Эрмитаж по-амстердамски

Койфман Валерий
О филиале знаменитого российского музея в Голландии.
К 250-летию Государственного Эрмитажа

В 2014 году свое 250-летие отмечает Государственный Эрмитаж (ГЭ), один из крупнейших музеев мира. Среди множества юбилейных мероприятий хочется отметить внушительную выставку «Эрмитажу 250 лет!», проходящую с сентября 2014 по март 2015 года в прекрасном голландском филиале ГЭ - «Эрмитаж Амстердам».
Рассказ об Эрмитаже на Амстеле уместно начать с рассказа о том, как вообще «появился на свет» самый знаменитый российский художественный музей.

Все началось в феврале 1764 года с довольно неожиданного приобретения Екатериной II у прусского коммерсанта Гоцковского внушительного собрания произведений живописи. Владелец шелковой фабрики и фарфорового завода в Берлине, Иоганн Эрнст Гоцковский, был еще и комиссионером прусского короля Фридриха II по вопросам искусства. Получив в 1755 году соответствующее поручение монарха, он за несколько лет приобрел 225 картин, в основном, голландских и фламандских мастеров.
Позднее Фридрих II из-за поражения в Семилетней войне (1756-1763) отказался от покупки. Тогда берлинский предприниматель, имевший дела в России, предложил Екатерине II принять эти картины  в погашение своего долга перед российской казной.

Императрица, очарованная привезенными для показа в Санкт-Петербург шедеврами, не смогла отказаться от сделки, и вскоре был подписан соответствующий указ. Картины разместили в Зимнем дворце в апартаментах, получивших название «эрмитаж» (фр. hermitage – «место уединения»), где часто проходили доверительные неофициальные встречи с особыми правилами вроде: «...оставлять все чины вне дверей, ...спорить без горячности».
Случайное приобретение шедевров искусства неожиданно открыло у Екатерины II, не проявлявшей ранее интереса к живописи, азарт коллекционера.
Через дипломатов и эмиссаров она стала активно покупать в Европе большие партии картин, включая и целый ряд коллекций: графа Иоганна Кобенцля (Брюссель, 1769), графа Генриха Брюля (Дрезден, 1769), советника Троншена (Женева, 1770), банкира Пьера Кроза (Париж, 1772), лорда Уолполя (Лондон, 1778), графа Бодуэна (Париж, 1781).
Постепенно императорская коллекция обретала статус дворцового музея, но посещать его могли лишь избранные.
Так А. С. Пушкин смог получить пропуск лишь благодаря В. А. Жуковскому – наставнику наследника престола Александра Николаевича. Официальное открытие публичного музея под названием «Императорский Эрмитаж» состоялось 5 февраля 1852 года.

После 1917 года коллекция уже Государственного Эрмитажа выросла в несколько раз, поскольку пополнилась картинами и скульптурами, принадлежавшими ранее аристократам Строгановым, Юсуповым, Шуваловым, Кушелевым-Безбородко, а уже позднее к ним добавилась значительная часть коллекций С. И. Щукина, И. А. Морозова, И. С. Остроухова, Рябушинских. Вообще, история Эрмитажа в XX веке напоминает интригующий детектив, включающий  множество  драматических событий и эпизодов приобретений и потерь коллекции. Годы, конечно, оставили свои «отметины» на судьбе великого музея, но и после многих потрясений территориально разросшийся, похорошевший   ГЭ встречает свой почтенный юбилей, оставаясь одним из немногих абсолютных символов мировой культуры.
Правда, проблемы «запасников» и недофинансирования актуальны для Эрмитажа, как и для любого большого музея.
В руководстве посчитали, что  создание центров-спутников (филиалов) музея в регионах и за границей позволит более широко ознакомить публику с коллекциями ГЭ, а также обеспечить ему финансовую поддержку.
В начале XXI века появились первые филиалы ГЭ в России (Казань, Выборг) и за рубежом (Лондон – существовал до 2007, Лас-Вегас – до 2008). Недавно директор ГЭ Михаил Пиотровский  объявил, что за несколько лет музей  откроет 6 новых филиалов: в Омске, Екатеринбурге, Калининграде, в Приморском крае, а также в Вильнюсе и Барселоне.
Одна из российских газет сообщила тогда об этом в статье под броским полушутливым заголовком: «Эрмитаж пошел по миру».

Наиболее плодотворные результаты принесло музейное сотрудничество ГЭ с королевством Нидерландов. Известно, что Петр I основал Кунсткамеру, первый публичный музей России, после посещения Голландии. Активный межгосударственный культурный обмен, в том числе и в области изобразительного искусства, был всегда, но 10 лет назад, когда был создан филиал ГЭ – «Эрмитаж Амстердам», он вышел на новый уровень. Сначала филиал размещался в относительно небольшом флигеле «Неерландия», примыкающем к монументальному зданию «Амстелхоф» (на набережной реки Амстел между каналами Ниуве-Херенграхт и Ниуве-Кейзерсграхте).
На довольно скромных 400 кв. метрах экспозиционных площадей за несколько лет было организовано около 10 полноценных выставок. «Амстелхоф», приютивший филиал ГЭ, был возведен Реформатской церковью Голландии для дома престарелых в 1683 году (еще до основания Санкт-Петербурга).
Дом престарелых существовал здесь до 2007 года, пока церковная организация, владевшая комплексом, не пришла к выводу, что он больше не отвечает социальным нормам содержания пожилых людей. Обитатели переехали в новое место, а памятник архитектуры, с условием использования его для культурных целей, был передан муниципалитету, который безвозмездно передал здание фонду «Эрмитаж на Амстеле» (М. Б. Пиотровский - один из  директоров Фонда).
В духе традиций голландского общества, жители округи получили приглашение на экскурсии и разъяснительные лекции, посвященные новому культурному центру. Власти терпеливо дожидались согласия общественности, которое, в конце концов, и было получено. Официальный покровитель центра - принц Оранский-Нассау Виллем-Александр, ставший в 2013 году королем Нидерландов.
В 2007 году по проектам архитектурного бюро Ханса ван Хейсвейка и дизайнерской компании «Меркс и Жиро» началась  реконструкция старого «Амстелхофа», представляющего собой в плане каре с огромным внутренним двором и с фасадом  длиной 102 метра.
Считается, что выбранное здание согласуется с архитектурой петровского Петербурга и с планиметрической схемой Зимнего дворца.
Задачи реконструкции, оцененной в € 40 млн, были просты и понятны: сохранялись исторические фасады и вековые деревья во внутреннем дворе; интерьеры реконструировались без ограничений, ибо они многократно перестраивались, в том числе и в XX веке. Уже в июне 2009 года реконструированный «Эрмитаж Амстердам» предстал во всей своей красе. Почти 10 тысяч кв. м музейного комплекса заняли просторные, светлые, высокие анфилады выставочных залов и экспозиционных кабинетов, с современной системой регулирования климата, сверкающими лифтами и прозрачной крышей верхнего этажа.
Появились лекционные залы, помещения для деловых встреч, конференц-зал, два музейных магазина и кафе-ресторан «Нева». Полный функционализм, эстетика, прагматизм  и все без кричащей роскоши.
Филиал оплачивает все расходы, связанные с организацией выставок в Амстердаме (ежегодно организовываются  2 большие выставки). Выставки сопровождается выпуском иллюстрированного каталога. Есть в «Эрмитаже Амстердам» и две постоянные презентации. Одна из них показывает историю отношений между Россией и Голландией, другая - историю «Амстелхофа». Обновленный филиал начал работу с масштабной выставки «Русский Императорский двор. XIX – начало XX в.». Затем последовали выставки: «От Матисса к Малевичу», «Александр Великий», «Рубенс», «Сибирь», «Россия до Петра Великого». В настоящее время (до 1 марта 2015) проходит уже упоминавшаяся выставка «Эрмитажу 250 лет!», с марта 2015 – «Александр I и Наполеон». Затем последуют выставки: «Греческое и скифское Золото», «Испанское Искусство», «1917: от Романова к Революции»; «Европейский неоклассицизм», «Екатерина Великая», «Драгоценности из Эрмитажа».
Как можно заметить, диапазон выставок весьма широк. За короткое время новый выставочный комплекс стал яркой звездой на музейном небосклоне Амстердама, ибо через год он уже принимал своего миллионного посетителя. При полной свободе в выборе тем выставок в «Эрмитаже Амстердам» существует одно ограничение: голландскую живопись из российских собраний принимать в «Амстелхофе» не будут. Вероятно, чтобы избежать ненужной конкуренции, ведь в Голландии и своего Рембрандта хватает.
О большом авторитете нового выставочного комплекса говорит и тот факт, что именно филиалу ГЭ в Амстердаме голландцы доверили принять  с сентября 2012 по апрель 2013 года экспозицию Музея ван Гога в связи с его реконструкцией.