Истинная сущность Ханумана - Укуна

Олег Гуцуляк
Известно, что дьявол – это лишь «обезьяна Бога» (св. Августин Блаженный, св. Ириней Лионский): подобно тому как Бог творит добро, дьявол вновь и вновь тщится исказить его замысел и плодит зло – создает некие пародии на чудеса, обольщает людей свой ложной духовностью и т. д. «Диавол со всеми своими поклонниками не могли придумать ничего иного, как кощунственно пародировать тайнодействия литургии» (о. Павел Флоренский).

Это – обезъяноголовый Хануман, пытающийся пожрать Солнце (Хануман – «имеющий челюсть (, открытую для пожирания, но раздробленную за гордыню)»), а когда это не удалось – заставивший его открыть свои метафизические тайны (его китайское имя – Укун, «познавший пустоту», прозвище – «сунь», «обезъяна», а титул – «Ци Тянь Да Шен», «Великий мудрец, равный небу»). Он – вечно молодой и сильный «сын ветра», летающий по воздуху, меняющий свои размеры и облик. Но он – вечно сомневается и мечется, он – символ несуразности сознания (ведь наши мысли представляют хаос, мы перескакиваем с одной мысли на другую, мысленно мы переносим себя в различные места и события, что, в итоге, мешает нам сосредоточится, и насладится умиротворенностью вокруг).

Хануман был оставлен ушедшим на небеса божественным Рамой в качестве бессмертного «царя земного мира». В китайском варианте – царь обезъян Укун самовольно бежал на землю, не захотев на небесах исполнять низкую должность «конюха Нефритового императора». Против него было направлено небесное воинство, но не смогло победить, в следствии чего владыка небес оставил под управление гордеца «земной персиковый сад». Но тот стал сам воровать плоды и даже украл эликсир бессмертия, за что был все же пленен небесным воинством на некоторое время, но бежал и опять бесчинствовал. Затем его усмирил Будда, заточивший того под горой Пяти Стихий (весь этот сюжет наполнен мотивами, присущими и иудео-христианскому нарративу: «гордыня», «изгнание Денницы», «земной рай», «недозволенный плод», «бессмертие», «борьба с воинством сатаны», «заточение на время», «попущение зла», «окончательное низвержение»).

Именно обезъяноголовый Хануман через свего брата по отцу пандава Бхиму возвещает миру учение о четырёх Югах и об обязанностях четырёх варн.

Также китайский Укун имеет отношение к принесению в мир эзотерического учения. Будучи освобожден из заточения по повелению бодхисатвы сострадания Гуаньинь, он становится спутником монаха Сюаньцзана, идущего в Западный Рай Будды Амитабхи за священными буддийскими писаниями. Время от времени вспыхивающая его кровожадность усмиряется определенным обручем Гуаньинь, который при исполнении определенной мантры сжимался на голове Укуна, вызывая нестерпимую головную боль. В награду за усердие, Будда Западного Рая назначил Укуна Всепобеждающим Буддой. Дальнейшая биография Сунь Укуна простым смертным неизвестна. Известно только, что, согласно произведению «Лотосовый светильник», Укун однажды стал учителем мальчика, который боролся с богом Эрланом для того, чтобы освободить из заточения свою маму. В «Шримад-Бхагаватам» (18 главе 5 песни) говорится, что Хануман до сих пор живет в Кимпуруша-варше и вместе с ее жителями возносит молитвы Рамачандре.

Да, многие картины и скульптуры изображают, как Хануман разрывает свою грудь, показывая, что Сита и Рама вечно живут в его сердце. Якобы это демонстриует его любовь и преданность, искренность и простоту. Но, в действительности, Хануман (Укун) – существо нормы, и ведет себя в соответствии с тем, что считается в данный момент нормой (любить бога, следовать за монахом, но также готов и убивать невинных и издеваться над немощными). Он не привык нести ответственность за свои поступки, да и не понимает, что это такое (Хануман издевается над монахами, ворует их священные вещи и те его проклинают; Укун искренне удивляется, что за убийство напавших на монахов его наказывют); его самого – как личности, к которой можно было бы предъявлять какие-то универсальные претензии, – нет.

Да и само значение слов «хануман» и «дьявол» – тождественны: «расщепление, разделение».