Соединение разных типов в одном тексте

Юрий Чайкин
         В статье данные типы речи используются, чтобы дать точную характеристику предмету или явлению. Сами по себе описание и повествование имеют в виду все признаки, все подробности, в какой-то мере разделяя и классифицируя их по степени важности.  В статье же важны лишь существенные, характерные признаки, которые могут дать образное представление предмета или явления.
                Статья о конкретной ситуации
        Особенности их построения и использования мы можем проследить на статье, в которой представлена какая-либо конкретная реальная ситуация. Особая трудность возникает при ее написании.
         С чего же следует начать? Вначале необходимо определить место события, дать ему определенную характеристику, остановить внимание на действующих лицах. Затем следует поставить ряд вопросов и подробно на них ответить:
- Что было (будет) предпринято и кем?
- К каким социальным группам относятся участники?
- Какие цели они преследуют?
- При каких условиях они действуют?
- Какие противоречия есть между общественными требованиями и личными интересами участников?
- Какие проблемы возникают при этом?
- Как реагируют на это участники?
- Какие средства и методы применяют?
- С кем и против кого они действуют?
- Почему действуют так, а не по-другому?
- К чему это может привести?
- Что это значит для общества?
- Какие пути выхода из ситуации можно использовать?
         После этого можно продумывать основную концептуальную линию статьи. Автор должен так развить свою мысль, чтобы она не потерялась в гуще фактов. Автор разъясняет читателю определенную ситуацию, ее политическую, экономическую, общественную сущность. При написании статьи автор использует те методы, которые вполне понятны читателю.
        Понятной читателю должна быть и структура статьи, которая состоит из трех частей: начала, основной части и заключения.      
        В первой части  дается экспозиция статьи. Читатель узнает из нее, что за ситуация возникла, почему ее разрешение важно для общества.
        Разрешение ситуации – главная, основная часть статьи. Понимание ситуации позволит понять и те проблемы, которые подымает автор статьи. Поэтому во второй части ставится вопрос: «Каким образом эти задачи, проблемы решены и в интересах каких сил?» Можно использовать следующие формулы: «Как задача А может быть решена в интересах В, если условия Д еще не созданы?»   Или: «Как задача А может быть реализована в интересах В, чтобы не наступили последствия Е?» Или: «Как создать условия А, которые повлияют на решение в интересах Б, чтобы не задеть интересы Е?» Конечно, эти формулы не входят в языковой состав статьи. В языковом отношении каждая статья должна быть оригинальной.
       Любая ситуация несет в себе противоречия, поэтому автор должен преодолеть сомнение в правильности, полезности, необходимости в постанове целей, задач и поиске путей их решения. Автору необходимо привлечь читателя к сотворчеству. Для этого необходимо сформулировать вопрос или ряд вопросов и адресовать их читателю. 
       В главной части рассматриваются и те факторы, которые мешают разрешить ситуацию. Автор выясняет, почему проблема до сих пор не решена. Кроме того, можно рассказать, какие действия должны быть совершены, чтобы разрешить ситуацию. Так как последовательность шагов может быть достаточно сложной, необходимо не терять нить рассуждений.
        Третья часть несет синтезирующий характер. В ней поясняется, что принесет нового в жизнь разрешение ситуации, какие силы задействованы, какие новые задачи поставлены и какие проблемы должны быть решены дальше. В конце статьи можно сделать ссылки на то, что могут сделать сами читатели для улучшения ситуации.
        Примером общеисследовательской статьи  с конкретной ситуацией можно считать публикацию Евгения Черных «Брейвик считает себя воплощением языческого бога?» Ее структурная и композиционная часть достаточно сложна, потому что она основана на реальной ситуации. Е.Черных вспомнил о событии, произошедшем ровно год назад, когда 22 июля 2011 года Андерс Беринг Брейвик взорвал бомбу в правительственном квартале Осло, затем устроил расстрел в молодежном лагере правящей партии Норвегии.  Сам Брейвик согласился, что акция 22 июля – варварство. Но своей вины не признал. Главный прокурор добивается пожизненного лечения убийцы в персональной психушке. Приговор должны огласить 24 августа. Напомнив читателям «Комсомольской правды о событиях в Норвегии, автор задает вопрос: «В чем причина того, что стряслось в Норвегии год назад?»
         Чтобы разобраться в этом журналист сталкивает мнение двух экспертов: Андрея Фурсова, специалиста в династических схемах и герольдике, и Авраама Шмулевича, израильского политолога, раввина, президента «Института восточного партнерства».
         Эти два разных мнения, но они не столько противоречат друг другу, сколько взаимодополняют.
         Андрей Фурсов видит конфликт внутри европейского мира, который в данный момент разбит на два лагеря. В одном лагере, куда вписывается не только Китай часть Европы во главе с Германией, но отчасти даже обамовская Америка, взят курс на  антилиберальное устройство мира. Другой лагерь проводит неолиберальный курс. Адептом неолиберального курса выступает королевская семья Великобритании. А.Фурсов считает, что в Норвегии, где правит династия Саксен-Кобургов, прослеживается такой же курс, что проводят Виндзоры в Англии. Дело в том, что до Первой мировой войны королевская династия именовалась как Саксен-Кобурги, Виндзорами они стали во время Первой мировой войны.   На взгляд А.Фурсова, норвежское массовое убийство, жертвой которого стали юноши и девушки вовсе не из простонародья, как и волнения в английских городах являются посланием одной части мировой верхушки – другой  Эксперт считает, что теперь ответный ход за «империей», т.е. за Виндзорской королевской династией.
         А.Шмулевич рассматривает это происшествие в другой плоскости. Он считает, что сейчас настало время возникновения новых и реанимация старых религиозных мифов. Так Усама Бен Ладен смог мобилизовать глубинные мифы арабского мира – и от Индонезии до Сахары заполыхал огонь джихада. Причина успеха «Аль-Каиды», по мнению израильского политолога, в том, что она уловила, что государство старого типа уже отживает свой век. На смену «государству-корпорации» приходит «государство орденского типа», основанное на идеологии и не имеющее  определенной территории. Европа уже владела этим методом. Армии крестоносцев – пример государства орденского типа. И вот Европа сделала ответный ход. «Руками латентного язычника Андерса Беринга Брейвика исламской эсхатологии была противопоставлена боевая мифология викингов – прославленных воинов Старого Света». Сам Брейвик точно реализовал постулаты мифологии скандинавов. В первую очередь – бога Одина. Один – бог воинов и конунгов, предводителей воинов. Конунг должен быть самым лучшим. А славы достоин тот, кто проливает кровь – свою и чужую. Кроме того, скандинавский вождь должен быть очень образованным. Брейвик был человеком образованным и подчеркивал это. В этой системе понятий Брейвик предстает истинным скандинавским вождем.
         Однако, считает Авраам Шмулевич, феномен Брйвика много глубже, чем на первый взгляд. Это – начало новой духовно-милитаристской  мобилизации Европы. А в этом свете иудаизм, православие и католицизм еще не сказали своего слова. Поднимается волна харизматического протестантизма.  Израильский политолог привел в пример силовую мобилизацию католической церкви.
            Журналист подводит итог выступления двух экспертов: «Но это уже следующая история из европейской саги…»
          Теперь о построении статьи. Она состоит из описания события, двух взглядов на это событие и открытый финал. Соответственно этим частям используется определенный метод отображения материала. Первая часть – это реконструкция события. Вторая часть – это две версия причин одного события. Открытость финала позволит в будущем вернуться к нему и представить другие версии причин этого события. Кроме того, открытость финала дает возможность самому читателю поразмыслить над этим.
                Журналистское расследование
      Журналистское расследование как жанр вошло в журналистику как жанр сравнительно недавно. В советской журналистике журналистское расследование рассматривалось как исследование явлений общественного характера. В данное время журналистское расследование в российской журналистике близко тому понятию, которое сложилось в зарубежной.
     Особенности такого жанра, как журналистское расследование, определяют, в первую очередь, цели, способ получения материала и метод отображения.
    Цель журналистского расследования – определить истину в каком-либо деле, определить роль его участников. Кроме того, журналист устанавливает причину, обнаруживает скрытые пружины, которые приводят «механизм» в действие.
    Способ получения информации – это расследование, чаще всего детективное.    Расследование включает в себя поездки, встречи с людьми, работающими в данной сфере. Другой немаловажный способ получения информации – анализ произошедшего события.
    Метод отображения в данном жанре зависит от способа получения материала. Таким образом, в жанре журналистского расследования взаимодействуют два типа речи: повествование и рассуждение. Когда рассказывается о способах получения информации, о действиях журналиста, то метод отображения будет реализоваться через повествование.  Однако без анализа, без ответа на вопросы «почему?» и «как?» нет журналистского расследования. Причем большая часть публикации отвечает на вопрос «как?»:
1. Как происходило событие?
2. Как вели себя действующие лица?
3. Как журналист об этом узнал?
4. Как на это отреагировало общество?
        Связный ответ на этот вопрос тоже оформляется как повествование.
        Что же касается первого вопроса «почему?», то без ответа на него нет аналитической части.   Выявить причины события помогает ряд вопросов:
1. Почему произошло это событие?
2. Почему герой себя так повел?
3. Что толкнуло его на это?
        Ответ на этот вопрос формулируется с помощью такого типа речи, как рассуждение.
        Предметом журналистского расследования становится наиболее одиозное и негативное явление, имеющее общественное значение. Чаще всего это преступления или полукриминальные события. Эти негативные поступок – результат действия определенных лиц, которые принимают все меры, для того чтобы скрыть произошедшее. Люди, совершившие подобный проступок, стараются скрыть его корни, причины. Журналист выступает и как человек, чьи действия роднят его с сотрудниками правоохранительных органов – следователем или инспектором уголовного розыска, и с ученым-исследователем, который изучает связи явлений. Автор уделяет внимание каждой мелочи, которая может пролить свет на совершившееся событие. К тому же автор не только сам идет по следу, но и ведет с собой читателя, слушателя, зрителя. И в этом особенность данного жанра.
       Журналистское расследование как способ получения материала достаточно опасен. Поэтому, получая информацию, журналист должен соблюдать конфиденциальность. Как известно, необходимость сохранять в тайне свои источники информации в других жанрах встречается нечасто.
    Другой особенностью журналистского расследования как жанра является то, что автор является героем в ряду действующих лиц. Рассказ о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути автора, что пришлось преодолеть, к  каким выводам и почему пришел автор, становится наглядным и впечатляющим. Журналист для получения информации может представиться представителем другой профессии: рабочим, инженером, продавцом, больным.
       Рассказ о криминальных или полукриминальных событиях компрометирует определенных лиц. Поэтому заключения должны касаться только того круга обстоятельств, которые точно установлены. Американский журналист Майкл Берлин, много лет занимавшийся журналистским расследованием, давал следующие советы:  "Никаких краденых документов. Никакой платы за информацию. Никаких незаконных проникновении на частную территорию, за исключением случаев, когда журналист готов нести за это судебную ответственность. И самое главное. Ни при каких обстоятельствах... не раскрывать источник информации".
       Итак, журналистское расследование – дело рискованное и ответственное. Поэтому журналист, выбравший данный жанр, должен помнить и о способах получения информации.
                Пресс-релиз
         Возникновение такого жанра как пресс-релиз связано с возникновением новых товарно-денежных отношений в обществе. Чтобы обеспечить свое финансовое благополучие, в газетах и журналах прочно обосновалась реклама. Однако реклама ожжет присутствовать в газете  не только в чистом виде, но и в форме журналистских публикаций.  Очень часто в таком случае внизу дается ссылка, что публикация дана на правах рекламы. Соединение рекламного и журналистского подхода и привело к возникновению такого жанра, как пресс-релиз.
         Пресс-релиз не может лежать в рамках только информационного сообщения, в нем дается обоснование о достоинстве какой-либо отдельной вещи,  фирмы или личности,  чтобы сориентировать читателя в деловом мире или избирательной кампании.
         Предметом отображения данного жанра становятся качества человека, компании или вещей во взаимосвязи с потребностями и задачами, которые могут быть у аудитории СМИ. Поэтому очень важно установить эти взаимосвязи между рекламируемым объектом или субъектом и читательской аудиторией.
        Цель пресс-релиза – дать оценку рекламируемому явлению или общественному деятелю. Причем цель не только заявить, что рекламируемый объект или субъект способны разрешить  проблемы, стоящие перед читателями, но и доказать это.
        Особенность метода отображения – в слиянии трех разных направлений: информационного, аналитического и оценочного. Поэтому на информационном уровне автор использует элементы описания и повествования, когда же переходит к анализу, то переходит к доказательному рассуждению и использует аргументацию, подтверждающую эти утверждения.
         Что может использоваться в качестве аргументации?
         Только успешные моменты деятельности положительные качества, высокие моральные качества, профессиональные и иные стороны, которые могут вызвать доверие у аудитории. Также используются положительные отзывы о качестве, рекламируемых объектов или субъектов. Дается экспертная оценка, подтверждающая рассуждения автора. Таким образом, автор выходит на оценочный уровень.
        Итак, движение мысли в пресс-релизе идет от информационного сообщения к выяснению причинно-следственных связей аудитории с рекламируемым продуктом отображении, а затем к оценке этого продукта и «навязыванию» его читателям в качестве средства удовлетворения их потребностей. Кроме того, в оценку входит то положение, что данный отображаемый предмет разрешит проблемы, возникшие у читательской аудитории. Эта авторская уверенность базируется  на анализе причинно-следственных отношений. Схематически эти отношения можно выразить так:

Информационный уровень 

Причинно-следственные отношения

Оценка и продвижение

             Характерная черта пресс-релиза – непосредственное обращение автора к своей аудитории, призыв действовать определенным образом.
            Написание пресс-релиза содержит определенные риски. Автор должен внимательно отнестись к достоверности той информации, которую он предоставляет. Если информация не будет соответствовать действительности и способна нанести моральный и материальный урон аудитории, то будет подорвано доверие данному источнику информации.