Монтенегро

Лев Ефремов
               

      Работает капитан Виктор Алексеевич на теплоход «Сормовский» уже не
первый год.  Район работы судна знаком – это российские и украинские порты
Азовского моря и порты Черного, Мраморного, Эгейского и Средиземного морей.
На перевозку грузов существует мощная конкуренция между разными судоходными компаниями разных стран. Оплата перевозки грузов высокая и желающих
на этом заработать много.
      Закончили выгрузку металлолома в турецком порту, и получает капитан рейсовое задание следовать в порт Бар. Задание получено на судовой телекс системы ГМССБ. Эта система обеспечения безопасности мореплавания была введена на судах недавно и электронная аппаратура на судах была еще  несовершенна, могли быть  сбои в передаче. Капитан подумал, что следовать надо в итальян-ский порт Бари, в котором его судно уже неоднократно бывало, а на то, что в телексе Бар, принял, как ошибку в передаче. Прошли Эгейское море, вышли в Средиземное. Шторм, сильный северо-восточный ветер, волна бьет в правый борт, захлестывает палубу. Приняли решение следовать поближе к греческому берегу. Обогнули Грецию и проложили курс между Ионическими островами. Ветер не стихает, но волна не успевает разгуляться – берег близко.
      Подошли к острову Керкира. Обычно этот остров оставляли к востоку и проходили Ионическим морем,  т.е. не заходя в пролив между о.Керкира (Греция) и Албанией, но сейчас во время шторма, решили пройти этим проливом. Проход
глубоководный, хорошо оснащен навигационной обстановкой. Никаких особых сложностей в проходе этого пролива нет. Но бросается в глаза некое несоответ-ствие: на греческой стороне буйная зелень, жилые дома, а на албанской- никакой растительности и  только видны отдельные, вероятно, административные здания.
      Прошли пролив и вышли в Адриатическое море.
      Капитаны чем отличаются от нормальных людей? У них развито, какое-то еще особое чувство, можно назвать его интуицией или еще как- то. Не буду здесь говорить, что в Арктике в 30-годах капитаны без электронных навигаци-онных приборов в условиях полярной ночи и снежной вьюги при нулевой видимости проводили суда. Ну, просто люди они другие. 
      Вот и сейчас шторма нет, и появились у капитана сомнения, начал еще раз просматривать рейсовое задание. Порт Бар? Не знаю. В порту Бари бывал неско-лько раз. Стоит на мостике, поднимается старший механик:
      - Алексеич, что такой задумчивый?
      - Да, вот что – то сомнение меня одолевает. Туда ли мы идем.
      - А, порт-то какой?
      - В телексе написано Бар, но может буква одна пропала. Мы обычно в Бари
ходили.
      - А, я несколько лет назад был в Черногории в порту Бар.
      Вот тут капитан сразу телекс в Пароходство. Но признать свой промах нельзя и:
      - Прошу координаты порта и прочее…
      Получили всю информацию по порту и по грузовым операциям. Ошвартовались в порту. Порт Бар в то время был еще в составе Югославии и Черногория
на картах именовалась экзотически – Монтенегро. Красивое название. Город
небольшой, чистый. Люди приветливые. Разговорился с работником порта:
      - У вас рядом граница с Албанией. Люди там другие, как вы с ними уживаетесь?
      - А, у нас проблем с ними быть не может. Они живут у себя, а у нас хорошая пограничная служба.
      Это было до начала войны против Югославии, и ее раздела. Страну раздробили. Зачем, и кому это было нужно?