Сила света

Олег Маляренко
                И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.               
                И увидел Бог свет, что он хорош,
                И отделил Бог свет от тьмы.
               
                Библия. Бытие.

Освещение нашего жилища мы зачастую просто не замечаем. И только, когда по любой причине дом погружается во мрак, мы начинаем беспокоиться, чувствуем дискомфорт и стремимся немедленно вернуть свет обратно.

Вся история человечества связана с освещением, начиная от первобытных костров. Можно уверенно утверждать, что искусственное освещение создало современного человека. Свет костра, а затем лучины и свечи, мало способствовали активной деятельности. Человек трудился и развлекался от зари до зари, посвящая сну около десяти часов.

Свечи в давние времена стоили дорого и являлись показателем богатства. Бедные люди предпочитали лучины. Конец XIX века ознаменовался изобретением лампы накаливания. Среди множества изобретателей наибольшего успеха добился Томас Эдисон. Минусом такой лампы служил низкий КПД (5%), что не помешало ей служить источником света весь ХХ век. Середина минувшего века подарила изобретение люминесцентных ламп. Они обладают КПД примерно в 5 раз выше, чем у ламп накаливания, но и этого недостаточно. Конец ХХ века трудами учёных и инженеров дал источник света в виде светодиодов до 16 раз более эффективный по сравнению с лампами накаливания. Причём красные и зелёные светодиоды были получены без проблем, а синий, необходимый вместе с другими для получения белого света, долго ускользал от исследователей. Его удалось создать трём японским учёным, за что они были награждены Нобелевской премией по физике за 2014 год.

А теперь расскажу, с какими источниками света мне пришлось сталкиваться.

Моя первая новогодняя ёлка в детском саду. Хотя с тех пор прошло немало лет, она словно стоит перед моими глазами. Большая, с множеством игрушек и звездой на верхушке. Более всего меня привлекали фонарики из цветного стекла с горящими внутри свечками. Я смотрел на это чудо как завороженный. Не знал я тогда, что не скоро вновь увижу нарядную ёлку, сверкающую огоньками. Наступал новый 1942 год. Где-то далеко шла жестокая война, волны от которой доходили до кубанской станицы. Пройдут несколько месяцев, и она будет захвачена фашистскими оккупантами.

Война помимо прочих зол принесла ещё и мрак. Источником света стали плошки с маслом и фитилём, получившие название коптилок. Свет был слабый, масло чадило, поэтому их зажигали только при крайней необходимости. Из продажи исчезли спички, на что смекалистый народ вспомнил первобытный способ высекания огня посредством кресала и трута.

В середине 1944 года моя семья вернулась в родной город. В многоэтажном доме ничего не было: ни электричества, газа, водопровода, туалета и центрального отопления. Война ещё не закончилась, поэтому никто не роптал. Было холодно, голодно и малосветно. По-прежнему выручали коптилки. У продвинутых пользователей вместо плошек были гильзы от зенитных снарядов. При свете коптилки мне приходилось делать уроки в начальных классах. А потом мы разбогатели и купили керосиновую лампу со стеклом. Она светила ярче и приятно пахла керосином. Жить стало веселее.

Постепенно плоды цивилизации добрались и до нашей квартиры на четвёртом этаже. Первой нас посетила вода, а за ней наступила и очередь туалета. И наконец, к нам пришло электричество.

Когда сестра сообщила мне, что нам подключили свет, то первым моим вопросом был – какого он цвета? А когда узнал, что белого, то был разочарован. С потолка свисал провод с патроном и лампочкой на конце. Никаких выключателей не было, и манипуляции со светом выполнялись ввинчиванием и вывинчиванием лампочки. Невзирая на такие мелочи, я был рад наступившему световому довольствию. Настало время, когда домашние задания можно было делать, а также читать книги, без напряжения зрения.

В это время из деревни приехала моя тётя с кузиной, моложе меня на два года. Как городской житель я решил показать деревенской девочке чудесный свет. Для этого влез на табуретку и ввернул лампочку с ярким светом.

- Погасы зараз свитло! – возмутилась кузина.
- И не подумаю, - ответил я.

Тогда она влезла на табуретку и стала дуть на лампочку под мой весёлый смех. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся хорошо. Когда ближе к вечеру я закрутил лампочку, она не загорелась. Желая узнать, есть ли электричество, я не придумал ничего лучше, чем засунуть палец в патрон. Меня так шарахнуло током, что я слетел с табуретки как осенний лист. Теперь настал черёд веселиться кузине.

Вскоре электрическую сеть оборудовали выключателями, а на лампочки повесили абажуры. Тогда я и узнал, что именно они и создавали видимую расцветку освещения.

Электрических счётчиков не было, а плата за энергию производилась по количеству лампочек, но если хочешь использовать электроприборы, то плати за розетку. Большинство людей избегало таких роскошеств и прекрасно обходилось «жуликами». Так назывались розетки с цоколями, которые вворачивались в патроны. Во избежание злоупотреблений квартиры часто обходили контролёры.

Один раз я прихожу домой, а из соседней квартиры выходят два контролёра и прямиком заходят к нам. А у нас как раз через «жулик» включена электроплитка. С меня и сестры спрос небольшой, а мама была на работе. Так бравые контролёры дожидались три часа, чтобы оштрафовать её.

К середине 50-х годов появились люминесцентные лампы, получившие название «дневного света». С большим трудом мне удалось уговорить маму купить такую лампу одними из первых в нашем доме. Я установил её в прихожей, и наши гости всегда восхищались этим чудом светотехники.

Природа богата светом. Помимо яркого солнечного света, несущего тепло и жизнь, лунного света, радующего нас ночью, свет несут и звёзды, заполняющие ночное небо таинственным мерцанием. Сюда можно отнести и волшебное северное сияние, доступное обитателям северных широт. А также такое редкое явление как зелёный луч, вспыхивающий на закате солнца.

Нельзя пройти мимо удивительного биологического свечения. Приведу два случая, когда мне довелось сталкиваться с ними.

Мне двадцать лет. Август. Отдыхаю в посёлке на берегу Чёрного моря. Поздний вечер, и я пошёл с девушкой вдоль каменистого берега. Настала безлунная ночь. На чёрном небе сияют необыкновенно яркие звёзды, а внизу плещутся тёмные волны.

Я и девушка сбрасываем одежды и погружаемся в тёплую морскую воду. Обожаю ночные купания в море. Звёздное небо, ночное море и девушка приводят меня в блаженный восторг. Когда мы поплыли, с каждым гребком рук из-под них срываются, подобно драгоценным камешкам, нежные, блестящие и голубоватые огоньки. Ощущение непередаваемое. Я подхватываю рукой воду и пригоршней бросаю на девушку. Брызги вспыхивают волшебным салютом летящих огоньков. Девушка посылает мне брызги навстречу, и они вспыхивают ярче звёзд, прежде чем долететь до меня. Возникает чувство гармонии с окружающим миром: морем, небом и очаровательной спутницей.

Умом понимаешь, что светятся различные микроорганизмы, планктон, но верить этому не хочется. Сейчас на глазах происходит волшебство. А всё, благодаря искристым огонькам в руках.

Лето 1960-х годов. Я и жена гостили у родителей тёщи в деревне. Несмотря на то, что оттуда до Симферополя около 12 километров, электрического освещения в их доме не было. Перед тем, как постелиться, зажгли керосиновую лампу.

В комнате распахнуто единственное окно, выходящее в сад. В кромешной темноте не видно ничего, даже протянутых рук. Перед тем, как уснуть, обмениваемся впечатлениями прошедшего дня. Оттуда, где расположено окно, появляется белый светящийся огонёк и начинает выписывать круги. Мы молча наблюдаем за такой экзотикой. Тем временем к первому огоньку присоединяется другой. Их круги превращаются в «восьмёрку». Чудеса продолжаются. Постепенно два круга начинают напоминать символ бесконечности, после чего исчезает один огонёк, за которым последовал и другой. Нам ничего не осталось иного, как бурно аплодировать исполнителям, которые скромно не вернулись для поклона. Будь мы настроены к мистике, сочли бы явленные фигуры за приведения. Однако при нашем материалистическом мировоззрении мы поняли, что просто в окно залетели светлячки.

Природа широко использует биологическое свечение. Достойно восхищения, насколько эффективно используется энергия живых организмов, вырабатывая холодный свет. Я уверен, что настанет время, когда человек научится создавать источники света сравнимые по эффективности с биологическими.

А что, если замахнуться на лампочки наши со светодиодами и осветить ими весь дом?! Они потрясающе дороги, зато какая дикая экономия.


Научно-технический прогресс шагает вперёд семимильными шагами. Уже сейчас светодиоды – вчерашний день. Идущие им на смену лазерные светодиоды эффективнее обычных до 10 раз.