как оборванный аккорд

Маргарита Школьниксон-Смишко
Хотя Роза  с осени 1916 фактически постоянно находилась в тюрьме, но осуждённой не считалась, просто таким образом народ предохранялся от её агитации за мир. Поэтому её в январе 1917 осудили на 10 дней за оскорбление в сентябре 1916 надзирателя (обозвала его ничтожеством и т. п.), и к этим 10 дням добавили ещё 6 недель за участие в собрании партийных функционеров 6.07.1916, потому что собрание не было по всем правилам заранее заявлено полиции. На том собрании Роза также говорила об истинных целях войны, выступала против военных кредитов, естественно, что такая повестка дня не могла понравиться правительству. Вместе с Розой был осуждён и председатель собрания  Йоханнес Шрейб, но не к аресту, а к штрафу в 100 марок. Единственное, чего удалось добиться Розиным адвокатам, это чтобы отсидка состоялась до окончания войны. А в тюрьме Розе разрешили не стирать бельё, как это делали другие осуждённые женщины (т.с.рабочая терапия), а за это заплатить по 3 марки в день. Роза умела находить общий язык с надзирательницами, так что в конце концов ей во время «настоящего» ареста даже разрешили свидание с Мартой Розенбаум. Марта находилась в Бреслау с 26.10 по 1.11. и тоже смогла очаровать начальницу тюрьмы, о чём Роза сообщает в письме от 12.ноября. В этом письме Роза ни словом не обмолвилась ей о смерти Ханса Дифенбаха*, слишком большим потрясением было это известие. Только Луизе Каутской она смогла 11.011. написать пару слов. Луиза сразу же среагировала, нашла, как это следует из ответного письма, нужные Розе слова, и вот тогда и Роза написала:

«                Бреслау, 15ноября 1917
Несравненная!
Спасибо тебе за твои пару слов, которые меня пристыдили, потому что я тебе написала об этом ужасном событии так коротко и прямо. Но и мне так сообщили, и я посчитала, что в этом случае краткость и прямота самое милосердное, как при тяжёлой операции. Я не нахожу слов об этом.
Мне бы хотелось сейчас быть с тобой и Хансом (Каутским), потому что атмосфера любви, которая нас троих объединяет, как-то его сохраняет ещё живым.
Я всё ещё не могу прийти в себя: Как это возможно? Это для меня, как по середине предложения  внезапно умолкнувшее слово, как внезапно оборванный аккорд, который во мне ещё звучит.
У нас была тысяча планов на время после войны, мы хотели «наслаждаться жизнью», путешествовать, читать хорошие книги, восхищаться весной, как ещё никогда... Я не понимаю: Как это возможно? Как сорванный и растоптанный цветок...
Дорогая, не опускай головы. Нужно быть гордой и ничего не показывать. Нам только нужно  ещё сильнее сплотиться, чтобы стало «теплее». Обнимаю тебя и Ханса в верной любви.
                Твоя Р.»

К счастью, со стороны комендатуры, что касается переписки, пришло послабление, и Роза уходит в это тяжёлое для неё время в письма своим верным друзьям. И они стараются всеми доступными им методами поддержать Розу.

* известие о гибели Ханса пришло к Розе 9.11. Это случилось ночью  с 24.10 на 25.10. , в дом, где он находился, попал снаряд. Его предчувствие оправдалось.