Солнечный удар

Виктор Балена
Фильм Никиты Михалкова

Минувшим воскресным вечером на «первом» давали премьеру Никиты Михалкова «Солнечный удар».
4-е ноября день особенный для тех, кто чтит 7-е ноября, и для тех, кто обращён к доблести и славе воскресшей из поругания обновленной России.
Вначале я подумал, что фильм настолько хорош, настолько удался, что и писать не стоит, лишняя похвала Михалкову славы не прибавит, чего доброго навредит, возбудив ненависть и зависть злопыхателей. Эти мои мысли как раз оказались созвучны предсмертному рассуждению героя фильма о том, что великую Империю потеряли потому, что, было куда бежать и где прятаться, благо страна большая, прикрывались спинами друг друга, бездарно проживая, губили себя и свой народ, сгубили, наконец, и Россию.
Фильм возможно безупречен, с моей точки зрения, достоинства картины неоспоримы настолько, что в комментариях критики не нуждается, пожалуй, ни один эпизод.
Фильм Никиты Михалкова без стеснения можно назвать мировым шедевром и занести в учебные анналы ВГИКа, изучать по нему технологию создания кино, т.к. «кино» прежде всего производство, где техническими средствами создается продукт, становящийся в последствии предметом искусства.
В фильме найдется всё для теоретика и практика кино: и метод С.Эйзенштейна о контрапункте, похеренный, забытый на прочь, многие режиссеры понятия не имеют о нём, и невероятно  тонкий, филигранный прием «параллельного монтажа» эпизодов, где от «столкновения двух данностей возникает мысль», формируется ассоциативный ряд образных, свойственных только кино, выражений глубоких по смыслу, емких по содержанию.
Режиссер неустанно интригует и завораживает зрителя, ведет с ним неспешную, задушевную беседу не дает расслабиться, заставляя дышать и думать в унисон с героями, призывает к откровению и честному диалогу с самим собой, пробуждает воспоминания о событиях оболганной истории, и что-то ещё очень важное собирается сказать, очень нужное всем нам; словно бы из ложечки подкармливает, постепенно вливает животворный бальзам горькой, неизбывной правды о том, «как всё это с нами случилось?»
На этот странный, казалось бы, простой вопрос не находят ответ ни герои фильма, ни его создатели, и я, предполагаю, приникшие к экрану любопытные зрители, ждущие ответа, тоже недоумевают. Нет ответа! Уходит под воду баржа с русскими офицерами, унося неразгаданную тайну трагического бытия.
Мы имеем дело непросто с настоящим, добротно, по всем законам созданным кинороманом, мы получили уникальный, ни с чем несравнимый современный интеллектуальный продукт построения мира, иной взгляд на отечественную историю и на самих себя.
Михалков, будучи  горячим патриотом России, непросто снял фильм о трагической русской истории, он раскроил нам души, и одна половина остается доживать в прошлом, а другая устремляется в божественную высь, соединяясь со Христом Спасителем в вечном стремлении душевного совершенства.
Чтобы ответить на вопрос «как всё это с нами могло случиться?», мы должны изменить себя, мы должны много и трудно поработать, чтобы заслужить у Господа иную участь и право жить на этой земле - на русской земле. В противном случае всех нас ожидает забвение.
Повествуя о гибели Русской Империи, режиссер деликатно коснулся особенности загадочной русской души, умеющей любить и ненавидеть неистово, безоглядно, жестоко и беспощадно. Любовь сравнимая с любовью Иуды, презревшая любовь Христову сродни вседозволенности. Любить со всей страстью, означает отречься от себя, от близких, от любви Христовой, гнаться в безрассудстве за призраком, отчаяться, потерять всё, так и не ответить на вопрос «почему это с нами случилось?» Кстати, вопрос этот созвучен современному атеистическому, весьма распространенному и среди верующих, вопросу «за что это мне?» И Михалков в трагическом контексте повествования возвращает зрителя к полузабытым истинам, напоминая о том, что «без скорбей нет спасения», что пострадать и заплатить за «всё это» придется братней кровью, что неизбывный грех ляжет тяжким грузом на потомка потомков и многие поколения вырастут в нужде и страданиях, избывая грехи предков.
Что затонувший в начале века «Титаник»?  Вся Россия ушла под воду! Немыслимая, горькая судьба.
Красноречива сцена в ресторане за ужином, где герой и факир-клоун ведут странную беседу о том, как там (в Европе) все чинно, а все одно официанты тайком в тарелки плюют.
Я советую всем гондоньерам с «болотной» просматривать эту сцену каждое утро, и по мере возможности валить поскорей из России, что б не мутить воду и воздух не портить и «в тарелки своим не плевать»
Есть в финале картины такой эпизод: на барже сидят, согнанные в трюм офицеры, наверху слышится лязг засовов, кто-то спрашивает зачем, мол, двери запирают. Догадывается обо всем один морской офицер, но чтоб никого не тревожить напоследок, спокойно отвечает: «что б вода в трюм не заливалась». Говорит бесстрастно, приготовляясь принять ниспосланное испытание. Господь посылает испытание через Егория, милого мальчугана, который вместо Бога принял теорию Дарвина. Жестокая, апокалипсическая метаморфоза. Герой, узнавший в комиссаре Егория машет на прощание из крошечного оконца трюма, машет и Егорий, прощаясь с добрым барином. И между ними пропасть.
Я не помню ничего более сильного ( разве что убийство коммуниста в фильме «Коммунист», в исполнении Евгения Урбанского) по глубине и трагическому напряжению, чем это место в фильме. Отповедь всем гондоньерам с «болотной», напоминание о трагедии выпавшей на долю русского народа, когда ни голодом не смогли заморить, ни смертью запугать. Русскому человеку всегда было что терять. Русские всегда шли вслед за Христом во имя Грядущего. Так было и так всегда будет.   
Мы в 70-х бегали подглядывать за итальянским неореализмом в запретную киношку, кумекали «как, да что, да не нашего ума», а вот тепрь и нам приспело, дождались. У итальянцев Висконти и Феллини -  у русских Михалков, говорю об этом без иронии, с гордостью, сравниваю не случайно с двумя великими итальянцами потому, что по глубине ассоциативных сопоставлений, стремительного парения в пространстве кинокадра, виртуозного монтажа, пожалуй, что Наш Михалков от Их Феллини не отстал, а в чем-то даже и превзошел потому что на русской почве удобренной итальянцами 60-х многое дало добрые всходы. И конечно потрясающие метафоры в духе Висконти, тонкие детали, передающие глубокий смысл переживаемой драмы, что, несомненно, обрадовало бы великого аристократа-итальянца. Посмотришь, так Наш Михалков тоже не лыком шит.
У Никиты счастливая судьба подлинного народного героя, его знают и ругают все, кому не лень, его Михалковым-то зовут, когда только хотят обругать, а так для всех он Никита, ему завидуют друзья, и недруги, у него почти нет врагов потому, что зависть из всех чувств великое, всепоглощающее зло. Мне нравится умный, красивый, богатый Никита. Я не люблю холопства и потому Никита-барин мне по нутру. Он создает настоящее национальное кино. Кто-то скажет, что и до него кино «партийное» было не хуже. Спорить не стану «было», настоящее большое было кино, но только того уж больше нет. Как жить без того, что «было» так ненавистно, так печалило, и теперь без слез, без сожаленья о нём не вспоминаешь - заснуть, не заснешь что б напоследок сокрушаясь, не вспомнить «Как это всё ж такое с нами случилось? Как это мы умудрились все потерять?»
Мы должны защитить и спасти Россию. Мы обязаны вытащить себя за уши во имя светлой памяти погибших за веру и Отечество,  во имя живых, жаждущих мира и справедливости.
В это Божье дело Никита Беса-Гон внес свою лепту. Сегодня в обновленной России появился подлинный носитель «национальной идеи» режиссер Никита Сергеевич Михалков, (это для своих), а для всех остальных просто Никита.
Молитвенного, благодатного огня всем православным людям,  всем народам иной веры, любви, мира, согласия и многая лета!
 С премьерой, братья! Храни всех Христос!



Viktor Balena
11/7/2014/ Москва