Иван Иллич Освобождение от школ. Выдержки

Вадим Тюменцев
Иван Иллич: "Освобождение от школ". Выдержки. Комментарии.Ч.2


Предисловие.
1) О личности автора.
Иван Иллич (1926 – 2002) – австрийский социальный философ. В «Предисловии» к его книге «Освобождение от школ» мы узнаём от Теодора Шанина ( http://www.eusi.ru/lib/illic_osvobogdenie_ot_skol/index.shtml ), что Иллич родился в Вене, был воспитан в строгих католических традициях, получил высшее религиозное образование в папском Грегорианском университете в Ватикане и Зальцбургском университете. «Он владел многими языками, от средневековой латыни и элементов санскрита до ряда современных, писал на шести: английском, немецком, французском, итальянском, португальском и испанском.» Иллич сделал быструю карьеру в католической церкви, став в 28 лет монсеньером. Был приходским священником в Нью-Йорке, затем – проректором католического университета в Пуэрто-Рико. Постепенно нарастали противоречия идейного характера между Илличем и высшим духовенством.

С начала, далее и целиком - здесь http://www.socialism.ru/talk/index.php?topic=518.0

«Он был резким противником деятельности американского Корпуса Мира, в рамках которого в страны «третьего мира» направлялись молодые американцы, чтобы учить их население, как правильно жить. Молодые люди не имели никакого представления о местной культуре, бедах и заботах народа. Гроза разразилась, когда американские власти, занятые тогда борьбой против левых партизанских движений в Латинской Америке, передали в мексиканскую полицию и католическую церковь «секретную папку», обвиняя ложно Иллича в том, что он является одним из духовных отцов партизан. Мексиканские власти над этим посмеялись, но Ватикан вызвал Иллича на суд Конгрегации Доктрины Веры (современной формы инквизиции) для расследования его взглядов. Его нашли невиновным в ереси. Когда решение было объявлено, он указал судьям, что в соответствии с каноническим правом даже безвинный священник, утративший доброе имя, не может продолжать служить. Так Иллич перестал быть католическим священником. Он оставался христианином, с сильным чувством личной связи с благой вестью Христа, но отошел от официальной церкви13.»

«На мощной интеллектуальной волне конца 1960-х — начала 1970-х среди радикализма социалистов «Новой левой», так называемого «третьемирства», «богословия свободы», «экологических движений» и феминизма, голос Иллича звучал чрезвычайно убедительно и своеобразно. Его темой и мишенью стали основные институты и мифы современности. Скептицизм Иллича в отношении модернизма, прогрессивизма и роли государственных «программ развития» вызывал сильный отклик как в радикализованных университетах, так и за их пределами. Его аргументы били по монополии и контрпродуктивности индустриализованных институтов образования, энергетики и медицины. В этот период им написаны четыре книги: «Освобождение общества от школ» (Deschooling Society, 1971), «Инструменты конвивельности» (Tools of Conviviality, 1973), «Энергия и справедливость» (Energy and Equity, 1974) и «Медицинская Немезида» (Medical Nemesis, 1976).»

«За критикой основных институтов современной индустрии обслуживания последовали книги «К истории потребностей» (Toward a History of Needs, 1978) и «Теневая работа» (Shadow Work, 1981). Они в основном посвящены анализу того, как идея «экономики дефицита» влияет на реальную экономику. В 1982 г. выходит книга Иллича «Пол» (Gender), оспаривающая одновременно и консервативные предписания, и сверхрадикальный феминизм и раскрывающая исторический опыт «асимметричной дополнительности» полов. И снова его мнение стоит особняком. Он вновь бросает реалистический вызов устоявшимся предубеждениям и идеологической прямолинейности. Ответом были молчание и замалчивание.»

«В 1980-е гг. начинается очередной и несколько менее публичный период жизни Иллича. Он сам по существу не изменился, но изменился мир вокруг. Радикальная волна спала и откатилась. «Мода» на Ивана Иллича (так же как и на других светочей 1968 г.) стала ослабевать. Мода и наука сходятся нелегко, а расходятся быстро.» Иллич продолжал писать и преподавать. «Студенты и кружки друзей были его преданными слушателями и интеллектуальной средой, через которую и за пределами которой его влияние продолжалось.»

Книга «Освобождение от школ» написана в 1971 году.
2) Иван Иллич, Вильгельм Райх и теория демографического перехода.
Критика в отношении школ и университетов, предпринятая Иваном Илличем, по своей глубине и меткости фразы достигает высокого уровня обобщений. Иллич установил логическую связь между возникновением индустриального общества, детства в нынешнем его понимании и школами. Он детально изложил своё виденье воспроизводства Системы. И сделал это в доходчивой форме. Школа формирует спрос. Школа готовит производителей и потребителей в одном лице. Школа закладывает в человека товарные ценности. Школа обезличивает человека. Это не просто набор ругательских фраз, это уничтожающая критика, которая сильна своей логичностью и последовательностью.
 
Однако трудно учесть все переменные. Существенным упущением было игнорирование автором фактора сексуального застоя и фактора демографического перехода. Первый мне знаком в изложении Вильгельма Райха, второй – в интерпретации Сергея Капицы.
 
Сексуальное подавление – более широкая тема, чем даже тема школ и университетов. Дело в том, что подавление подрастающего поколения школой, обтёсывание завитушек мыслей и придание им законченной формы, как правило, квадратноправильной, невозможно – просто сорвётся – без полноценного сексуального подавления, осуществляемого семьёй над своим потомством в возрасте до 4 лет. Когда подростки достигают периода полового созревания, к тому времени функцию их сексуального подавления делят семья и школа. Это необходимо для встраивания уже покорного человека в довольно уродливую социальную формацию – общество потребления, где он должен крутить колёса в ущерб своим человеческим потребностям. Но без предварительной семейной «обработки» ребёнок просто не впишется в школьную действительность, а значит, в дальнейшем станет изгоем в обществе потребления.
 
Человек – это биологическое существо. А общество с его громыхающими производствами – это во многом механизм, имеющий отличные от человеческих ритмы и цели. И нет другого способа встроить человека в Систему, как обкромсать его со всех сторон, а для того, чтобы подавить в зародыше протест против такого обкрамсывания и необходимо пресечь «излишние» сексуальные притязания, поставить их жалкие остатки на службу механистическому обществу, обложив их данью условностей. Человек, сломленный биологически, в том числе – и сексуально, сломлен и в своих экономических притязаниях. Причём в масштабе масс это необратимый процесс. «Подготовленный» человек будет работать за похлёбку, драить сапоги хозяину и удовлетворяться нахождением объяснений существующему положению вещей. Производственным машинам человек нужен в качестве их привода. Но человек как привод – уже больше не человек. Чтобы тебя сломать и использовать не по назначению, и нужны такие агрегаты машинно-человеческого общества как семья и школа.
 
Что касается демографического перехода – то здесь всё просто. Последние два века идёт взрывной рост численности человечества. За 19 век численность человечества менее чем удвоилась (0,9 млрд. человек и 1,7 млрд. человек), за 20 век – более чем утроилась (1,7 млрд. человек и 6 млрд. человек). Около 2060 года этот в настоящее время уже замедляющийся процесс исчерпает себя. Численность человечества, достигнув максимума в 11-12 млрд. человек, стабилизируется и начнёт колебания вокруг этой цифры. В целом на нашей планете ситуация несколько иная, чем в России: доля молодёжи остаётся очень высокой, а абсолютные показатели (то есть численность) населения планеты продолжает расти. Это означает, что процент молодёжи Земли несколько снижается по отношению к остальным возрастным категориям, но общая численность молодёжи становится всё больше. И именно этой численности, достигнувшей неких критических для цепной социальной реакции значений, и предстоит взорвать изнутри институты старого индустриального общества, где смыслом существования человека было производство и потребление. Число управляет формой и содержанием. Процесс освобождения от школ имеет планетарный масштаб: школа – один из агрегатов экономики (занимается производством потребителей), а экономика давно вышла за пределы национальных границ. В этом смысле школа имеет сходство с транснациональными корпорациями. Кроме того, включённость России в планетарные процессы определяется не только экономикой, но прежде всего, количеством связей, степенью информационного взаимодействия с другими странами. По этой причине, анализируя российскую действительность, необходимо сразу соглашаться на планетарный масштаб, а не городить огород или воображать страну изолированным островом, недосягаемым для глобальных процессов. Акцент Иллича, сделанный на школы США, не должен внушать ложную уверенность, что у нас – всё по-другому. Специфика в каждой стране – своя, но суть школ от этого не меняется.
 
Критикуя университеты как 12-й этаж образовательной системы, Иллич первым этажом, вероятно, считал школы. Однако в школу человек идёт вполне уже сложившимся рабом, зачастую уже прошедшим ясли, сад и воспитание в семье. («Недостаточность» воспитания, избалованность и необузданность в будущем дают шанс на прозрение. Дисциплинированность, покладистость, послушание позволяют человеку перестать чувствовать боль социальной несправедливости. Обкромсанный человек остаётся жить, как зуб с удалённым нервом, имея шанс сделать карьеру и даже гнить до старости под колпаком коронки.) Школы не являются первопричиной всех бед человечества. Но эти фабрики кастрации смысла жизни, безусловно – один из важнейших столпов Системы, близкий к её корням. Школы – следствие, но такое следствие, которое стремится стать причиной. И освобождение от школ, проводимое одновременно с освобождением от других институтов общества потребления, высвободит волю и энергию человека из круговорота куплей и продаж. Отныне время человеческое всё больше будет расходоваться на познание себя и свойств мира. Наши потомки будут мудрее нас. Но пусть этот выбор будет их решением!

29.06.2009
Вадим Тюменцев.
http://vadim1980.livejournal.com/23424.html