14. Конец учебы в ЛИАПе

Болеслав Вольтер
Д е к а б р ь  1 9 5 2 г о д а.  Защищаю диплом и получаю корочки инженера- прибориста-электромеханика. Моей специализацией были автопилоты, автоматическое управление полетом самолета. Молодых инженеров строгая комиссия распределяла по предприятиям и организациям, для отработки трех лет за бесплатное обучение в институте. Каждый выпускник представал перед комиссией и выслушивал предложение о месте будущей работы. Согласие подтверждали подписью. Выходящий с комиссии отвечал сокурсникам на вопрос: Куда? Ответы были разными: Челябинск, Омск, Миуссы, Ленинград, Москва. Мы поздравляли распределянтов с удачными назначениями. Очень многие оказались в Москве, здесь был большой спрос на нашу специальность. В то время начиналась холодная война, и надо было готовиться к «горячей».

  Вот и я предстал перед комиссией и получил распределение. Подписываю, что согласен. Выхожу с комиссии. И на вопрос сокурсников отвечаю: Ангарск. Кто-то присвистнул, более далекого распределения ни у кого до меня не было. Следует уточняющий вопрос: «А что же там? Отвечаю: нефтехимический комбинат. Эмоция дружков: «Не фига себе!». Вместо обычных поздравлений мне достались взгляды сочувствия. Видеть это было больно.
 
  Я согласился на такое распределение, поскольку уже понимал, что работать на авиацию у меня шансов нет. С юношеской мечтой об авиации нужно было расставаться.
  Нам торжественно вручают дипломы, ребята получают присланные с мест распределения путевки, подъемные деньги и разъезжаются по домам на последние каникулы. А моя путевка задерживалась. Я понимал, Ангарск далеко, почта идет долго. Терпеливо жду. Последний мой сокурсник покинул общежитие. Я все жду. Начинаю волноваться. Иду к декану и узнаю: Ангарск только что прислал отказ от меня.
       - Что же мне делать, Эдуард Михайлович?
       - Твоим трудоустройством будет заниматься Министерство высшего образования. Там или найдут подходящую работу или дадут «свободное распределение». Надо ехать в Москву, в министерство. Они должны тебя устроить.
Я поблагодарил декана и направился к двери. Он меня остановил:
 - Знаешь, сообщи, как сложится твоя судьба, мне это небезразлично. *)
 
*) П р и м е ч а н и е.  Двадцать лет спустя я увиделся с деканом в Ленинграде на встрече сокурсников. Напомнил, о его просьбе сообщить «как сложится судьба». Он сказал: «Ну-с, докладывай». Вместо доклада я вручил ему свою визитку, где значилось «Доктор технических наук, профессор, заведующий научным отделом ЦНИИКА». Он прочитал и дружески похлопал меня по плечу: «Молодец! Я в тебя верил».
----------* * *-----------
  Учеба в ЛИАПе не была сплошным удовольствием и радостью, но я сохраняю самые добрые и теплые воспоминания о моей Альма-Матер. А те переживания, которые пришлось испытать,  не переношу на институт. Их причины шли извне. Это я тогда понимал и сейчас так считаю.
 
  С тех пор прошло более полувека. Иногда меня спрашивают: «Ты ведь не озлобился на советскую власть? Смотри, каких успехов добился.» Я всегда отвечаю: Нет, не озлобился. А мои успехи – это не благодаря той власти, а вопреки. - и задаю встречный вопрос, - а как нормальный человек должен относиться к власти, которая ни за что изуродовала жизнь его родителей? Ответа не получаю. Ко всем диктаторским режимам у меня однозначное отношение – презрение. Знаю одного известного современного писателя, родители которого тоже пострадали от той власти, а он восхваляет советский режим. Такой писатель не вызывает у меня никакого уважения,  только презрение.
-------------------------------------------------------------