Описание как основной тип речи статичных жанров

Юрий Чайкин
               Человека окружает мир вещей.  Без описания этого мира не может обойтись ни художественное, ни публицистическое произведение. В ткань произведения описание предметной реальности входят по-разному:
-описание вещи важна как художественная деталь;
-через отношение к вещи выражается отношение к миру;
-перед нами представлена определенная система вещей:
- вещь как объективная данность;
-субъективное отношение к вещи, вещь как впечатление.         
         Описание  - это тип речи, который помогает словесно нарисовать предмет путём перечисления и раскрытия основных признаков. Предложения строятся при помощи параллельной связи: группа подлежащего всегда одна и та же – синонимический ряд (данное), а группа сказуемого – всегда новое. Содержание описания состоит в их изложении. Читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Встречаются различные виды описания: человека, местности,   деятельности.
          В композиции описания можно выделить наиболее характерные элементы: общее представление о предмете; отдельные признаки предмета; авторская оценка, вывод, заключение.
          В газетных жанрах могут быть представлены  фактические и художественные описания. Фактическое описание даёт точное понятие о предмете. Соответственно автор выбирает те признаки, научные, фактологические, исторические, которые помогут ему дать представление об описываемом предмете. Художественные описания образно представляют предмет или картину и  так должно подействовать  на читателя, чтобы у него возникло живое представление предмета или возникла наглядная картина.
                Обозрение
          Обозрение как газетный жанр возникло под влиянием Луиса Себастьяна Мерсье. Именно его считают основоположником журналистского обозрения, так как первые из «Глав» своей книги  «Обозрение Парижа» он опубликовал в газете.
          Обозрение как метод постижения реальности известен раннее. Его можно найти и в текстах Плутарха (46-120 гг.), и в дидактических обозрениях   
Китайца Ван-Ан-Хи (1021-1086гг) и т.д.
            В настоящее время обозрение достаточно востребованный жанр журналистики, хотя конечно он используется не так часто, как другие.
            Обозрение – это жанр, который фиксирует принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период.
     Обозрение опирается на факты действительности, дает определенное движение мысли, определяемое личностным планом. В обозрении господствует персонифицированная точка зрения. 
            Другая отличительная черта – многотемье. Предмет отображения – не единичный факт, а ряд событий, включенных в какой либо процесс.
            Это определяет и структурно-композиционные черты обозрения. Многотемье требует, чтобы композиция текста приобретала «цепочно-эпизодический» характер. В таком случае обозрение реализует возможность таких типов речи, как описание (описание действий) и рассуждения. Авторское повествование идет от описания и анализа одного эпизода к другому.
            Предметом обозрения могут быть вопросы экономики, политики, общественной жизни. Автор может рассмотреть характерные социальные явления и определить тенденции их развития. Предметом обозрения могут быть и научные идеи, почерпнутые из истории, философии, литературы. Однако для предмета обозрения важна идейно-тематическая связь явлений, их периодичность. Поэтому в газетах существуют различные рубрики, указывающие на периодичность обозрения: ежедневные, еженедельные, ежемесячные. Обозрения подводят итог за определенный период. Именно этот признак отличает обозрение от статьи, где важно выяснить причинно-следственные отношения. В отличие от комментария, где предметом выступают новые события и явления, обозрения анализирует те явления, которые симптоматичны для социальных процессов, хотя сами по себе они могут и не заинтересовать читателей. Это своеобразные примеры, которые, в основном, иллюстрируют авторские идеи.
           В чем же основной метод обозрения. Во-первых, рассматривается совокупность явлений. Событий, фактов, объединенных единым фактором: временем, пространством, общей исходной точкой. Во-вторых, автор идет от явления к сущности, приводя читателей к определенной идее. В-третьих, используются описания выразительных фактов или событий, которые являются примером аргументации или самим аргументом. Эти выразительные детали, примеры придают тексту наглядный характер. В-четвертых, автор останавливает свое внимание на общезначимых проблемах. Но к данным проблемам он приходит через описание конкретных явлений, останавливается на подробностях, чтобы привлечь внимание аудитории, а затем, чтобы отойти от них и сформулировать общую идею.
          Однако специфика жанра обозрения не в том, что это конгломерат разрозненных сведений, а совокупность фактов в форме панорамы или всего общества, или какой-либо его сферы. При этом каждый элемент рассматривается не по отдельности, а как элемент обширного целого. Рассуждения автора не имеют основополагающего значения, главное – явление, процессы в их сущностном выражении.
           Такой панорамный эффект достигается, во-первых, благодаря широкому охвату действительностью, а во-вторых, из-за различной глубины изображения.
            В обозрение избирательно используется плана: крупный, общий средний.
            Крупный план – это лично наблюдаемые автором факты, воспроизведенные в отдельных картинах, репликах, эпизодах.
           Средний план –  описание возникших ситуаций, процессов, явлений.
           Общий план – установление взаимосвязей между событиями, фактами, создание целостной картины действительности в ее противоречиях, выяснение общих закономерностей развития социального мира.
           В обозрении выявляются закономерности как на бытийном, бытовом уровне, так и на общенациональном, международном и даже в цивилизационном масштабе.
           Обозрение – это публицистический жанр, который представляют картину действительности в формах панорамы общества.
           Обозреватель использует такой тип речи, как описание. Но это описание не предметов, а действий Автор показывает действительность в разных ракурсах. В одном случае это микро-сканирование жизни, а в другом проявляется широкий взгляд на жизнь общества. Автор как бы уменьшает или увеличивает действительность.
        Какие же задачи ставит перед собой обозреватель? Прежде всего, он должен:
- возбуждать интерес аудитории, не только рассказывая о событиях и явлениях, но и проникая в суть вещей;
- уметь показать через ряд явлений и событий определенную точку зрения и способствовать, таким образом, совершенствованию личностной позиции аудитории;
- раскрывать сущность явлений, показывать противоречия общественно-политической жизни, осмысливать ход общественного развития и прогнозировать дальнейшее развитие событий;
- способствовать практическому решению проблем, проявляющихся в жизни общества.
          Периодичность обозрения влияет на содержательную сторону материала. Если периодичность выхода обозрения достаточно частая, то факты, события, явления будут новыми для читателя и вызывать у него интерес сами по себе. Комментарий может раскрывать не все стороны данного события. Если промежуток времени между обозрениями достаточно большой, то автор сосредотачивает внимание не на событиях,  как таковых, а на тех взаимосвязях, которые еще не известны аудитории.
                Обзор СМИ
          В журналистике слово «обзор» понимается как описание, рассмотрение, изучение.
          Обзор СМИ имеет в виду изучение особенностей публикаций. Читатель получает представление об их форме и содержании. В обзорах рассказывается о том, что пишут, как и почему. Одним из первых обзоров считается книга немецкого теолога Агасфера Фрича «Обозрение новостей, которые именуются «Новые газеты», и содержащейся в них пользы и бесполезности». Эта книга вышла в 1678 году в Германии. 
          Исходной формой обзоров СМИ был обзор печати. В связи с тем что в последнее время газетная продукция неизмеримо расширилась, возникла определенная надобность рассказать читательской аудитории о наиболее интересных публикациях, газетах и журналах, показать тенденции их развития.
           В настоящее время обзор СМИ проводится как обзор-презентация, тематический обзор и безадресный обзор. В них много общего.
           Предмет отображения в данном жанре вторичен по отношению к действительности, так как автор анализирует не само событие, явление или процесс, а то, как это событие,  явление или процесс показаны на страницах того или иного издания.
           Соответственно и метод отображения достаточно специфичен. Это сравнительный анализ. Во-первых, автор исследует разные точки зрения по поводу какого-либо события, во-вторых, автор сравнивает само событие с тем, как оно отражен в прессе.
           Цель обзоров выработать определенное мнение по поводу какого-либо события, которое широко освещалось в средствах массовой информации.
            Обзор-презентация, тематический обзор и безадресный обзор имеют и собственные отличительные черты.               
                Обзор-презентация
            Обзор-презентация несет в себе задачу – познакомить читателя с наиболее интересными публикациями. Кроме того, может быть представлен обзор только сто появившихся изданий. Это может быть ряд журналов, или отдельный номер. Как правило, подбор ведется по степени сенсационности. Начинается обзор обычно с главной сенсации, а затем уже идут менее значительные.   
            Обзор-презентация отличается от аннотации новостей и от информационных подборок тем, что автор показывает глубинные процессы, приводящие, казалось бы, несовместимых процессов, происходящих в разных слоях общества.
                Тематический обзор      
           Тематический обзор освещает публикации по определенной тематике. При написании тематического обзора важно определить тему, выяснить, какое место имеет данная тема в тех изданиях, которые будет анализировать автор. Такими темами являются указы президента РФ, постановления, принятые Государственной Думой, правительством РФ, Советом Федераций, новые назначения и отставки в высших эшелонах власти, результаты очередных выборов, чрезвычайные происшествия, преступления. Вокруг этого явления и идет обзор прессы. Автор, привлекая различные публикации, дает полную картину событий, знакомит с различными оценками, мнениями, взглядами. События освещаются с разных позиций, что дает полное представление о причинах произошедшего, скрытых «пружинах» и значении для общества.
           Тематический обзор содержит аналитические черты в большей степени, нежели чем обзор-презентация.   
                Безадресный обзор
           Безадресный обзор прессы осуществляется по какой-либо проблеме. Это обзор содержания, благодаря чему безадресный обзор близок обозрению, в безадресном обзоре все время осуществляется привязка к СМИ. Такой обзор предполагает более широкое видение предмета отображения.
          В безадресном обзоре используются следующие формулы-клише: «Российские газеты взволновало это событие. Ему посвящен ряд публикаций, которые характеризуют его следующим образом…», «Мировую прессу волновали в течение месяца следующие проблемы…», «Левая пресса считает…», «Правая пресса уверена…», «Средства массовой информации обратили внимание на следующие проблемы…», «Как полагают некоторые газеты…», «Вся мировая пресса считает, что…».
          Безадресный обзор позволяет журналисту выступить  со своей точкой зрения, не опасаясь возможного упрека определенной газеты в искажении их позиции. Это дает возможность провести глубинное исследование в определенном ключе. В то же время аудитория может относиться к мнению автора, как одному из высказанных взглядов, который принимать, как основополагающее принимать не обязательно.
         Прежде чем приступить к написанию обзора необходимо наметить цель, очертить круг вопросов, о которых будет идти речь. При анализе публикаций автор обращает основное внимание на содержательную сторону, обсуждая при этом как крупные публикации, так и небольшие по размеру статьи.  Важно также оценить позицию того или иного издания по данному вопросу. Если в анализируемых публикациях допущены небольшие ошибки, несущественные опечатки, неточности, то их можно использовать только в качестве образных деталей. Строить свой обзор на них не стоит, так как это уведет в сторону от обсуждаемого вопроса. Не следует проявлять излишнюю эмоциональность по поводу обозреваемых публикаций.  Мнение автора должно быть аргументировано и построено на фактах, а не на эмоциях. Иначе оно будет казаться излишним и неуместным.