. ПТР «Грот», Новороссийск Краснокутский Илья Петрович, 9 чел.     81 час.
15. МРТК «Мидия», Анапа, частник Антоненко Валерий Анатольевич, 8 чел.     80 час.
16. Танкер «Иман», ВМФ Абраменко Виктор Станиславович, 13 чел.     19 час.
17. Яхта «Навика», Новороссийск, частник Авдонькин Сергей Викторович, 3 чел.      2 час.
 
      День седьмой, восьмой, девятый. 10-11-12 октября 2001 года. Вторник, Среда, Четверг

    Оставшиеся в районе падения самолета  «Капитан Беклемишев»,  «Спасатель Прокопчик» и оба «Спортиса» в светлое время суток  продолжают поиск. Погода все время ухудшается, ветер усиливается и волнение достигает полтора  метра.  Ежевечерние доклады результатов поиска стандартны – ничего не найдено. И беспокойство за катера, которые в аварийном состоянии, есть риск их потери. Катера  необходимо срочно выводить из поиска и отправлять на базу в Геленджик. И такое указание от правительственной комиссии получаем в полдень 12 октября. Многострадальные катера под прикрытием «Спасателя Прокопчик» уходят в Геленджик.
     Это была последняя спасательная операция для тх «Спасатель Прокопчик».  Раннее это был НИС «Академик Ферсман», принадлежащий научно-исследовательскому институту «Южморгеология» в Геленджике. В лихие 90-ые, когда «Южморгеология» «приказала долго жить», одно из принадлежащих ей судов досталось МЧС. Зачем? За поиск и спасение на море, согласно всех Международных конвенций и договоров отвечает Морфлот РФ, включенный  в те годы в структуру Минтранса РФ. Поэтому бывший начальник морской администрации порта Новороссийск Попов Виктор Вениаминович в 1997-1998 годах всеми силами добивался передачи этого судна в Минтранс, тем более что спасателей у России на Черном море не было.  Была подготовлена смета на переоборудование судна под спасательное, планировалась установка на судне вертолетной площадки с последующим приобретением легкого вертолета,  определено к закупке новое радиооборудование. Но здравый смысл не смог победить. Амбиции МЧС оказались сильнее. В период этих переговоров МЧС добивается у государства выделения средств для ремонта судна. Средства были выделены и потрачены на загранкомандировки, что было отражено в актах Счетной палаты. А «Спасатель Прокопчик» продолжал «гнить» у причала и в 2005 году был выставлен на торги с начальной стоимостью 19 миллионов рублей. Не знаю за сколько, но был продан  на металлолом, который оказался прибыльнее благородного дела спасения человеческих жизней на море. 

      День десятый. 13 октября 2001 года. Пятница
 
      В начале суток   в район поиска из  Туапсе с продуктами для «Капитана Беклемишева» приходит  «Меркурий».  Море уже разыгралось не на шутку, штормит по настоящему  и ни о какой передаче продуктов речи быть не может.
     Первый день, когда с рассветом поиск не возобновляется.  Сильный ветер, поверхность моря в пенящихся барашках волн, на высоте которых,  лежа в дрейфе, колышутся буксиры спасатели.  Во второй половине дня поступает распоряжение правительственной комиссии: 
    « …. Поисковые суда, в связи со штормовыми погодными условиями, могут следовать в  базовые порты. Выражаю большую благодарность руководителям поисковых работ, капитанам и экипажам судов, участвовавших в поисково-спасательной операции,  за высокий профессионализм, мужество, проявленные при выполнении государственной задачи».
       Секретарь Совета Безопасности РФ,
       Председатель Государственной комиссии                В.Б. Рушайло

   P.S.   Только лишь через несколько дней выяснилось, что виновницей трагедии стала ракета с украинского полигона стрельб в Крыму.  Проигнорировав мишень, ракета ушла в облака и там нашла для себя цель – мирно летевший гражданский самолет ТУ-154 авиакомпании «Сибирь».
        И еще. К сведению журналистов, освещающих происшествия на море, и простых налогоплательщиков, сидящих у телевизора. Не занимается МЧС поиском и спасением на море. Согласно Международных Конвенций этим занимаются МСКЦ (морские спасательно-координационные центры), созданные на всех морских бассейнах России и  входящие в структуру Минтранса РФ. Получая информацию от МСКЦ с места событий в море, в МЧС почему-то забывают говорить: - «Как нам сказали в МСКЦ Владивостока», или «Согласно полученного сообщения МСКЦ Новороссийска»…  Но мы не в претензии к ним. Для нас, капитанов координаторов,  прежде всего важен результат работы, важна спасенная человеческая жизнь.
     Константин Ф. Лудченко,
     капитан дальнего плавания, начальник МСКЦ Новороссийск в 1997 – 2007 гг.,
     Почетный работник транспорта РФ,  Почетный работник Морфлота РФ.

















                КАТАСТРОФА НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ
                (КАК ЭТО БЫЛО)

       Дела давно минувших дней нет-нет да волнуют, иногда,   память. Но не стал я  ее напрягать, а решил порыться  в мировой паутине и прочесть об аварийных  событиях  на Черноморском бассейне, причастным к которым был по долгу служебных обязанностей. Начал с 1997-го, года образования морского спасательно-координационного центра  в Новороссийске, зона ответственности которого простиралась от Таганрога в Азовском море и до порта Сочи в Черном море. Щелкнул по клавиатуре и вот тебе первая трагедия. Привожу дословно: «В начале ноября  спасательный вертолет (МИ-8) сочинской поисково-спасательной службы (МЧС), на борту которого помимо экипажа находились 4 спасателя, выполнял операцию по поиску и снятию рыбаков, штормом унесенных от берега. Взяв на борт очередную группу рыбаков, вертолет развернулся и пошел к берегу. После внезапного отказа двигателей он накренился и камнем упал в воду и мгновенно затонул. Спастись удалось лишь четырем человекам, остальные пятеро вместе с вертолетом исчезли с поверхности моря…»  Ну прямо таки орлы у генерала армии и Героя России Сергея Кожухетовича Шойгу. Ценой собственной жизни спасали рыбаков.
    А теперь документально и по порядку.
    Что такое рыбак? Если настоящий, то это фанат. Коль рыбка идет, то никакой дождь, ветер или мороз не оторвут его взгляда от поплавка. Такими, видимо, были и четыре сочинских рыбака, вышедших 20 ноября в море на весельном баркасе поиметь удачу. А она, видимо, им сопутствовала. Не обратили они никакого внимания на послеобеденный легкий ветерок, который постепенно крепчал, набирая силу. Спохватились наши фанаты поздновато, схватились за весла, но как усердно не наваливались, баркас в сторону берега не двигался, а наоборот, его тянуло в море. Тут уж и кричать начали, и веслами в сторону берега помахивать. Благо, заметил их с вышки пограничник и по начальству доложил. А тот капитану порта Сочи, спасайте мол, людей в море уносит. Иван Леонтьевич Лютых, капитан порта Сочи, хотя и прекрасно знал, что это его головная боль, так как ближе никого нет, все же нас в МСКЦ Новороссийск проинформировал.
     - Давай, Иван Леонтьевич, ищи плавсредство и за рыбаками посылай, - говорим ему. - Мы же, со своей стороны, в МЧС Сочи попытаемся вертолет заполучить.
     Но заполучить не получилось. Сказали, что и  день к вечеру клонится, и ветер порывистый.  Опасно летать.
    Печально, но на нет и суда нет. Тем более, что Иван Леонтьевич уже сообщил – буксир «Буг» вышел на помощь к рыбакам.
    События, предшествующие отказу вертолета, нам удалось выяснить чуть позднее, обходными путями и под условия секретности и анонимности.  Хотя каждому известно, что все тайное, все равно станет явным.
    Дежурный по МЧС позвонил в поисково-спасательный отряд не во время. Спасатели заканчивали рабочий день коллективным употреблением горячительного и  лететь им, прервавшись, оставив  на столе не выпитые емкости, просто совесть не позволяла. Они и отказались, продолжая  застолье и понося свалившихся на их головы рыбаков. Когда же все было выпито, храбрости добавилось и взыграло чувство долга. Все 12 человек, дружно, загрузились в вертолет и приготовились к полету. 
     Пока прогревали двигатели, пока взлетали, буксир «Буг» уже лицезрел улыбающиеся лица злосчастных рыбаков. Осталось только подойти поближе, подать на баркас буксировочный линь, закрепить его и начать потихоньку тащить баркас с рыбаками к спасительному берегу. В это время ( 19.40 мск) и появился над буксиром и баркасом вертолет. Чуть накренившись для разворота, он вдруг камнем полетел вниз и скрылся в морской пучине прямо на виду у оторопевших моряков буксира и рыбаков. А еще через несколько секунд семь человеческих голов вынырнули из этой пучины, прося о помощи. Тут уж до удивления времени не было и рыбаки, совместно с экипажем буксира начали вылавливать и поднимать на борт баркаса и буксира своих неудавшихся спасателей. Вытащили всех, троим требовалась медицинская помощь.  Пятерых же, как не всматривались в водную поверхность, не наблюдали.
     Заметили, в официальной публикации на борту вертолета было 4 спасателя и экипаж, то есть 3 человека. Всего 7. Из той же информации спасли 4, а пятеро ушли на дно. Всего 9. Никак не стыкуется.
    Дальнейшие события развивались в поисковом плане при участии военных кораблей «Вельбот 028» и «Вельбот 679», тх «Спасатель Прокопчик» с МЧС, туапсинского буксира «Меркурий», гидрографического судна «Челенец» и водолазного бота АСПТР Новороссийска «ВМ-31».  Вертолет был найден 24 ноября в полдень на глубине 37 метров, лежал на борту.  Пока к месту катастрофы вертолета подтягивали плавучий кран «Черноморец» с помощью буксира «Эпрон» (принадлежали Морспецстрою), легководолазы завели небольшие стропа с помощью которых необходимо было поставить вертолет «на ноги». Во время проведения этой операции из-под вертолета всплыло тело одного из пилотов. Еще двоих обнаружили в кабине, после того, как вертолет был поднят краном и установлен на палубе «Черноморца».  Два человека так и не были найдены.
     Так что было в вертолете 12 человек. Никак не 7. И никак не 9. Сколько было горе спасателей и сколько посторонних, вскочивших в вертолет прокатиться и проветриться?  Это только в МЧС знают. 

             Константин Ф. Лудченко
   Начальник МСКЦ Новороссийск в 1997-2007 гг.