Моя работа в Постоянном Представительстве Грузии

Ольга Гелашвили
Постоянное Представительство Совета Министров Грузинской ССР при Совете Министров СССР, находилось в Москве на улице Палиашвили, дом 6, в бывшем особняке  И.И.Некрасова. Напротив - музыкальный. институт им. Гнесиных, думаю, что и улицу назвали Палиашвили в честь великого грузинского композитора Захария Петровича Палиашвили , именно из-за близости музыкального института. Но с распадом СССР, улице вернули историческое название - малая Ржевская. Какова же была структура и функция этого Представительства? Во-первых, до войны именно это Представительство называлось Представительством Закавказских республик, т.е. объединяло Армению, Грузию и Азербайджан, затем оно распалось на отдельные Постпредства - Грузинское осталось здесь, Армянское  - на Армянском переулке
.  У нас был Постоянный представитель, и зам. постпреда, а также консультанты в разных областях деятельности.  Функция Постпредства заключалась в представлении  интересов Грузии в Совете Министров СССР. Я работала в Постпредстве Грузии с 1970 года личным секретарём Постпреда Артмеладзе Ильи Давидовича. В то время секретарем ЦК КП Грузии  был Василий Павлович Мжаванадзе,  очень интеллигентный и милый человек!  Вторым секретарём должен быть русский - им был  Альберт Николаевич Чуркин. Но спустя время  Первым  секретарем Грузии был назначен  53- летний Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе. Отправили на пенсию Василия Мжаванадзе, который поселился в Москве на Ленинским проспекте. С приходом Шеварднадзе в Грузии началась "борьба с коррупцией"! Были уволены, арестованы многие чиновники и высших коридоров власти Грузии. Были случаи самоубийства среди министров и должностных лиц в Грузии. При приезде в Москву, Шеварднадзе не приходит в Постпредство, видимо из принципа. Хотя Мжаванадзе, когда бывал в Москве.   жил у нас   в особняке на втором этаже Поэтому ожидали перемен и в Постпредстве! И они произошли!
Умер Постпред Илья Давидович  Артмеладзе, и был назначен молодой Представитель. Страх поселился среди консультантов Представительства!
Но пока  всё это  впереди!
А  я работала и не думала о будущем, ведь я была молода.   У нас был тесный контакт с министрами Грузии, которые приезжали  в командировки в Совмин СССР (для проталкивания интересов Грузии в своём вопросе).  Мы должны были  помогать  в их пребывании в Москве! А именно, встретить у самолёта, подать автомобиль к трапу, отвезти в гостиницу, которую мы им же и заказали. Для этого в Москве и функционировало Управление высотных домов и гостиниц, что на Арбате, в которое мы писали отношение - Просим предоставить министру Грузии (такому-то), место в гостинице..  с такого-то по такое. Нам ставили визу – например, ГОСТИНИЦА МОСКВА, или РОССИЯ, или еще что то.
 Хочу отметить, что «простой» приезжий или командированный, не смог бы поселиться ни в одну гостиницу Москвы без этой брони.  Хотя, как вы понимаете, за взятку можно было всё в то время,  негласная коррупция в СССР уже  процветала.
Министр  сопровождался в гостиницу, за ним прикреплялся автомобиль на всё время его командировки. И также плавно отправлялся затем к самолёту!! Для обслуживания автомобильных нужд, у нас был свой гараж, в котором стояло 4 волги и 2 москвича.
 Хочу также вспомнить, что ни одно действо в Грузии, требовавшее финансирования, не проходило без участия России!
 Вот пример: Требуется построить мост через реку, ну, например, старый снесло наводнением. Министр , курирующий этот вопрос,  пишет письмо в Совмин СССР с просьбой установить мост,  те в свою очередь, пишут в Госплан СССР, затем далее и далее.. Если решение тянут (ЧИНОВНИКИ!), то приезжает человек из Грузии, идет «на ковёр»  с чемоданчиком, в котором КОНЬЯК наилучший, может еще что, в общем "презент" для скорейшего решения вопроса.
 А если учесть , что в последнее время только так проталкивались вопросы в стране!
Чтобы заложить финансирование в план, в конце года приезжали целые бригады в ГОСПЛАН СССР, со своими отчётами и просьбами! Работа в Постпредстве "кипела" ПЕЧАТАЛИ-ИСПРАВЛЯЛИ-ПЕЧАТАЛИ.. пока,  наконец, не заложен нужный вопрос  для республики  в план следующего года! Вы понимаете, что вот так в роли просителя жить было стыдно и трудно, и Грузии и другим республикам, которые в равной мере подвергались этой  же ЭКЗЕКУЦИИ! Понятное дело, так долго продолжаться не могло, вот республики и "взбрыкнули"! А приписки!! Вот приезжает целая КОМАНДА министров - отчёт Госплану или Совмину, не знаю. Крутят, вертят, считают, получается 58% выполнение плана!! Отчёт отсылают 102%. И так, последнее время было ВСЁ!
 Почему выполнение плана 100%, а в магазине ничего НЕТ!! Это я имею в виду по всему Советскому Союзу!!  Мы все были страдальцы КОММУНИЗМА!!!...
 Но моя работа в Постпредстве не оставила для меня плохого следа! Во-первых, НАБЛЮДЕНИЯ, размышления, вот я и могу поделиться с вами! Во-вторых, общение с интересными людьми, и науки и культуры.  К нам приходили великие СЫНЫ, своей Родины, я с ними общалась, говорила, дышала ОДНИМ ВОЗДУХОМ!! Это и Ираклий Андроников, кстати, он   МНОГО НАМ РАССКАЗЫВАЛ, И брат его Алевтер  Андроникашвили (директор института физики в Грузии) Это и Георгий Мдивани, и Нона Гаприндашвили, и Элисо Версаладзе,   Арчил  Гомиашвили.  Это неполный список, кого вот так вспомнила!! А среди министров?!  Многие были  столь интеллигенты -  приятно вспомнить.  Конечно, были и другие, которые свысока говорили с людьми.
Однажды же, утром, подхожу к своей работы, да и не узнаю нашу улицу Палиашвили,  так как она, это улица в фашистской Германии, а наш особняк, это  не Представительство Грузии, а особняк в Германии, в котором держат НАШУ РАДИСТКУ КЭТ. Да, вы угадали, снимался фильм «17 мгновений весны». Кто помнит эту сцену,  Вячеслав Тихонов в черном плаще Гестапо, в фуражке с высокой тульей, и сапогах высоченных, заходит к нам. Я видела его, и была восхищена его статностью и красотой. Тогда я еще не знала, что за фильм снимают?
Еще пару минут задержу вас! В Представительстве 3 чел. занималось делопроизводством, Зав.канцелярией, Ст.инспектор и я, сначала просто секретарь, но после одного случая, который навсегда изменил меня,  и уровень  моего профессионализма -  меня назначили ст.инспектором. Дело было летом, когда многие были в отпусках, не было Постпреда, зав.канцелярией, оставались мы вдвоём! И вдруг моя напарница заболевает! Какого мне было? одной справляться  в Представительстве, печатать я тогда ещё не умела, не разрешалось печатать персональному секретарю!
Звонок - министр, подайте машину, забронируйте гостиницу,  бронь на самолёт, и т.д и не один раз, а много на дню!  Так одна, я проработала 10 дней! И справилась! Сначала было страшно, люди разные, но я должна была вести со всеми ровно!! Но вот, как сейчас помню, приехала зам секретаря ЦК КП Грузии Виктория Моисеевна Сирадзе, очень милая женщина. Она села работать в кабинете Постпреда, "накалякала"письмо в Совмин СССР,
и дала мне его перепечатать,  выдав бланк Совмина Грузии. И я еле – еле,  двумя пальцами напечатала его, боялась испортить бланк,  хотя предупредила, что печатать не умею! Она вошла в моё положение – видела, что я одна работаю и справляюсь, одних звонков на "вертушку" и "ВЧ" сколько приняла!! Было отдано письмо, получила благодарность и она уехала! Но я "зарубила себе на носу", если ты работаешь в какой-то  сфере, надо уметь ВСЁ! Я до 18.00 работала, затем сидела за  пишущей машинкой  допоздна - училась!! И вот, видите, выучилась!
 И без умения печатать не смогла бы работать там, где мне впоследствии хотелось работать!  Почему же наши консультанты, боялись перемен, да просто потому, что они все были ПОЖИЛЫМИ! У нас был Георгий Адамян, еще от Закавказского представительства остался,  Кузнецов Александр, присланный из Совмина СССР и многие, да они боялись отправки на заслуженный отдых, но я уже ничего этого не видела  -  я  уволилась и с мужем  и сыном уехала на Кавказ!