Диалогичность и монологичность газетных жанров

Юрий Чайкин
              Диалог и монолог – это формы речи, и они составляют наиболее специфическое звено словесно-художественной образности. От диалога и монолога «диалогичность» и «монологичность» отличаются как формы сознания.
                От  3-го или 1-го лица
         Большинство газетных материалов написано от 3-го лица. Это создает своеобразную дистанцию между событием и автором.         
         Повествование от первого лица ведется в рубриках-колонках. Автор в таком случае превращается в представителя общественности, и его «я» в материале будет выглядеть.
          Мнение двух авторов в рубрике может не совпадать, и тогда «я» автора является своеобразным антитезисом.
         Иногда мнение автора представляется как мнение третейского судьи. И в таком случае способ подачи материала от первого лица весьма уместен.
         В текстах разных жанров использование повествования от первого лица подчеркивает личностное  отношение к происходящему. Особенно уместно употребление «я» в описании ярких, драматических событиях, в которых автор сам принимал непосредственное участие. И в этом случае подача материала от первого лица может быть достаточно сильным художественно-композиционным приемом. Но это произойдет тогда, когда тема действительно увлечет читателя.      
                Монолог
           Диалог перестает существовать как таковой, когда разрастаются его реплики. Он распадается на ряд монологов. Дело в том, что реплика диалога обладает активностью двоякого рода: во-первых, она откликается на только что прозвучавшие слова, а во-вторых, ждет незамедлительного ответа от собеседника. Они значимы только в данный момент речи, только в данной ситуации.
           Монолог – пространное высказывание, которое знаменует активность одного из участников коммуникации, или это высказывание не включено в межличностное общение.   
           Монолог может быть предназначен для участников коммуникации, а может быть выражен как «поток сознания». Ещё Я.Гримм различал «Ты-монолог» и «Я-монолог». По-другому их называют монолог обращенный и монолог уединенный. Обращенные монологи влияют на адресата, но не требуют от него коммуникативного речевого отклика. Активен только один из участников коммуникации, все остальные пассивны.
           При монологическом характере речи явственно может проявляться иерархическая привилегированность носителя речи: «Слушают того, кто имеет власть или пользуется особым авторитетом, вообще в обстановке внушающего воздействия, подразумевающего известную пассивность восприятия или преимущественно сочувственное реагирование, когда прорываются, главным образом поддакивающие реплики». Якубинский Л.П. О диалогической речи. //Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. М., 1986, с.34).
            Ты-монолог обращен к слушателям. Он не ограничен в объеме и структурирован  определенным образом. Обращенный монолог может многократно воспроизводиться. Если диалог ситуативен по своей сути, то монолог не ограничен ни местом, ни временем.  Для такого монолога характерна как устная, так и письменная форма речи.    
           Обращено-монологическая речь охотно прибегает к внешним эффектам, использует правила и нормы риторики и приобретает патетический характер.
           Уединенный (я-монолог)  - это высказывание либо осуществленное в полном одиночестве, либо в психологической изоляции от окружающих.
Уединенный монолог – это  или поток сознания, часто бессвязный, алогичный, с пропусками, либо ответ на чью-либо реплику, либо диалог с самим собой. Это положение, где действует ситуация: «Я –Я», а не «Я – Он». Европейская культура, по мнению Ю.М.Лотмана целеустремленна на систему: «Я –  Он». Но такая система характерна для любой динамической структуры, которой и являются СМИ.  Именно в ней работает ситуация «Я – Он», превращаясь в систему газета – читатель, автор – читатель. В таком случае эта система действует не только в сфере индивидуального, но и общественного сознания. Газета это не столько монолог, который требует послушания, сколько диалог с читателем.  А в этом случае важна позиция, инициативы, отклик.
                Письмо
           Эпистолярный жанр известен в литературе давно, но как жанр журналистики письмо используется сравнительно недавно. Возникновение этого жанра произошло, потому что изменился официальный речевой этикет. Открытое письмо может быть написано в демократичном обществе, ибо оно требует от адресанта определенного воздействия. Требовать  же каких-нибудь изменений  от вышестоящих лиц можно только тогда, когда они избранны.
           Письмо как жанр возникло в результате приспособления личной или деловой переписки для нужд журналистики. Однако заинтересовать читателя могут только животрепещущие вопросы. Оказали на формирование жанра письма и такие способы обращения к людям как прокламации и листовки. Категоричность, требовательность и желание изменить ситуация в свою пользу – это признак агитационной литературы. Именно оттуда идет традиции информационного воздействия и психологии убеждения.   
             Письмо как жанр публицистики встречается не часто. Оно вызвано остротой проблемы, требующей немедленного разрешения. Письмо остропублицистический жанр, который предполагает личную точку зрения. Помимо этого письмо требует немедленной реакции ответа на него.
            Цель такого жанра, как письмо привлечь внимание к какой-нибудь проблеме, разрешить трудную ситуацию в соответствии с позиции автора, т.е. убедить адресата поступить так, как предлагает автор. Это потребует от журналиста владеть мастерством убеждения, умением аргументировать, понимать психология адресата.
            Метод отображения – эпистолярный. Это монолог в  форме письма, обращенный к какому-либо лицу или ко всему обществу в целом.
          Способ отображения в данном жанре предполагает наличие средств эмоционального воздействия и аналитического размышления. Восприятие проблемы при этом переносится на описание самой ситуации или на личность адресата.
          Нельзя смешивать эпистолярную публицистику с публицистикой других жанров, даже если они опубликованы под рубрикой «Письма наших читателей». В данном случае это указывает лишь на то, что это сообщение пришло по почте, а автор не является штатным работником данного издания.
         Что же в таком случае является жанрообразующим признаком данного жанра?
         Во-первых, это форма непосредственного обращения к адресату. Адресатом при этом может быть как конкретное лицо, так и вся читательская аудитория. Во-вторых, автор стремится побудить адресата к неотложным и активным действиям в связи с предметом выступления.
         В чем же жанровое своеобразие письма?
         Письмо как жанр публицистического текста характеризуется следующими признаками:
- в тексте прослеживается следующая цепочка: автор – проблема – адресат;
- стержнем письма является общезначимая проблема, которая требует немедленного разрешения;
-  явственно прослеживается   как личность адресата, так и личность автора;
- материал строится по принципам «мягкой» аргументации: в нем показываются те проблемы, в соответствии с аргументацией «за» и «против»;
- текст носит доверительный, хотя и публичный характер.
        Жанрообразующим принципом данного жанра является его жесткая структура: проблема обсуждается автором и адресатом как бы в присутствии публики.
         В соответствии с задачей, которую поставил перед собой автор, в письме используются различные стилевые интонации: интимный диалог, монолог, ораторское выступление.
         Жанр письма журналистами используется только тогда, когда необходимо вмешаться в ход дела, решить проблему, которая может привести к нежелательным последствиям для каких-либо лиц или для всего общества в целом. В современной журналистике жанр письма используется как обращение к какому-либо видному общественному, политическому деятелю, в возможностях которого решить данную проблему. Адресатами в таком случае могут выступать президент, премьер-министр, вице-премьеры, министры, депутаты ми другие официальные лица. Такое обращение к сильным мирам сего требует мужества, так как журналист как бы бросает вызов своему адресату. А мало кому из власть предержащих понравится подобное обращении. Однако при  построении открытого общества, не безразличного к судьбе своей страны, такой жанр, как публицистическое письмо будет востребовано.
           В настоящее время в журналистике представлено два вида писем: открытое письмо и письмо без адреса.
     Открытое письмо характеризуется эмоциональностью, непосредственно апелляцией к тем возможностям, которые имеет адресат применительно к разрешению той ситуации, о которой идет речь. Безусловно, проблема на сельхозпредприятии не будет разрешена, если обратиться к министру рыбного хозяйства. Такое обращение вызовет только недоумение.
           Примером такого открытого письма является публикация в Интернете открытого письма Андрея Макаревича.
           Другой вид эпистолярного жанра – письмо без адреса. В данном случае уровень эмоциональности гораздо ниже. Это объясняется тем, что проблему могут решить официальные лица, а письмо без адреса обращается к читательской аудитории, которая прямо повлиять на ситуацию не может, хотя от нее тоже многое зависит. Сегодня они читатели, а завтра – избиратели, чьи голоса могут быть решающими. Конечно, реакция читателей зависит от их гражданской ответственности: один воспримет как свое личное дело, а другие равнодушно просмотрят публикацию.
            Примером такого открытого письма является публикация
                Исповедь
           Исповедь как жанр литературного творчества известен с давних пор. Вообще исповедь ведет свое начало от церковного таинства, когда верующий рассказывает о себе и о своих поступках всю правду. Примером религиозно-литературного произведения можно привести «Исповедь» Блаженного Августина. В западной литературе этот жанр  «был открыт» в 18-19 вв. Это и «Исповедь» Жан-Жака Руссо, и «Исповедь сына века» Мюссе. В русской литературе этот жанр использовал Л.Н.Толстой в своей «Исповеди».   
            В журналистике подавляющее большинство жанров посвящено анализу действительности. Ценностный мир самого автора, конечно, находит отражение в разных публикациях, но как бы в «свернутом» виде.  Личное «Я» журналиста присутствуют в публикация самого разного вида: заметке, корреспонденции, рецензии,- но для этих жанров самоанализ не является целью. Это подсобный фактор, который помогает прояснить какую-то мысль, показать напряжение в развитии действия, внести экспрессивное, образное начало в публикации. 
           Жанр исповеди появляется, когда самоанализ из подсобного фактора становится целью. Исповедь является аналитическим жанром, когда рассматривается внутренний мир, система ценностей, привычек, установок самого автора.   
            Предметом отображения исповеди является внутренний мир автора, самоанализ поступков, объяснение причин собственных поступков.
            Способ отражения внутренний монолог. Однако этот внутренний Я-монолог предназначен для аудитории.
            Какова же в таком случае цель исповеди?
              Вполне возможно, что автор исповеди пишет ее, планируя определенный результат, как  для себя, так и для читателя. Во-первых, читатель узнает больше об авторе исповеди, его ценностных ориентирах и привычках. Во-вторых, ему может стать известным мнение читателей о нем самом. Таким образом, автор исповеди по-новому может посмотреть на себя и возможно ввести в какие-то коррективы в свою жизнь. В-третьих, чтение исповеди может оказать воздействие на определенную часть аудитории, тем более, если для них автор является авторитетом. 
            Содержание исповеди, ее фактическая достоверность определяется исповедующимся. Он берет на себя ответственность за свое выступление, прежде всего, перед самим собой. 
           Примером публикации такого жанра является «Исповедь священника», напечатанная в газете «Аргументы и факты» №30 за 25-31 июля 2012 года. , этот материал имеет подзаголовок «Как музыкант сменил концертный фрак на церковную рясу». Юлия Панфиловская  знакомит читателя с героем «Исповеди». Владимир Хайров – профессиональный музыкант. Он променял большую сцену на скромный приход храма св. Димитрия Ростовского, концертный фрак на рясу, а популярность на пост и молитву. Таким образом, журналист  дает предварительную информацию о человеке, который преподнесет свои взгляды. Показывает  Юлия Панфиловская и основной миросозерцательный постулат священника. Сам В.Хайров считает, что если священник не пропускает чужую боль или радость через свое сердце, он становится простым исполнителем, а не слугой Божиим.   
          Цель данной проповеди – показать, как человек приходит к Богу и даже более того, становится священником. Конечно, автор исповеди понимает, что не каждый человек может выбрать такое поприще, но каждый может прийти к вере и жить по совести. Автор исповеди хочет повлиять на поведение и сознание читателя.
           Вначале  Владимир Хайров рассказал, как, несмотря на то что его воспитывала одна мама, он добился хороших результатов на профессиональном поприще. Окончил Ростовскую школу музыкантских воспитанников, училище искусств, поступил в консерваторию и с первого курса стал работать в оркестре Театра музыкальной комедии. А к концу учебы был лауреатом международных конкурсов, артистом симфонического оркестра, организовал духовой квинтет, дирижировал духовым оркестром филармонии. Автор не рекламирует свои успехи. Он хочет показать, что путь к Богу каждый находит по-своему. И не обязательно человек обращается к Богу в несчастье или горе.
          Далее автор исповеди вспоминает человека, который повлиял на всю его жизнь. Это священник Василий Плужников, сельский батюшка. Он поразил музыканта тем, что в его душе было столько мира и любви. Именно этот простой человек посеял семена веры и любви и заставил задуматься: «Стоит ли карьера музыканта с сопутствующими ее самолюбием и тщеславием того, чтобы делать ее смыслом своей жизни?»
          В дальнейшем Владимир рассказал, как он с женой отправился по святым местам. На острове Валаам познакомился с одним прозорливым монахом, который рассказал в конце беседы, что Владимир будет священником.
         Однажды будущий священник узнал о мироточении иконы в одном маленьком ростовском храме. Это оказался храм Димитрия Ростовского. Два года по воскресеньям и праздникам приходил он в этот храм, прислуживал в алтаре и помогал батюшке, чем мог. Вера все больше и больше меняла его. «Когда настоятель храма предложил мне стать диаконом (это первая ступень священства) я ясно понял, что в этом есть промысел Божий». Владимир стал учиться в Московском Свято-Тихоновском богословском институте. Особенно запомнилось ему время перед рукоположением во священники: «Сегодня ты исповедуешься, просишь совета, а завтра сам должен утешать  и наставлять пришедших во храм».
       Поделился отец Владимир и своими ошибками: первое время был максималистом, слишком строгим и требовательным к себе и людям, хотя старался быть открытым и внимательным к каждому. Потом понял:  главное, чему учит Господь, - это милосердие, принятие человека таким, какой он есть. Тем более, предупреждает отец Владимир, современный мир полон утонченных соблазнов и искушений. Священник призывает задуматься читателя: «Поучать и назидать легко, а быть примером для других тяжело и некомфортно». 
         Предупреждает отец Владимир и о тех рисках, которые подстерегают людей этой профессии. Это усталость оттого, что мир и люди не меняются, а приносят на исповедь одни и те же грехи. И тогда кажется, что все проповеди и душевные усилия напрасны. Нужно замечать те изменения, которые происходят в мире, видеть, как умножается приход, как увеличивается количество детей в храме, как светятся тихой радостью лица людей во время праздничной службы.
          Рассказывая о своей священнической службе, отец Владимир упомянул, что продолжает преподавать о колледже искусств, руководит студенческими оркестрами и учится в аспирантуре при консерватории. Недавно его назначили настоятелем строящегося храма Александра Невского.  Закладка камня большого храма состоится 16 сентября 2012 года. Заканчивает он свою исповедь словами святителя Феофана Затворника: «Подумайте, в самом деле, что мы все до единого желаем? А что такое счастье? Состояние, радующие сердце. Счастлив, кого радует все, что есть в нем, у него и около него».   
          Автор исповеди сам счастлив, что нашел свой путь, и не жалеет, что у него нет выходных, нет свободного времени. Рассказывая о себе и своей жизни, он как бы говорит: «Задумайтесь, а вы счастливы? А если нет, то почему?  И что надо сделать, чтобы стать счастливым?» Для него ответ на эти вопросы очевиден. Это жизнь в Боге.               
                Диалог
          Устной форме речи характерен диалог.
          Диалог складывается как система речи, состоящая из речи двух участников, которые постоянно меняются ролями, становясь на достаточно малое время то говорящими, то слушающими. Сущность диалога, по А.В.Шлегелю, состоит в том, что, во-первых, слова в сознании говорящего возникают мгновенно и произносятся сразу же, и, во-вторых, является откликом на сказанное перед этим другим лицом. Однако диалог объединяется не только логическими смыслами, но и эмоциональными, скрытыми в интонациях, жестах и мимике. Высказывания могут быть аморфными, грамматически неправильными, в нем могут содержаться недомолвки, которые вполне понятны участникам разговора. И все это сцепливает реплики диалога в единое целое, превращает его в поток речи.
Диалогическая речь исторически первична по отношении к речи монологической и составляет своего рода центр речевой деятельности. Л.В.Щерба писал: «Подлинное свое бытие язык обнаруживает в диалоге». (Щерба Л.В. Восточно-лужицкое наречие. СПб., 1915, т.4, с.3)
            Диалог входит в ту сферу речевой культуры, где особенно востребована чуткость к собеседнику, гибкость мысли, острота ума, а так же как умение говорить, так и умение слушать. Как феномен поведенческой культуры в диалоге может проявляться иерархическая дистанция. Диалоги в зависимости от воли и цели говорящего ритуально строгими и этикетно упорядоченными. В этом случае объем церемониальных реплик может разрастаться до монолога. Однако иерархическая дистанция мешает общению между людьми, поэтому наиболее ярко проявляются черты диалога, проходящего между равными собеседниками. 
                Интервью 
           Диалоги и монолог выполняет в произведении две функции:
1) они принадлежат предметному слою произведения, так как в них выражаются  мысли, воля и чувства героя;
2) со стороны словесной ткани составляют феномен художественной речи.
         Как речевые образования диалог и монолог обнаруживает и подчеркивает свою субъективную принадлежность, так как именно в них запечатлен интонированный голос.
          В основе такого жанра как интервью лежат диалоги и монологи, цель которых создать иллюзию настоящего времени. Герои говорят от своего собственного лица.
          На определение жанровой природы газетных публикаций имеет значение исходные формы репрезентации материала. Этих форм две: монологическая и диалогическая. «Монологические жанры» -корреспонденция,  статьи, рецензии. Другая форма порождает материалы  диалогических жанров –  интервью, беседу. Исходные формы, диалогическая и монологическая, могут применяться в сочетании, Поэтому возникают жанры-гибриды: корреспонденция-интервью, беседа-отчет.
          Жанр интервью непосредственно связан с методом интервью.  С помощью этого метода сведения о действительных событиях получены от определенного лица. Жанр оформился сравнительно недавно, так как до 19 века трудно представить речевую ситуацию, где монарх дает интервью кому бы то ни было. Только при изменении речевого этикета, появился сам метод, приведший к созданию жанра.
          Жанрообразующий признак – совпадение метода сбора информации с жанром. В основе данного жанра диалог с элементами Ты-монолога. Монолог – живая речь, отражающая особенности мышления говорящего, он уже изначально предполагает субъективацию повествования.
          В интервью главенствует не точка зрения автора, а его собеседника. Однако демонстрация точки зрения интервьюируемого косвенно подразумевает и позицию автора. Велико значение автора в композиции интервью построено так, как идет ход беседы, направляемой самим автором. Содержание и структура интервью подчинены тем задачам, которые ставил пред собой и собеседником автор.
          Какие же задачи ставит перед собой автор?
          Конечно, они связаны с жанрообразующим принципом, диалогом и собеседником. Эти задачи следующие:
- выявить точку зрения собеседника по данному вопросу;
- рассказать о собеседнике;
- дать его психологический портрет.
          Метод интервью относится к эмпирическим методам, поэтому достаточно часто жанр интервью относится к информационным жанрам, так как получение сведений базируется на информационных выступлениях. Однако встречается и аналитическое интервью. Отличие информационного от аналитического интервью лежит в сфере языка. Информационное интервью несет в себе лишь сообщения о факте. Отвечая на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?», автор использует такие типы речи как описание и повествование.
          Аналитическое интервью, кроме сообщения о факте или событии, содержит анализ и оценку. Автор ставит в данном случае следующие вопросы: «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и т.д. Автор задает своими вопросами  направление анализа, которое осуществляет само интервьюируемое лицо. Вопросы сформулированы таким образом, что требуют освещения самых важных моментов какого-либо события.
           Так во время интервью политического деятеля можно поставить следующие вопросы: «Как  вы думаете, что это событие значит для нашего города? Во сколько миллионов это обойдется налогоплательщикам? Что явилось  причиной этого события? Какие факты, цифры, документы подтверждают ваше мнение? Кто понесет за это ответственность и какую? Как будет развиваться это событие дальше? Какое основание имеет ваш прогноз? Какие срочные меры предпринимает и еще будет предпринимать власть?  Что должны делать простые жители?»
           Подобные вопросы позволят выяснить причинно-следственные связи, выявить определенные оценки, продумать дальнейшие действия. Кроме того, привлекаются посторонние аргументы для доказательства мысли. Все это позволяет «насытить» текст интервью элементами анализа. В таком случае используется такой тип речи, как рассуждение.
          Автор может и, не дожидаясь вопросов, перевести беседу в аналитическую плоскость, не ожидая вопросов, но только тогда, когда сам будет заинтересован в детальном освещении предмета разговора.
         По оперативному отклику можно выделить следующие виды интервью: экспресс-интервью, микроинтервью. Может быть и интервью с развернутыми монологами.
         Интервью данное «Комсомольской правде» за 19-26 июня 2012 год Евгением Евтушенко. Человек, интересной судьбы, знающий не понаслышке о многих вещах, отвечает на вопросы Михаила Веллера. В заглавие вынесены слова поэта: «Я стукнул кулаком, возражая Хрущеву, и он медленно мне зааплодировал».   Евгений Евтушенко широко известен читательской аудитории, поэтому предварительной части, в который бы рассказывалось о поэте, нет. Даны фотографии, разные по времени и характеру. На одной из них сам Е.А.Евтушенко. Это снимок, сделанный в настоящее время. На другой читатель видит, перед какой огромной аудитории читает свои стихи Евгений Александрович. На третьей фотографии – Евтушенко с двумя младшими сыновьями – Женей и Димой в 1944 году.
         Сам текст интервью разделен на несколько неравных частей.
         Самая большая часть – первая. В ней Евгений Александрович вспоминает о том времени, когда Н.С.Хрущев пригласил его на празднование нового года, где поэт стукнул кулаком по столу со словами: «Никита Сергеевич, прошли те времена, когда людей исправляли могилы. И надеюсь, это навсегда!» Затем Е.Евтушенко осветил дальнейшую историю, возникшую именно на этом новогоднем вечере. 
         Следующая часть интервью посвящена ответу на вопрос: «В русской поэзии есть афоризм: «Поэт в России больше, чем поэт». Как может такая формулировка прийти в голову?»
         Заключительная часть посвящена тем людям, которые творили в одно время с Е.Евтушенко. «Я увидел там, что сделала поэзия шестидесятников, и как она осталась в сердцах людей, и что она будет жить вечно».
        Вся части практически представляют собой большие монологи. Диалог как таковой включен во вторую часть:
        Е.Е. Я вот, например, очень хочу съездить в Тамбов, а там все время не хотят.
        М.В. Почему?
        Е.Е. Откуда я знаю.
        М.В. Интересно. 
        Е.Е. Ну боятся… Вы знаете, где меня больше всего боятся.
        М.В. В Москве.
        Таким образом, интервью состоит в большей степени не из диалогов, а из трех распространенных монологов, обращенных к читателю.
                Беседа
         Беседа – еще один жанр, который, наряду с интервью, имеет диалогический характер. Так в «Литературной газете» была рубрика «Беседа за круглым столом».
         Жанр беседы нельзя отождествлять с интервью, хотя у них есть общие черты и, прежде всего, двусоставность. Одна часть текста «принадлежит» одному участнику беседы, а другая – второму. И в беседе, и в интервью идет обмен репликами, мыслями. Однако если в интервью журналист задает вопрос, а отвечает на них собеседник, который, собственно, и формирует основное содержание публикации, ее характер, то в беседе два равноправных участника. Поэтому если в диалоге присутствует вопросно-ответная форма обмена мыслями, то беседа предполагает обмен равнозначными суждениями, репликами, рассуждениями. Интервьюируемый в любом случае будет рассуждать о предмете обсуждения со своих позиций, его мнение субъективно. Он будет привлекать только те факты, которые соответствуют строго его мыслям, а то, что противоречит, опускать. Другой участник беседы имеет свою позицию, которую отстаивает, приводя собственные аргументы. Таким образом, объективность событий повышается.
         Если участников беседы более двух участников, то это уже полилог. И каждый участник вносит свою лепту в рассмотрение вопроса. Они будут ориентироваться на исследование еще неясных сторон, видеть их достоинства и недостатки.         
                Вопросно-ответная форма.
           Любое творчество диалогично, так как требует двух участников: создателя, автора и созерцателя, читателя.
           Вопросно-ответная форма – это диалог с самим собой  оформленный как способ развития мысли текста. Особенно характерен он для рассуждения-размышления.