Повествование как основной тип речи информационных

Юрий Чайкин
            Повествование – это тип речи, который передает течение событий в их временной последовательности. Содержание повествования состоит обыкновенно в изложении происшествий. На первый план выступает порядок протекания действия. Двигатель события – конфликт между действующими лицами или средой.
              В композиционном плане повествование содержит  экспозицию (обстановку, предшествующую началу действия), завязку (начало событии), развитие действия, кульминацию, развязку (конец события). Действие героев может перемежаться описанием их внешности, местности, рассуждениями автора или героев по поводу происходящих событий. Связь цепная и параллельная в предложениях могут чередоваться в зависимости от  цели высказывания. Результат должен оказывать сильное воздействие на читателя. В литературе наиболее ярким выразителем этого типа речи является рассказ.
               В газетных жарах элементы повествования могут начинаться и с завязки, и с развития действия, и даже с развязки, когда события передаются в прямой, хронологической последовательности и в обратной. В этом случае    вначале речь идёт о развязке, а уже потом о предшествующих событиях. Кроме того, автор публикаций может отступать от хронологической последовательности, вспомнить, что было раньше, или предположить, что произойдёт в дальнейшем.
               В газетных жарах достаточно часто встречается повествовательные элементы.  Они могут быть фактическими и художественными. Фактическое повествование  даёт ясное, точное, фактическое понятие о событии. Художественное повествование даёт живое представление о событии. В фактическом повествовании нет и не может быть вымысла, в нем рассказывается только о том, что происходило в действительности. В художественном повествовании может присутствовать вымысел. Смешение этих двух видов в публикациях вполне может присутствовать, но необходимо иметь в виду в таком случае этическую сторону. Фактические ошибки, неверное представление событий вводят читателей в заблуждение, могут обидеть и даже оскорбить героев газетных жанров.   
              Повествование как тип речи лежит в основе информационных жанров.
                Информационные жанры
         Сущность информационность жанров в новости. Новость – сообщение, в котором содержится информация. Основа любой новости – факт, точно установленный во времени и пространстве. Факт инвариантен, т. е. у него нет вариантов, а вот его изложение вариативно, потому что данный факт можно интерпретировать по-разному.
      Принципиальная задача информационных жанров – дать максимально полный поток информации, который сможет удовлетворить запросы аудитории.   
            Важнейшие требования к информационным жанрам:
- оперативность;
- релевантность- понятность для аудитории сущности сообщения;
- очищенность сущностной информации от излишних дополнительных сведений, деталей и подробностей, не раскрывающих основную тему, а даже от нее уводящих;
- краткость и полнота в соответствии с особенностями жанра.
             Кроме того, в информационном жанре, при общем сохранении интереса к новости, на первый план выступает не только оперативная информация, но и дается ее истолкование. Тем не менее, анализ в информационных жанрах не самоцель, это или итого воспроизводимого события или его комментарий. В информационных жанрах главенствуют повествовательно-описательные элементы, а не логико-рациональные. В заметке факт только зафиксирован, в других видах факт может быть в центре развернутого материала, в нем сообщаются детали и потребности с места события, а также комментарии с места события и оценка этого события. 
              Информационные жанры, взаимно дополняя друг друга, позволяют дать представление об окружающем мире, усвоить логику общественного развития, понять особенность людей как участников социальных отношений.            
                Лид
             Особенно интересным жанром для понимания структуры газетного текста является такой жанр как лид. 
          Что такое лид? Отдельный жанр? Или начало газетного текста, не имеющее собственного жанрового значения? В том то и удивительность лида, что он совмещает две функции.
            Во-первых, лид – это самостоятельный жанр, потому что информация, которая в нем заложена, имеет свое собственное значение, и потому что имеет свою собственную структуру. Таким образом, лид как жанр информационно и формально закончен.
             Во-вторых,  лид становится частью текса, когда он заинтересовал читателя, который знакомится с дальнейшим материалом. В этом случае лид является структурным началом статьи какого-либо жанра.
            Итак, значение лида в том, что он, во-первых, содержит дополнительную информацию о предыстории или дальнейших перспективах развития событий. Во-вторых, лид – фактологическая основа текстов публицистических жанров. В-третьих, лид – смысловой центр текста, определяющий его структуру.
            Вначале журналист излагает суть факта, события, процесса или проблемы, а затем дополняет его новыми сведениями – цифрами, цитатами, аргументами, ссылками, откуда получена информация.
            Какое же начало будет наиболее эффективно? Это зависит от замысла автора и жанровой специфики текста.
            Определяют следующие типы лидов:
1. Резюме, или краткое изложение событий или результатов.
2. Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект.
3. Драматический.
4. Цитатный.
5. Оттеночный, сценический, описательный.
6. Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни.
7. Реакция – последствия – что дальше?
8. Аналитический
9. Ситуационный отчет.
10. Вопросительный.
11. Одиночный выстрел.
12. Сюрприз.
13. Контрастный
14. Дразнящий.
15. Знакомящий с грядущим событием.
16. Статистический.
17. Анекдотический.
18. Повествовательный.
19. Ретроспективный.
          Выбор лида зависит от поставленных вопросов:
- Речь будет идти о простом или сложном событии?
- Что главное в материале – люди или события?
- Насколько читатель осведомлен о событии?
- Насколько это важно для читателя?
          В связи с тем что лид есть начало статьи, он должен быть скорее информационным, чем сенсационным.
                Информационное сообщение (заметка)
              Информационное сообщение (заметка) – один из самых востребованных информационных жанров. В нем происходит максимальная локализация пространственно-временных координат. Именно в информационном сообщении реализуется классическое триединство: все факты объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначается место действия.
              Информационному сообщению присущи следующие вопросы: «что?», «где?», «когда», «как?».
                Информационный отчет
              Отчет как жанр публицистического стиля один из наиболее древних жанров. Активно используется информационный отчет и в современной журналистике.
             В отчете широко присутствует следующие элементы: картины с натуры, эффект присутствия, рассуждения автора и комментарий происходящего.
    Основные жанровые признаки отчета:
- в его основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, которое автор лично наблюдает;
- повествование ограничено определенными временными рамками, охватывающими это событие. Безусловно, автор может расширить границы своего рассказа, ввести дополнительные эпизоды или описания, но эти включения будут выглядеть как намеренные вкрапления;
- существенным содержательным элементом отчета является детализация события, изложения подробностей. В качестве деталей и подробностей могут выступать не только определенные предметные описания лиц или вещей, но и реплики действующих лиц;
- эмоционально воздействуя на аудиторию, автор использует формальные признаки «самовыражения»: структура повествования, отбор деталей, индивидуальные особенности письма.
             Цель информационного отчета – информация о ходе собрания, конференции, съезде. Автор точно отображает информационное событие, изложив все происходящее в строгой последовательности.
            Предметом информационного отчета является результат деятельности группы лиц, специально собравшихся и обсуждающих определенную проблему, результат вербальной (словесной) деятельности группы людей.  В информационном отчете  прослеживается ход собрания, конференции, съезда. В нем говорится, кто выступил, в какой последовательности. Что было сказано, как это было воспринято аудиторией. Отчет отображает внешнюю сторону предмета. Кроме того, предметом анализа становятся выступления, доклады, речи участников.
             Безусловно, в отчете может рассказываться и о проблемах, поднятых участниками коммуникации, которые не выходят из рамки иллюстрационного материала.
          Однако в отчете может отображаться внутренняя связь выступлений, докладов, речей, так как цель  отчета, в данном случае, – показать взаимосвязь или антагонизм тех или иных суждений, показать различные оценки реальных проблем, событий, ситуаций. Дать свою собственную оценку выступлениям участников, определить их значимость для отрасли, города, страны. Таким образом, интерес к тому, что происходит на данном мероприятии, переносится на жизнь самой аудитории. Читатель, слушатель или зритель начинает судить об описываемом собрании, отталкиваясь от реальных проблем, ситуаций, процессов.
         Автор отчета не ставит своей целью проанализировать все выступления и всех выступавших, а сосредоточиться на определенной проблеме, раскрывая отношение к ней участников собрания, конференции, съезда. Автор может соотнести выступления с реальными делами. Отбор материала может происходить с точки зрения внутреннего единства. Однако автор выходит за пределы прозвучавших выступлений. Главное в том, что внимание автора сосредоточено на анализе причин данной ситуации, дана определенная оценка и содержится либо прогноз развития действия, либо план, либо программа будущих действий.   В соответствии с задачами автора отчет получает определенный вид: отчет-объяснение, отчет-оценка или отчет-программа.
         Авторская позиция в отчете должна быть четко выражена, чтобы читатель мог ясно понимать  позицию каждого участника собрания и не путать ее с авторской.
                Репортаж
            Репортаж соединяет в себе оперативную передачу информации с ее анализом.
            Основной жанрообразующий стержень – отражение событий в том виде, как оно происходило в действительности.
            Цель репортажа – дать наглядное отображение какого-либо события.    
            Основной метод отображения – метод наблюдения. Без него нет репортажа.
            Для репортажа характерен хронтоп, при котором пространство и время дано в определенные промежутки. Когда мы говорим о хронотопе репортажа, то отмечаем прерывистость времени и прерывистость пространства. Пространство, показанное в репортаже, сохраняет свою целостность через множество сменяющих друг друга картинок. Время в репортаже прерывисто, условно, так как не соответствует тому реальному времени, когда происходило событие. Кроме того, время в репортаже всегда движется в одну сторону, от начала описания к его завершению. Такое последовательное описание события в сочетании с наглядностью воспроизводимых деталей и подробностей и создают эффект присутствия.
           Репортаж – жанр, в котором явственно прослеживается фабула,  основу его составляют последовательное воспроизведение событий. Повествовательный фактор в репортаже основной, хотя события в репортаже не инсценируются, а воспроизводятся.
            Кто же может быть автором репортажа? Активный наблюдатель и комментатор события. Он может принимать активное участие, а может и не принимать. Главное, что он может их воспроизводить во всей полноте. Значение авторского взгляда в нем гораздо выше, чем в других информационных жанрах, потому что в репортаже дается наглядное представление через непосредственное  восприятие времени очевидцем или участником события.
           Что же должен знать журналист, который хочет написать репортаж? То, что в нем есть ряд жанровых элементов, которые надо учитывать.
            Во-первых, что должна соблюдаться последовательность событий, сохраняться динамизм повествования, связанный с протяженностью во времени и пространстве.
            Во-вторых, в нем проявляется наглядность, создающаяся путем воспроизводства деталей, поступков героев, их реплик.
            В-третьих, ему соответствует предельная документальность, в нем нет ни ретроспекции, ни реконструкции, ни творческого вымысла, ни догадки.
            В-четвертых, ему не чужда образная аналитичность. Рассказывая о том, как происходило событие, автор выступает как исследователь и комментатор.
           В-пятых, стиль репортажа должен быть эмоционально окрашен, что придаст ему дополнительную убедительность.
           В-шестых, в репортаже проявляется активная роль рассказчика, который не только повествует о событии, но и побуждает читателя к сотворчеству, предлагая ему «увидеть» своими собственными глазами. Его задача – дать аудитории почувствовать ту атмосферу, в которой разворачивалось событие.