Подземелья усадьбы Авдотьино

Дмитрий Гаршин
 Подземелья усадьбы Авдотьино – Тихвинское: мифы и реальность

Д.И. Гаршин, С.С. Струков
Ступинское спелеологическое общество «Тетис»

Иллюстрация:
Приблизительная схема расположения следов разработок по левому берегу р.Северка близ д. Радужная. Глазомерная съемка: Ю.В. Богдашкина (3.11.2014); обработка: Д.И. Гаршин; карта: Google Maps.



Работая с информацией различной степени достоверности, спелестологам приходится сталкиваться с огромным количеством городских легенд и мифов. Распространенным примером подобного мифотворчества являются спекуляции вокруг усадебных подземных ходов.
Спелестологам хорошо известно, что любой выдающийся более или менее древний архитектурный объект по заверениям местных жителей оснащен как минимум одним подземным ходом, назначение которого предполагается в зависимости от событий, происходивших в районе в древности. Большая часть подобных рассказов не имеет под собой никакой реальной основы. Однако в некоторых местах упорность слухов о подземных ходах заслуживает отдельного исследования. Такая ситуация и возникла вокруг села Авдотьино Ступинского района Московской области, где находилась усадьба Н.И. Новикова [Гаршин и др., 2013].
Фигура Н.И Новикова – русского журналиста, писателя и общественного деятеля эпохи просвещения, окружена ореолом загадки. Одна из причин тому – непосредственная связь Новикова с масонами, тайным обществом, вокруг деятельности которого не стихают споры и по сей день. Тайна окружает и родовое имение Н.И.Новикова, село Авдотьино-Тихвинское, расположенное в Ступинском районе Московской области на берегу реки Северка. До наших дней сохранились немногие из построек времён Н.И.Новикова, но это не уменьшает количества слухов и догадок, связанных с этой знаменитой в прошлом  усадьбой.
Предания о подземных ходах в Авдотьино известны издавна и широко, успев проникнуть в печать. Народная молва оснастила усадьбу распределенной сетью подземелий, соединявших ее с соседними деревнями, в них Н.И. Новиков якобы добывал золото алхимическими методами, прятал типографское оборудование для печати запрещенной литературы и творил прочие темные дела. Более серьезные источники говорят просто о «таинственных ходах», опуская мистику. Существование этих ходов для многих жителей района – это нечто само собою разумеющееся и не требующее проверки, некая прочная и устоявшаяся ассоциация усадьбы и подземелий. Но при более серьезном взгляде на вопрос оказывается, что достоверных фактов о подземных или заглубленных объектах в селе Авдотьино известно немного. По большей мере они сводятся к колодцам на территории, прилегающей к сохранившемуся флигелю, и его подвалам.
По мнению авторов, столь упорные слухи не возникают на пустом месте. Эта работа не претендует на полноту, но ставит своей целью оценить саму вероятность существования рукотворных подземных полостей в непосредственной окрестности усадьбы Авдотьино-Тихвинское.
Попробуем проанализировать имеющуюся в нашем распоряжении информацию по «масонским подземельям усадьбы Авдотьино-Тихвинское». Для этого стоит рассмотреть её вероятные источники и работы, проведенные в районе усадьбы. Также авторами будет дана оценка подземных объектов, которые могут существовать в её непосредственной окрестности на основании поисковых работ и по аналогии с существующими архитектурными сооружениями Подмосковья.
Исходя из геологии рассматриваемого района, стоит предположить, что вероятные подземелья (созданные в период с 1744 г. по 1818 г., т.к. мы рассматриваем годы жизни Н.И. Новикова) заложены либо в известняке (глубокого залегания), либо в покрывающих известняк более мягких слоях. Авторы не допускают вероятности более глубоких сооружений в связи с отсутствием в рассматриваемый временной промежуток необходимых технологий. Искусственные подземные сооружения – структуры нестабильные и при отсутствии постоянного ухода подвержены обветшанию. Из истории известно, что неукрепленные подземные ходы (в т.ч. крепостей и монастырей), заложенные в верхних мягких породах имели крайне короткий срок существования и поэтому практически не сохранились до наших дней. Укрепленные (к примеру, кирпичной или белокаменной кладкой) подземелья и ходы, пройденные в известняках, имеют большую прочность и в большинстве своем, дошли до наших дней хотя бы в виде вторичных полостей.
Говоря о подземных сооружениях, созданных до середины XX в. (появления горнопроходческой техники), необходимо помнить о чрезвычайной трудоемкости их сооружения. Работа велась в неудобных и небезопасных условиях, требовалось обеспечение освещения, транспортировки и утилизации отвала и укрепление или возведение кровли. Все это, безусловно, являлось дорогой и ресурсоемкой работой, потому подземный ход вряд ли сооружался без достойной его задачи. Невозможным представляется существование ходов, соединяющих Авдотьино-Тихвинское с соседними усадьбами (Никоновское, Троице-Лобаново), вследствие огромной (около 10 км по сумме расстояний между населенными пунктами) протяженности предполагаемой системы и отсутствия решаемой ей вменяемой задачи.
При разрушении подземных сооружений на дневной поверхности образуется характерный микрорельеф. Его составляют рвы и воронки, образованные в результате обрушения подземных полостей либо просачивания в них грунта [Долотов, 2001]. Осмотр территории усадьбы авторами не показал наличия подобных воронок, однако, они могли быть скрыты в результате позднейшего разравнивания почвы.
С первого взгляда может показаться, что по «масонским подземельям усадьбы Авдотьино» существует огромное количество разнообразной информации. Отчасти это так. В прессе и Интернете легко найти множество весьма голословных упоминаний о них, как о широко известном факте. Однако более детальный анализ существующего материала показывает, что практически весь он сводится к двум-трем источникам, а именно серии публикаций А.В. Нефёдова и работе группы ГКС. Все остальные найденные авторами упоминания «подземелий» (на момент октября 2014 г.) так или иначе, пересказывают вышеперечисленные источники либо не заслуживают доверия. Имеются также разрозненные сообщения о работе на местности различных групп, об этом будет упомянуто ниже.
Хорошо известно, что в южной части Московской области качественные известняки, пригодные для строительных нужд, залегают близко к поверхности. Белый камень мячковского горизонта считается одним из самых ценных за свои качества. Мячковский известняк достаточно мягок для использования в производстве сложных декоративных элементов. Также этот камень хорош своим белоснежным цветом и однородной структурой без присутствия неразложившихся останков слагающей пласт фауны. О залегании известняков в землях вятичей было известно еще с конца 11 в., а добыча их была, по-видимому, начата с середины 12 в. [Заграевский, 2008]. Изначально наиболее простой камень брали открытым способом, но с течением времени каменотесам приходилось углубляться под землю. Таким образом, начиная с 17 века, в регионе велась разработка белого камня подземными каменоломнями относительно большой протяженности. В подавляющем большинстве случаев разработка начиналась с берегов рек или бортов оврагов, глубоко прорезающих пласт. И сегодня на местности можно найти оставшиеся от них точильные рвы и провальные воронки. Село Авдотьино располагается как раз в одном из мест, где мячковский пласт залегает относительно неглубоко.
В конце 18 века Новиков развернул в Авдотьино белокаменное строительство. «Опись, учиненная имению Новикова, состоящему в Никитском округе в селе Тихвинском Авдотьино тож», составленная в декабре 1792 года, констатировала существование в усадьбе оконченных и еще строящихся каменных «домов-связей» для крестьян, наличие различного рода прочих каменных построек. [Белявский, 1974] Из упоминания в описи двадцати «чуланов для людей каменных» Нефёдов делает вывод о проживании в селе большого количества каменотесов, задействованных на строительстве подземелий [Нефёдов, 1996]. Однако из контекста документа следует, что речь идет о материале построек, а не о роде деятельности из жильцов.
Ввиду обширных залежей местного качественного камня стоит предположить его местную добычу хотя бы для нужд строительства. Существование каменоломен по Северке отмечается в публикациях [Гусаков, 1998; Гаршин и др., 2013], однако точных сведений на этот счет на сегодняшний (октябрь 2014 г.) момент ни у кого нет.
Между селом Авдотьино и деревней Никоновское в лесу на берегу реки Северка расположен заброшенный карьер, однозначно подтверждающий факт добычи известняка. В Подмосковье имеется практика закладки карьеров поверх существующих подземных выработок. Вскрывшиеся входы каменоломен вполне могли быть расценены населением как «древние подземные ходы». Подобные случаи известны в практике спелестологии.
Авторам известен рассказ местного жителя о том, что карьер вскрыл вход в каменоломню, но его засыпали из соображений безопасности. Достоверность рассказа мала, поскольку подобные «типовые» легенды ходят вокруг большинства разработок.
В разные годы на территории усадьбы Авдотьино-Тихвинское спелестологами проводились поисковые и вскрышные работы.
М. Плахов, который в 1970-е гг. совместно с Е.В.Маркеловым в составе группы исследователей произвел серию разведок по рекам Востец и Северка, полагает, что наиболее целесообразен поиск подземных полостей восточнее Авдотьино, а также на левом притоке Северки в районе деревни Каменка. Характерные признаки подземных каменоломен XIX в. были обнаружены им близ населенного пункта Карачарово. Однако стоит учитывать, что эти результаты были получены преимущественно методом биолокации и их достоверность остаётся под вопросом.
Из всех спелестологических изысканий в районе Авдотьино наиболее освещена в публикациях работа ГКС (Группа Краеведов-Спелестологов) и И.Ю. Прокофьева. ГКС проводили свои поиски в 1970-е гг. Вероятно, именно они впервые обнаружили признаки подземных объектов по берегам реки Северка. Начиная с лета 1991 г. Прокофьев вместе с группой краеведов «Радуница» снова обследовал Авдотьино [Нефёдов, 1996].  В результате биолокационного исследования были сделаны следующие выводы: под землей имеются ходы высотою около двух, шириной чуть более одного метра. Залегают они на глубине шесть с половиной — восемь метров от поверхности перекрытия. Пол, предположительно выложен известняковыми плитами, а стены и свод облицованы кирпичом. Были отмечены колодцы на территории усадьбы, которые исследователи сочли технологическими сооружениями для изъятия отвала и подачи стройматериалов, позже приспособленными для вентиляции. Обнаруженные ходы «волнообразны» в плане, поскольку сбойки участков не всегда были точны [Нефёдов, 1997].
А.В. Нефёдов также упоминает работы, проводимые под руководством А. Гуляевой в 1991 г., которой удалось расчистить колодец в подвале флигеля и обнаружить засыпанные мусором коридоры [Нефёдов, 1996]. Поскольку таковая информация нигде более не подтверждается, авторы склонны считать ее недостоверной.
В апреле 2005 г. участники спелеогрупп «Сова» и «Институт Спелеоастрономии» (Т. Полякова, А. Никольский и др.) проводили в районе Авдотьино совместные спелестологические разведки по р. Северка на 2 км вверх по течению от усадьбы. Были обнаружены характерные признаки существования подземных каменоломен.  В 2007 г. теми же людьми делались попытки вскрышных работ, не увенчавшиеся успехом по техническим причинам.
В 2012 г. участники ССО «Тетис» проводили поисковые работы в районе карьера и территории усадьбы с выборочным опросом местного населения. Однозначных результатов работа не принесла.
В 2013 г. Низамутдинов К.Ю. обследовал известные колодцы и подземные объекты на территории усадьбы и пришел к выводу, что все они являются частью дренажной системы, построенной в XIX в. и ничего общего с «масонскими ходами» они не имеют.
В ноябре 2014 г. членами ССО «Тетис» и РГО были изучены берега Северки от деревни Радужное до карьера. По левому берегу непосредственно после деревни были обнаружены хорошо читающиеся на местности остатки трех открытых разработок. За ними следует серия воронок и слабо выраженных точильных рвов количеством до десяти. Далее 500 м по левому берегу от деревни и вплоть до самого карьера признаков выработок обнаружено не было, также не найдено их и по всему правому берегу Северки. Наиболее перспективным местом для дальнейших поисково-вскрышных работ был признан участок левого берега в 200-300 м от крайнего строения деревни Радужное, однако сложность работ оценивается как высокая в связи с сильным оползанием точильных рвов.
Первое известное авторам упоминание «масонского подземелья» относится к 1928 г., когда литератор и краевед О. Португалов предпринял поездку в село Авдотьино (Ступинский район) и оставил о ней подробную записку под названием «Поездка в родовую вотчину Н. И. Новикова...» На одной из страниц под заголовком «Предания» читаем: «По некоторым, правда непроверенным слухам, от флигеля Николая Ивановича к церкви существует подземный ход под самую церковь, он будто бы шел из нижнего балкона, где хранилась масонская библиотека...» [Нефёдов, 1996]. Однако, по всей видимости, широкое распространение этого «предания» стоит отнести к позднейшему времени. Авторами были опрошены люди, ходившие в 60-е года в походы в район села, и никто из них не слышал ни о каких подземельях. А если подобные рассказы ходили в народе, они непременно бы рассказывались в походах у костра.
Отношение к рассматриваемому слуху местных жителей весьма противоречиво. Часть из них, в том числе люди, близкие к спелестологии, категорически отвергают существование подземелий (аргументация простая: если бы подземелья существовали, молодёжь бы по ним лазила). Часть же верит в распределенную сеть ходов, связывающих Авдотьино с соседними деревнями. Более или менее достоверных сведений из опроса местного населения получить не удалось.
Усадебные ходы являются оригинальным российским типом подземных объектов [Долотов, Сохин, 2001]. На протяжении истории архитектурные сооружения дополнялись подземной частью исходя из решаемых задач и геологических условий. Вопреки расхожему мнению о том, что усадебные подземелья существуют только лишь в народной фантазии, авторам известно несколько достоверных (и подтверждаемых публикациями) примеров таких подземных ходов.
Прежде всего, остановимся на подземельях, решающих технические задачи. Это могут быть различные водоводы и воздуховоды, также сооружения дренажной сети. Дренажные сооружения широко распространены в строениях разного времени. Зачастую они были заполнены песком или щебнем, в этом случае производительность систем  снижалась в угоду долговечности. Вскрытые участки или выходы таких дренажей вполне могли дать почву для появления слуха о «барских подземных ходах».
Интересный тип подземного хода был обнаружен в усадьбе Троицкое (Калужская обл.) [Колпаков, 2012]. Судя по наличию характерного шибера, ход был предназначен для передачи подогретого воздуха к зданию-потребителю. Ход заложен неглубоко, в мягких породах и укреплен кирпичной кладкой. Также в усадьбе Троицкое имеется еще два подземных хода: один предположительно являлся водопроводным коллектором, другой имел транспортное назначение. Все эти ходы сооружались явно открытым способом, соответственно не могли быть построены в тайне.
Известен подземный ход длиной 13 метров неясного назначения между башнями в усадьбе Вороново [Долотов, Сохин, 2001]. Ход отделан диким белым камнем.
На территории усадьбы Авдотьино-Тихвинское расположена церковь Тихвинской иконы Божией Матери. В связи с этим стоит рассмотреть достоверно известные примеры церковных подземелий.
В Новоиерусалимском монастыре (Истринский р-н Московской обл. ) известно несколько подземных сооружений. В первую очередь, это водосточный коллектор длиной 75 м овального сечения. Высота хода составляет 1,25 – 1,78 м. Ход волнообразный в плане, к его перегибам приурочены две шахты, уходящие вверх. Коллектор выложен кирпичом, а вход со стороны рва облицован белым камнем. Второй подземный ход неясного назначения длиной 47 м имеет вертикальные стены и сводчатую кровлю. Стены и свод также выложены кирпичом. При обследовании церкви Константина и Елены были обнаружены две небольшие полости, расположенные на уровне пола в юго-западном и северо- западном углах. Время сооружения вышеописанных подземелий определить достаточно сложно, однако вероятно, они были пройдены не ранее середины XVII в. [Сохин, 2001].
Хорошо известны и изучены, хотя и не освещены в публикациях, подземные ходы Николо-Берлюковской пустыни, второй половины XIX в. Расположены они, что характерно, в окрестности с. Авдотьино Ногинского района [Долотов, 2001]. Не стоит отметать возможность некоей путаницы географического характера, приведшей к возникновению рассматриваемого в статье предания.
Подземную часть имеет и Черниговский скит в Сергиевом Посаде [Долотов, 2001].
К настоящему моменту достоверно о подземельях в Авдотьино-Тихвинском известно немного. Поскольку серьезных (принесших результаты) работ по этой теме практически не проводилось, к информации, имеющейся в открытом доступе, стоит относиться скептически. Но то, что мы не знаем подземных ходов, не означает, что их вовсе не может быть.
На основании известных фактов и проведенных аналогий с усадебными и религиозными подземными постройками Подмосковья, можно ожидать обнаружить в окрестности села Авдотьино:
- укрепленные подземные ходы неглубокого заложения длиною до 100 м;
- элементы дренажной сети с засыпкой или без;
- подвальные или цокольные помещения зданий;
- фрагменты подземных известняковых каменоломен;
- признаки полностью обвалившихся подземных неукрепленных сооружений неглубокого заложения.
Остатки любого из вышеперечисленных сооружений могли явиться благодатной почвой для возникновения слухов об огромной сети масонских подземелий. Однако для того, чтобы окончательно поставить точку в этом вопросе, требуется систематическая исследовательская работа на местности.


 
Литература
Белявский М.Т. Опись новиковского села Авдотьино в 1792 г. // Археографический ежегодник за 1973 год. М. 1974
Гаршин Д.И., Богдашкина Ю.В., Струков С.С. Опыт систематизации имеющихся сведений о спелестологических объектах юго-востока Московской области // Оки связующая нить: археология Среднего Поочья: Сборник материалов VI региональной научно-практической конференции (Ступино. 6 марта 2013 г.) / [под общей ред. Э.Э. Фомченко] ; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ступинский историко-краеведческий музей» Ступинского муниципального района. — Коломна : Инлайт, 2013
Гусаков С. Катакомбы Подмосковья // Вольный ветер. №35.(1998)
Долотов Ю.А. Подземные архитектурные сооружения России: обзор и опыт кадастра // Скални и мегалитни паметници - проблеми и пътища за тяхното разрешение. София: Нов Български Университет, 2001. С.54-64
Долотов Ю. А. Поисковые признаки подземных каменоломен // Спелестологический Ежегодник РОСИ 2000. М.: РОСИ-РОСС, 2001. С. 131-134
Долотов Ю. А., Сохин М. Ю. Проблемы спелестологии. Пещеры. Вып. 27-28. Пермь: Пермский Университет, 2001
Заграевский С.В.  Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008
Колпаков Я. А. Подземные ходы усадьбы Троицкое // Спелеология и спелестология. Сборник материалов III международной научной заочной конференции. – Наб. Челны: НИСПТР, 2012
Нефёдов А. В. Загадка Авдотьинских подземелий [Текст]: [Усадьба Авдотьино, Ступин. р-н] / А.В. Нефёдов // Отечество. - 1996. - Вып. 7 : Подмосковье. - С. 211-231
Нефёдов А. В. Секреты "вольных каменщиков" [Текст] : подзем. страна. [Усадьба Авдотьино, Ступин. р-н] / А. Нефёдов // Тверская, 13. - 1997. - С. 14, N 42 (16 - 22 окт.). - С. 14
Сохин М.Ю. Подземные сооружения Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря // Спелестологический Ежегодник РОСИ 2000. М.: РОСИ-РОСС, 2001