Эпоха перемен Глава 13

Алекс фон Джаго
По "северному маршруту" отправили нам на войсковые испытания экспериментальную партию цельнометаллических аэропланов. Из-за германской подводной угрозы разгружены они оказались на севере Шотландии. Чтобы не ждать нескорой оказии, с командой "перегонщиков" двинулись мы за летательными аппаратами. А "работать гидом" вызвался успевший хорошо познать Британию В.К. Михаил. Честно заслуживший право вхождения в штат и даже первую звёздочку "звеньевого" на воротник. Да и алюминий на эти реплики И-4(названных нами "Сушками"), скорее всего, взяли из купленного им в Штатах металла.

  Полутораплан оборудован оказался помимо пулемёта и бомбодержателей так же креплениями для РС, поверх большого крыла. В полёт возможным оказывалось взять до десятка реактивных снарядов.

Ракетное вооружение оказалось своевременным, ибо ночные налёты германских дирижаблей участились. Противопоставить та же Великобритания им смогла только горстку очень несовершенных зениток, да батальон ВВ (велосипедных войск). Лётная подготовка местных пилотов только с приходом беды включать принялась и ночные вылеты. Прям "на охоту идти - собак кормить". Да к тому же германцы подметили, что с аэропланов постоянно пускают белые ракеты (чтобы свои же зенитчики не подбили), и сигналить принялись так же.

  На счастье, "в перегон" новой техники отобраны оказались лучшие, которым и во тьме летать немало довелось. Да и сами аппараты в управление оказались не сложны, потому,  долетев до британской столицы народ постановил, а мы с В.К. одобрили, "на недельку - до второго" предложить свои "шпаги" королю. Что,  разумеется, с радостью оказалось воспринято.

  Лондонская наша служба началась с организации постов ВНОС - телефонизация Альбиона уже это позволяла, требовалось только "накачать" велосипедных Томми не спать по ночам, а "слушать небо". С прожектористами и зенитчиками уговорились каждую ночь менять "парольный" цвет в ракетнице. Хотя и так, пока к счастью не научили дюраль краску держать. Так что у ЗАМЕТНЫХ "Сильвер болт" (так нас аборигены острова окрестили) оставалась под дружеский огонь не попасть.

Чуйка не подвела, и на третью ночь в воздух пришлось подняться всем нам - велосипедисты налёт не проспали. А наши аэропланы разлетелись по заранее оговорённым секторам, супостата искать.  Наткнуться на него повезло, как ни странно, Михаилу, которому досталось барражирование над Лондоном. Прожектору удалось засветить огромную тушу, а ему "засветить" в неё ракетой. Дальнейшую иллюминацию до самого утра обеспечивал британской столице совершенно бесплатно горевший в небе водород.

  "По прейскуранту" - победителя следовало награждать. Но и Орден Подвязки, и Орден Бани у него уже и так имелся, а принимать Крест Виктории, сделанный из севастопольских пушек, русский патриот категорически отказался. Зато предложил королевству ченьч цветмета. Отдавал трофейный алюминиевый лом им сбитого тевтона, взамен пушечной бронзы. Бабушка умерла и наступала пора разруливать глупости её эпохи. Статус изгнанника позволял сумасброду-Михаилу играть на грани фола, но титул бесстрашного Великого Князя ПОБЕДИТЕЛЯ, не позволял королю Георгу 5-му оставить его требование без ответа.  Так что высший военный орден империи впредь штамповать принялись как и ложки - с люминия.  Но №1 надели Михаилу, а №2 почему-то мне. Что он там кузену наговорил - даже не догадываюсь, но на войне принято награждать непричастных - зачем рушить традиции в "стране традиций"?

 Хотя, принято ведь не только у рыбаков на крючок червячка наживлять, в буржуинстве вместо членистоногого подобного рода цацки служат. Значит ну очень им что-то от меня потребно. Хотя и слепой узрел бы что - лучшие в мире аэропланы, способные защитить остров. Ведь тесть меня своевременно просветил, всеми полномочиями наделил и дополнительных инструкций не требовалось. Британия обладала прекрасным станочным парком, и освоить "нами" разработанный двигатель способна оказывалась в течение полугода.

 Вот и заключили с королевством "торговый договор" аналогичный тому, что с республикой уже был заключён - "Планеры на моторы". Что уж им несчастным ещё делать, коли негорючее дерево только у нас "растёт"? Хотя и так понравившиеся И-4 так же пообещали им наклепать ИЗ ДАВАЛЬЧЕСКОГО СЫРЬЯ! Ну нет в России Ниагарского водопада, и пока свои ГЭС построим, наживаться на крылатом металле за океаном будут. А вот патенты на сборку самих аппаратов уже зажмём - самим потребно руку в авиастроении набивать. К тому же шанс предоставляется делать это за ихние фунты и франки.

Помимо торговых, и иного рода предложения поступали, официальные и полу- .  Увидев результаты "работы" русских пилотов И-4, хитромудрые бритты предложили нам остаться "погостить подольше"(вместе с аппаратами), деньгами соблазнить пытаясь. И было чем! Даже рядовой Томми-окопник в день флорин (2 шиллинга) зарабатывал. Спец. войскам (технари-специалисты) до 6 шиллингов полагалось, а ведь в паунде всего двадцать таких серебряных кругляшков. И пусть с началом войны фунт появился и в бумажном варианте, но к русской валюте его "цена" продолжала держаться,  как и в "благославенном" 1913-ом  - 9,46 рубля. И за каждый час "ночных" нам пожаловали аж по 5 фунтов стерлингов! Михаилу за сбитый дирижабль сколько насыпали даже не догадываюсь, но свой саквояж нес он с напрягом.

  Хотя, если учитывать амортизацию НАШЕЙ авиатехники, то выглядело уже не так радужно. Наверняка ставки у островитян резко упадут, когда они  аэропланы в собственность получат (принято у них в контрактах дополнения мелким шрифтом печатать). Так что даже на посулы генеральских погон я не повёлся, да и "камарадам" своим разъяснить смог подвох. Но вот как владелец СПОРТИВНОГО аэроклуба, в состоянии принять на годовой курс обучения пилотированию на скоростных аэропланах так же и несколько сот британских спортсменов -"любителей" (дорого, очень!).

 Да ещё только что от тестя полученный пенициллин предложил торговым партнёрам. Опять же, как производное из НАШЕЙ среднеазиатской дыни. Чудодейственность (по- первости) антибиотика в МОЕЙ эпохе известна каждому, и для стран ЭТОГО времени, в мировой войне погрязших, являлась спасением миллионов жизней. Так что делитесь господа-буржуины в колониях награбленным - солдата дешевле вылечить, чем нового обучить. Хотя, "делать любовь" приятней чем войну. Мы же надеемся не столько на орудиях смертоубийства с долгами державы рассчитаться, сколько на средствах исцеления, образования и инноваций. Порой этот бизнес доходней оружейного оказывается.

  Так что обратно пароход в Россию забит оказался жаждущими знаний начинающими английскими "спортсменами"- авиаторами. А оказавшие изрядную помощь при сборке и доводке экспериментальной серии инженеры и технари Волковского завода, помимо рекомендаций по доработке конструкции аэроплана, возвращаясь домой, везли для тестя и протоколы намерений на заключение миллиардных сделок в далёких от авиации областях.

  К экспериментальным самолётам полагались и различные экспериментальные ништяки. Про РСы, которыми и был зажжён Цепелин уже упоминал, но на эти крепления возможно было крепить и прочие прибамбасы. Например, дополнительные "одноразовые" бензобаки, из прессованного картона - фибры, в ТОМ моём детстве ездил я с изготовленным из него чемоданчиком в пионерлагерь. Себестоимость подвесного бака получалась копеечной, и, израсходовав в них топливо, или вступая в бой, избавление от снижающей скорость конструкции жалости не вызывало. Зато время барражирования, в ожидании непрошенных гостей, увеличивалось в разы. И появлялась возможность сменить тактику - ловить дирижабли ещё с заката на побережье Канала.

 Жаль, что преимущество, о котором известно - уже не преимущество. Засада удалась только разок, а далее немцы доказали, что не дураки и пробираться принялись кружными путями. Перекрыть которые не то что аэропланов у нас не хватило, но даже велосипедистов-наблюдателей у короля, и ночные бомбёжки возобновились. Но это являлось уже не нашей головной болью, ибо получив награды и резко подскочившие "вылетные" в паундах, перелетела эскадрилья губить неприятеля на континенте.