Газетные жанры

Юрий Чайкин
Текст и жанр      
           Тест и жанр. Почему все-таки происходит  путаница? В чем их разница?  Как думается, это происходит потому, что происходит смешения понятие текст с понятием жанр. Жанр может создаваться на основе предложения,  элементарного и структурированного высказывания и речевого произведения. В таком случае предложение, элементарное и структурированное высказывание и речевое произведение приобретают информативность, структурность, законченность. Однако текст сам по себе амбивалентен. Жанр же имеет информационную, языковую и  структурную предрасположенность.
                Именно поэтому жанр может состоять из одного предложения, в то время как в тексте их должно быть  как минимум два.
                Когда же самостоятельно стоящее предложение используется как газетный жанр?
                Первое, что может броситься в глаза, это заглавие, которое, как правило, является номинативным предложением, т.е. предложением, в котором нет сказуемого. Однако это   не совсем так. Заглавие связано с остальным текстом как по смыслу, так и грамматически,   хотя об этом более подробно речь будет идти несколько позднее.
                Второе, о чем может подумать – это диалог.
                Говоря о речи нельзя не отметить её две формы: устную и письменную. Конечно, первичной формой языка является речь устная. В ней, безусловно, много отличий от речи письменной. Однако ещё больше тех позиций, которые  объединяют речь устную и речь письменную. Мало того, можно сказать, что речь письменная это во многом отражение устной речи на письме. Происходит своеобразная кодировка, когда мы пишем, и раскодировка, когда читаем. Именно поэтому вначале рассмотрим, что же такое минимальная речевая единица. Раскодировка происходит не как личностное  претворение зрительного восприятия, а по законам воспоминаний о виденном. Словесными произведениями запечатлеваются в большей степени субъективные реакции на предметный мир, нежели сами предметы как непосредственно видимые.
                Минимальные речевые единицы характерны для диалога, каждая реплика которого и есть минимальная речевая единица. Однако реплика приобретет самостоятельное значение, если мы её выразим как прямую речь, в виде отдельного высказывания. Например, заголовок  статьи Евгения Проскурякова: «Борис Акунин: „Писать не перестану никогда. Я ведь больше ничего не умею!“» - и состоит из такой реплики. 
              В самом же диалоге реплики связаны друг с другом не только по смыслу, но и грамматически. Так Новое в первой реплике становится Данным1 во второй. А Новое1 становится  в следующее реплике как Данное2. И так далее… Это мы можем увидеть  на примере:               
            Режиссер Калугин, человек от этих мест далекий, как и от про-блем той жизни, все горячился: “В чем нерв твоего фильма? Ну почему он сажает эти деревья? Он чокнутый, да? Я отказываюсь снимать его. То, что ты написал, этого нет”.
— А дендрарий есть? Медали ВДНХ есть?
— Есть.
— Так снимай. В чем проблема?
— Ну зачем он сажает эти деревья?
Человек, далекий от села, но прагматичный, как сельская бабка, торгующая на базаре огурцами, он все горячился: “Зачем он сажал? Зачем из сельского придурка делать героя?”
           Как мы видим перед нами не отдельные реплики, не связанные между собой. Перед нами связный текст, включающий в себя диалог.  В диалоге же предложения связаны  друг с другом еще теснее, нежели в обычном тексте.               
            Третье, это подписи к фотографиям. Но данные предложения не являются самостоятельными носителями информации, без фотографий нам не вполне ясно будет их значение.   
             Предложение становится законченным носителем информации, если приобретает жанровые особенности. Вспомним пословицы. Именно они чаще всего состоят из одного предложения. Но эти предложение носит обобщенный характер.  И они структурно закончены. Так же, как и афоризмы.
              Чаще всего в средствах массовой информации предложение выступает как носитель определенной информации обобщающего характера.   В последнее время для удобства читателей, после заглавия статьи идет лид, который может быть представлен в одном предложении.   Так в статье Светланы Кузиной  под заголовком «21 мая снова наступит конец света?» идет лидо: «Сенсационное заявление американского проповедника вызвало панику во всем мире». Данное предложение является носителем информации.    Читатель выбирает знакомиться ему с данным материалом или нет, так как вкратце он уже знает, о чем будет идти речь.
           Есть ещё один газетный жанр, который может состоять как из отдельного предложения, так и элементарного высказывания. Это информация.               
             Элементарное речевое высказывание  состоит из нескольких предложений, несущих в себе единую информацию. Очень часто лид статьи содержится в таком элементарном речевом высказывании. Словосочетание «элементарное речевое высказывание» употребляется здесь не в значении малозначащее, а в том смысле, что высказывание не осложнено побочной информацией, как, например, лид к статье  Анны Велигжаниной «Перльманом интересуются спецслужбы мира»: «Как нам рассказал представитель спецслужб, разведчики не выпускают из вида Перельмана. Причем интересуются им не только наши спецслужбы, но и других стран. Как объясняют, Григорий Яковлевич фактически шагает впереди сегодняшней мировой науки. Он постиг некоторые сверхзнания, помогающие понять мироздание». Содержание этого высказывания определяет только фактическую сторону вопроса. Что и характерно для элементарного речевого высказывания. Что же думает по этому поводу автор, мы узнаем из всего текста.
               Достаточно часто лид может основываться и на структурированном речевом высказывании.               
                Информация как жанр может основываться на элементарном, так и на структурированном речевом высказывании.
                Рассмотрим такое структурированное высказывание:
                Когда ещё предрекали апокалипсис?
1994 год, 6 сентября  - тот же самый проповедник Гарольд Кэмпинг обещал начало страшного суда…
1999 год, июль – Нострадамус предрек падение на Землю астероида…
2010 год, ноябрь – болгарская ясновидящая Ванга  предсказывала, что начнется третья мировая война.
И в 2012 году 21 декабря паникеры, верящие в календарь майя, ожидают столкновение Земли с гипотетической планетой Нибиру. Может и на этот раз пронесет?
                Это структурированной высказывание, так как оно состоит из нескольких абзацев, связанных между собой одной мыслью. В каждом абзаце свой фактологический материал, своя содержательно-фактуальная информация. Как же объединяются разные абзацы, формально не связанные друг с другом? Их объединяет заглавие. Кроме того, в нем содержится и   содержательно-концептуальная информация: как относится автор к таким слухам. Вывод ироничен: мы пережили «апокалипсис» уже не раз, и хот уже назначили дату очередного, но его, скорее всего не будет. Вот как можно передать это структурированное высказывание схемой.
                Когда ещё предрекали апокалипсис?




1994 год, 6 сентября                1999 год, июль          2010 год, ноябрь
 

                И в 2012 году 21 декабря…   
                Может и на этот раз пронесет?
               Чуть иначе строится рубрика «Люди, которые нас удивили», состоящая из сообщений о 5 героях. Все они строятся по одному типу: в них два абзаца. В первом содержательно-фактуальная информация,во втором содержательно-концептуальная.

Люди, которые нас удивили

Валерий Шанцев
Губернатор Нижегородской  области проводит интересную реформу: «Чтобы чиновники ни с кем не встречались, а все вопросы решали  в электронном виде». Таким образом планируется избежать очередей.
Вот насчет последнего я сомневаюсь. Чиновники-взяточники уже давно завели себе электронные кошельки.

Михаил Саакашвили
Президент Грузии положительно оценил запрет грузинских вин: «Огромное спасибо матушке-России, это эмбарго помогло нам повысить качество нашего вина».
Да, батоно Саакашвили, запреты – штука полезная. Вот, скажем, если США введут эмбарго на въезд грузинских политиков, то качество грузинской демократии тоже резко пойдет вверх.

Алексей Воробьев
Российский певец навсегда войдет в историю «Евровидения» - он впервые матерился в телекамеру. И ладно после этого победил. Так нет, даже в десятку не попал. 
Короче, вся держава на Леху обиделась. А Сергей Шнуров, по слухам, даже собирается на него подавать в суд. За плагиат.

Иван Стойликович
Семилетний мальчик из Сербии обладает уникальной способностью: он притягивает железо. Настоящий человек-магнит

 
Все родственники Ивана с нетерпением ждут, когда мальчик подрастет и сможет уже наконец притягивать что-то полезное для дома, для семьи. Например, банкоматы.

Тара Линн
Толстушка-модель потеснила с подиума саму Жизель Бундхен. Теперь именно Тара будет рекламировать нижнее белье. Мир высокой моды в срочном порядке меняет стандарты красоты.
Худосочные модели счастливы. Впервые в жизни они получили реальный шанс наесться до отвала.

Кроме того, все эти тексты проникнуты ироничным отношением автора к своим героям. Их поступкам «удивлялся» Станислав Бабицкий. 
                Жанр как логическая абстракция
           На современном этапе преподавания речеведческих дисциплин учитывается прежде всего жанровая специфика высказывания. Такой жанровый подход представляет возможность выбора формы, постановку целей и задач, специфику сообщения, учет языковых средств. Системное обучение речевым жанрам проходит как на этапе анализа произведения определенного типа, так и на этапе создания собственных текстов.
            В научный обиход понятие «речевой жанр» вошло в начале 20 века. Согласно концепции речевых жанров каждая деятельность человеческой деятельности требует сложного и разнородного репертуара речевых жанров. М.М.Бахтин характеризовал жанр как «относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказывания. (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 1979.- с.242.) К речевым жанрам он относил и реплики бытового разговора, и бытовой рассказ, и короткую стандартную команду, и развернутый детализированный приказ, и разнообразный мир публицистических и научных выступлений.
              Жанр как  речевое произведение может использоваться в жизни, в ситуации речевого общения, и в литературе. Как элемент языковой действительности жанр представляет собой совокупность реальных текстов, объединенных общностью композиционной структуры и использованием сходных стилистических средств языка. Природа жанра определяет не только устойчивость типов речевых произведений, но их нормативность. Жанр – это типовая модель текста, сложившаяся в социально-речевой практике как результат обобщения речевого опыта с учетом сферы и характера общения, назначения речи. Текст не может быть жанрово «нейтральным» - он должен быть создан по законам определенного жанра.
            Жанр как форма организация речевого материала допускает большую свободу в построении материала. Жанровые требования – это вектор движения, направление, которое, если нужно, можно откорректировать. Жанрово определенный текст предстает и как конкретизация  жанра, и как мотивированное отступление от него. В этом случае выход за рамки жанровой модели ведет к созданию оригинального речевого произведения и определяет меру его каноничности и самобытности. Если же отступление от законов жанра происходит от их незнания, а не от творческого подхода, то качество текста может снижаться.      
              Жанр (от фр. Genre – вид, род) – литературное произведение определённого вида. Жанровая природа любого высказывания специфична, подобно этому в каждом литературном жанре можно выделить неповторимое, оригинальное, характерное только для данного вида.
               Параметры, определяющие жанровые особенности литературного произведения, также  рассматриваются на нескольких уровнях: содержательном, композиционном, стилевом  и языковом.
           Тематическое содержание любого речевого высказывания определяет «предметно-смысловая исчерпанность». Автор литературного произведения использует в нем речевого высказывания различных типов, продумывает, как будет представлен предмет речи в произведениях этого жанра.
            Структурно-композиционный уровень  предписывает достаточно жёсткую жанровую рамку, композиционная организация – это  внешние  и  внутренние проявления  текстового материала. 
            Жанр требует особых   стилевых ресурсов, потому что для оформления речевого высказывания важно, какие стилевые особенности приоритетны в этом жанре. Выделяя языковой уровень, мы подразумеваем те изобразительно-выразительные средства, характерные для данного автора.
            Жанр как исторически сложившийся тип речевого произведения характеризуется следующими признаками: коммуникативная цель, функция, тип мышления, содержание, тип речи, языковые особенности, ведущие стилевые черты.
            Коммуникативная цель – это тот результат, который автор хотел получить от своего текста. Основное коммуникативное намерение автора очерка – дать конструктивный анализ собранному материалу, показать достоинства и недостатки произошедших событий, высказать свои мысли по совершенствованию жизни. 
            Функция  жанра (речевого произведения определенного жанра) проявляется как способность  к выполнению определенного назначения в сфере коммуникации  и как соответствие замысла в процессе его выполнения. Очерк, репортаж, зарисовка, интервью, фельетон как жанровые произведения предназначены для публикации в газете и, соответственно, связан с публицистическим стилем речи.  Очерк как жанр публицистического стиля имеет две главные функции – сообщения и воздействия на адресата.
            Жанр тесно связан с функциональным стилем и, как правило, реализуется в рамках  какого-либо одного.  Очерк – письменное речевое высказывание, жанр публицистического, научно-популярного и художественного стилей речи. И реализуется он в одном из них, приобретая и их качества. Так научный стиль предполагает  логичность, доказательность, точность, бесстрастность, объективность и строгость изложения, для публицистического свойственны экспрессивность, конкретность, аргументированность и оценочность. Как реально существующие качества, стилевые черты текста объективируются в особенностях его речевой структуры.
             Содержание текста определяется соотношением различных предметно-логических и эмоционально-экспрессивных структур, языковых единиц, образующих текст. Предмет содержания очерка определяется спецификой материала и связан с анализом событий, людей, мыслей (портретный, путевой, проблемный). Предметно-логические структуры передают предметные отношения, выражают понятия и связи между ними, определяют соотнесение текста с действительностью. Они выполняют в основном функцию сообщения – образуют предметно-логическую основу содержания. Эмоционально-экспрессивные структуры  содержат оценку изображаемого, соотносят текст с адресатом и выполняют в основном функцию воздействия. Соотношение этих компонентов специфично для каждого жанра и даже в самом жанре. Так проблемный, путевой и портретный очерки отличаются друг от друга по степени объективности-субъективности наблюдений и суждений, а также по эмоциональности-аналитичности.
            Со спецификой жанра  связан и определенный тип мышления, так как каждая подсистема языка соотносится с определенной областью общественной деятельности и характерной для него формой сознания. Различные типы очерка могут иметь отвлеченный, абстрактный характер или, напротив, конкретный, ассоциативный, образный. Все это отражается в речи: в соотношении предметно-конкретной и абстрактной лексики, в особенности сочетания слов и конструкций – в их стилистически нейтральности или оценочности, экспрессивности. Выбор языковых средств и характеризует определенный тип мышления.
             Так для научно-популярного очерка как жанра характерна информативная функция речи: обобщение объективных обобщенных знаний. Тип мышления - обобщенно-отвлеченный, популяризаторская. Для передовицы характерны волюнтативная и информативная функция речи. Тип мышления – обобщенно-стандартизованный. Для публицистического очерка функции речи – информативная, воздействующая, популяризаторская. Для литературного очерка характерна эстетическая функция речи: создание художественного образа. Тип мышления – конкретно-образный.
             Тип речи напрямую связан с типом речевого воздействия, которые выделяются в соответствии с речевыми намерениями – целями – говорящего или пишущего. Если целевая установка – дать определённую информацию, то тип речевого акта – сообщение нового. Если цель - доказать что-либо, то речевой акт представляет собой убеждение. Поэтому портретный очерк связан с описанием, путевой очерк – с повествованием, а проблемный – с рассуждением.
             Языковые особенности жанра определяют состав языковых средств, принадлежащих  к разным уровням текста (слова, конструкции), а также способы и приемы их организации в рамках целого речевого произведения.  На их основе жанры дифференцируются вполне отчетливо. Так, эссе отличается свободным сочетанием разностилевых средств и приемов, в то время как научно-популярный очерк тяготеет к соблюдению норм научного стиля.
            Что же отличает газетные жанры от любых других? Важнейшее свойство газетных жанров – в их тождественности первичной реальности, отсутствие вымысла в их создании и неиспользование условных форм.
                Жанр как литературно-публицистическая реальность
            Газетные жанры – это группы произведений, выделяемых по определенным свойствам. Любой жанр обладает комплексом устойчивых свойств. Газетные жанры являют собой плод совокупной деятельности начинателей и продолжателей. От зачинателей жанров исходит творческие импульсы, которые позже другие претворят в литературную традицию. «Индивидуальные признаки великого произведения превращаются в признаки жанровые». (Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л. 1978. с. 227). Жанры надличностны. Они являются индивидуальностями культурно-исторической и общественно-политической жизни.
            Газетные жанры поддаются классификации только в самых общих чертах. Их не только много, но и в своих собственных рамках они имеют много вариантов. К тому же они бытуют в рамках определенной эпохи. Публицистические жанры имеют разный исторический и временной объем. Однако большинство газетных жанров являются не столько исторически-локальными, сколько универсальными.
            Ориентироваться в процессе эволюции и развития жанров достаточно непросто. По мысли Ю.В.Стенника, «установление системы жанровых типологий будет всегда сохранять опасность субъективизма и случайности». (Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе//Историко-литературный процесс. Л.,1974. с.173.) Жесткая схематизация и структурализация в определении жанров в нашу эпоху представляют задачу достаточно сложную.
             Безусловно, в определении жанра как такового невозможно без обращения к внутренней организации, структуре и форме      публицистического произведения. Б.В.Томашевский назвал жанры специфическими «группировками приемов», сочетаемых друг с другом, обладающих формальной устойчивостью и зависящих от «обстановки возникновения, назначения и условия восприятия произведений, от подражания старым произведениям и возникающей отсюда литературной традиции. (Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. с. 206). Признаки жанра в таком случае являются доминирующими в произведении и определяют его организацию.
              Нельзя не обратить внимание и на смысловую сторону жанров. Чтобы лучше понять этот термин оперируют еще понятиями «жанровая сущность» и «жанровое содержание». М.М.Бахтин утверждал, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведения и чертами миросозерцания их автора: «В жанрах на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира». (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С. 332) В таком случае в основе жанра лежат  не только формальная, но и значимая структуры. Автор должен видеть действительность «глазами жанра», потому что «каждый жанр есть сложная система средств и способов понимающего овладения» действительностью. (Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. (Бахтин под маской. Маска вторая) с. 149)
          Жанровая сущность подразумевает принцип освоения человека и его связей с окружающим, привлекая такие понятия как «субстанциональное» и «субъективное». Жанры связываются с понятием общего состояния мира и коллизий (конфликтов), со стадиями взаимоотношений личности и общества.
         В журналистике под жанрами понимают устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки приято называть жанрообразующими признаками.
         В качестве основных в современной журналистике выделяются следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция отображения) и метод отображения.
        Какова же значимость этих факторов для образования жанров?
        Предметом отображения может стать любое явление природы, общества, имеющее значение для читателя и заинтересовавшее автора. Кроме того, в качестве предмета отображения выступают новости, личности, проблемы, которые чаще всего выступают в рамках событий, ситуаций, процессов.
         Событие – это точно зафиксированное действие человека или группы лиц в пространстве и времени. Процесс – последовательность взаимосвязанных действий событий. Ситуация – это система сложившихся отношений в каком-либо коллективе.
         Некоторые жанры требуют определенный предмет отображения. Рецензия и очерк имеют разные предметы отображения, но уже для очерка и информационной заметки предмет отображения не столь отличен.  И такие «предметные совпадения» достаточны часты. В то же время публикации, относящиеся к одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения. Эта путаница происходит потому, что понятие предмет отображения близок к такому текстовому понятию, как предмет речи. Размывание границ жанров и обращение к тексту как жанру и приводит к тому, что такой жанровый признак как предмет отображения теряет свой, казалось бы, основополагающий признак. Скорее можно говорить, что особый предмет отображения может быть востребован определенным жанром. В таком случае влияние предмета отображения на жанр явственно. Так аналитические жанры предмет отображения, в большинстве случаев, находят во внешнем мире. В исповеди же предметом отображения является внутренний мир человека, это самоанализ автора. И из-за того, что предмет отображения разный,  появляется необходимость  аналитические жанры разделить на два вида: собственно аналитические и самоаналитические.
        Целевая установка – одно из самых «сильных»  жанрообразующих средств. Однако в связи с разными жанрообразующими признаками существует и многообразие целей.
        Цель, которую определяет автор вначале своей работы,  - выбрать из всего многообразия событий то, которое станет предметом отображения. Затем он определяет методологический характер своей деятельности.
        Целевые установки могут предполагать какое-либо идеологического воздействия на аудиторию, а могут не предполагать какое-либо воздействие.         
        Рассказывая о событии, журналист ставит перед собой конкретную цель: рассказать о событии коротко, дать ему собственную оценку, обозначить причину и следствие. В результате будет написаны или информация, или отчет, или аналитическая статья, хотя предмет отображения будет один и тот же.
        Цели могут быть неоднозначными: в одном случае, дается объективная информация и собственное видение соответствующих проблем, но не исключается возможность и прямого манипулирования и даже дезинформации читателя.
        Целевая установка проявляется в выборе глубины и детализации отображаемого предмета.
        Одна из целей может касаться определения способа литературного и содержательного оформления в определенном жанре.
        Задачи, которые ставит перед собой автор, в большей степени относятся к творческому воплощению:
а) дать описание предмета, рассказать о событии или высказать предположение-тезис;
б) выявить причинно-следственные отношения;
в) дать оценку предмету отображения;
г) прогнозировать развитие событий;
д) сформулировать программу действий.
        Метод отображения действительности влияет на выбор жанра.
        Как считает ряд исследователей, в журналистике два основных метода отображения действительности: рационально-познавательный (логический) и художественно-образный.
        Рационально-логический включает в себя два уровня: эмпирический и теоретический. Результат эмпирического познания предстает как поток информационных публикаций. Эмпирический метод реализуется в наблюдении, проработке документов, интервью, беседе, опросе, анкетировании, опросе. Применение теоретического уровня сознания отслеживается в аналитических публикациях, для которых характерна детальная проработка причинно-следственных связей, оценочных отношений к предмету изображения, основательностью аргументации.       
        Что касается использования художественно-образного метода, то тут нужно уточнить его особенности его применения в журналистской практике. Некоторые исследователи суть художественного метода видят в безграничном применении  авторской фантазии, авторского вымысла, которые  дают необходимую для творца свободу  создания художественного образа и выявление через него «правды жизни в целом». Но безудержное применение авторской фантазии, вымысла вряд ли может быть оправдано даже в научной фантастике, а без определенной доли фантазии и вымысла не может существовать такой аналитический жанр, как версия. Да и при написании других жанров вымысел и догадка могут присутствовать.
   В произведениях художественной публицистики изображение сиюминутных единичных фактов не столь велико, как в информационных жанрах. Но вообще говорить о применении художественно-образного метода можно при создании произведений художественно-публицистических жанров. В публикациях информационных и аналитических художественно-образный метод проявляется, прежде всего, в использовании   образно-экспрессивного языка, определении уровня детализации, применении такого приема, как реконструкция событий.
        Художественный метод идет обычно параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию художественно-публицистических произведений. Кстати, художественно-образный метод приводит к созданию текстов, содержащих не художественные образы (это присуще художественной литературе), а публицистические, ограниченные правдой голого факта.
        Другие ученые методы отображения рассматривают как изложение, описание и изображение. Но чем фактически они отличаются друг от друга? Это настолько общие определения, что они не могут отразить всю сложность методов отображения. Методы отображения вообще зависят от ряда причин: они зависят от ситуации, от форм речи (диалогическая и монологическая), от типов речи (описания, повествования, рассуждения), от предмета речи и еще от ряда причин, которые уместнее рассмотреть при анализе конкретных жанров.
        Несмотря на такую кажущуюся  стройность разделения жанров, многие явления не могут быть объяснены  с точки зрения предмета отображения, целевой установки и метода отображения. Например, два журналиста из разных газет решили написать о проблемах градообразующего завода. Они побывали на предприятии, беседовали с одними и теми же людьми, анализировали одни и те же документы. Но один написал аналитическое интервью, а другой – аналитическую корреспонденцию. Как мы видим и предмет изображения один, и целевая установка едина - разобраться в происходящем на заводе, и метод отображения рационально-логический, а жанры разные.   
         Из этой ситуации пытаются выйти, привлекая еще один –  четвертый жанрообразующий признак – методы и формы репрезентации материала. Методы репрезентации в журналистике представлены методом сообщения, методом повествования и методом изложения.
        Вот как определены основные методы репрезентации: «Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) журналист использует метод сообщения (в специальном, языковом смысле этого понятия), то возникает жанр хроники, заметки, информации, Когда кроме метода сообщения применяется еще и метод повествования, то возникает, например, жанр информационной корреспонденции. Когда наряду с этими двумя методами применяется еще и метод изложения, то появляются жанры "наглядного отображения" - репортажи, очерки, фельетоны». Из этого вряд ли можно понять, в чем же, собственно говоря, отличие метода сообщения от метода изложения и метода повествовании?  Что же собственно такое метод сообщения, метод изложения и метод повествования? И в этом случае, думается, необходимо обратиться к лингвистике. Чтобы избежать путаницы обратимся к таким общеизвестным и общераспространенным понятиям, как типы речи: описание, повествование и рассуждение.
         Какие же формы репрезентации играют роль для определения жанров? «Этих форм две - монологическая и диалогическая. Применение первой формы - обязательное условие появления "монологических жанров": корреспонденции, статьи, рецензии и пр. Применение второй формы неизбежно порождает материалы "диалогических жанров" - интервью, беседу и т. п. Исходные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают "гибридные" формы типа "корреспонденция-интервью", "беседа-отчет" и другие». На самом деле здесь идет речь, во-первых, о повествовании от 1-го и от 3-го лица. А во-вторых, о двух формах речи: диалогической и монологической, которые имеют значения, в принципе, только для тех жанров, которые построены  на основе диалогической и монологической речи. А это письмо, исповедь как жанры монологические, и интервью и беседа как жанры диалогические.      
                Многообразие газетных жанров
         Существует различная классификация газетных жанров.
         Если рассматривать газетные жанры с точки зрения воздействия на читателя, то можно выделить пропагандистскую журналистику, гражданскую, публичную.
          Жанры публицистики связаны с внехудожественной реальностью. Жанровая сущность выбирает те или иные значимые события культурно-исторической, общественно-политической  жизни. И в этом случае жанровые структуры могут рассматриваться как преломление форм внехудожественного бытия. Принципы композиции жанров во многом определены структурой жизненных явлений. Деление жанров в таком случае будет зависеть от содержания текстов: музыкальная журналистика, литературная журналистика, журналистика расследования.
           Однако, кажется более целесообразным остановиться на следующих жанрообразующих признаках газетных жанров: предмете отображения, цели отображения, методе отображения и способе подачи материала в конкретной литературной форме. Их значимость в целостном подходе. Думается, что рассматривать их значение для жанрообразования по отдельности вообще не существенно. В каждом отдельном жанре важно их соотношение и взаимоотношение. Так, в аналитической и информационной статьях предметом отображения может быть одно и то же событие, но методы отображения, цели и способы воплощения совершенно разные.
           Газетные жанры отличаются друг от друга предметом отображения, методом отображения, целями и задачами автора, способом литературной подачи материала.
           Если анализировать жанры с точки зрения цели, метода и реализации в текстовом варианте, то в данном случае можно говорить о следующей классификации жанров:
информационные жанры: информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчет, репортаж, специальный репортаж, пресс-опросс;
аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары;
художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог;
шоу-жанр: игры, конкурсы, реалти-шоу.
          Информационные жанры занимают в газете не меньше половины площади.
          Работая над информационными жанрами, автор движется от предмета речи к выбору темы и задачи ее осуществления. Способ же осуществления уже определен жанром. Жанр требует определенной мыслительной операции. «Например, если тема – событийная, а задача – показать, как это происходит, то жанр репортаж, а метод работы в этом жанре – наблюдение». (Л.Шибаева)
              Метод работы над информационными жанрами


      наблюдение            расспрашивание          чтение документов
         Рассмотрим информационные жанры с точки зрения предмета отображения, целевой установки и метода отображения. В основе информационных жанров лежит факт. Событийная основа главная в данных жарах. Главная цель информационного жанра сообщить о факте, рассказать о свежих новостях. Различное освещение фактов и приводит к созданию различных жанров. И можно говорить о предложении, элементарном и структурированном тексте, если жанр предполагает краткость. Если жанр строится на основе речевого произведения, то в таком случае предпочтительно говорить о таких типах речи, как описание и повествование.
          Хроника – факт без подробностей. Небольшие сообщения, порой состоит из одной-двух фраз, хроника практически не имеет заголовка. Чаще публикуются подборками.
         Информация бывает двух видов: короткая информация и расширенная.
         Короткая информация, или заметка, содержит один факт, состоит из десяти-тридцати строк. Имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке.
         Расширенная информация рассказывает о событии более подробно. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев. Включает в себе вступление, основную часть и концовку. Содержит 40-150 строк. Имеет заголовок, допустим  и подзаголовок.
          Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Интервью предполагает совместное творчество с читателем. Автор как бы предвосхищает вопросы читателей, он тщательно собирает информацию и готовится к интервью. Журналист непременно владеет речевой ситуацией. Всегда вначале указывается с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество). Указывается служебное или общественное положение. Тема разговора интересна автору и читателю. Указывается так же, каким образом получено интервью.
          Отчет пишется по заданию редакции. Журналист рассказывает, что и когда видел. Размер материала зависит от значительности события. В общем отчете факты излагаются в хронологическом порядке. Тематический отчет освещает 1-2 наиболее важных вопроса. Отчет с комментариями изложение основных событий и высказывание собственной позиции.
          Зарисовка – обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
          Обозрение – это описание важнейших событий в жизни города, завода, школы за определенный период. Сводки. Итоги.
          Репортаж – наглядное представления того или иного события через непосредственное восприятие журналиста-очевидца. Репортаж включает в себя элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление). Репортаж иллюстрируется фотоснимками. Репортаж бывает событийный, тематический, постановочный.       
                Метод работы над репортажем.
II. Организовать сбор материала.   
1. Лично наблюдать события.
2. Прочитать что-то близкое к теме.
3. Задавать вопросы участникам событий.
4. Реконструировать ход событий по свидетельству очевидцев.
III. Создать эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее).
              Аналитические жанры рассматривают факты  в определенном соотношении, в них исследуется своего рода полотно фактов,  которые анализируются и обобщаются. Факт здесь только материал для размышления, своей собственной ценности как таковой он не имеет. Факты служат материалом для постановки определенной проблемы. Проблема – вот основной стержень аналитических жанров.
             К аналитической журналистике относятся следующие  жанры: «постановочные» корреспонденции и статьи, обозрения, обзоры СМИ; рецензии, аналитические корреспонденции и статьи; комментарии и литературно-критические статьи.
            Рассмотрим их с точки зрения основных жанрообразующих признаков:
а) с точки зрения предмета отображения;
б) с точки зрения целевой установки отображения предмета;
в) с точки зрения метода постижения реальности;
г) с точки зрения формы произведения.
           С точки зрения предмета отображения публикации этих жанров отличаются тем, что одни рассказывают о «первичной реальности», т.е. предметом их рассмотрения являются различные предметные, онтологические ситуации, конкретные практические действия. Другая группа жаров освещает «вторичную реальность» - информационные явления (книги, фильмы, телепередачи). Третьи и то, и другое. Только для первой группы характерны аналитические статьи и корреспонденции, только для второй –  обзоры, рецензии, литературно-критические статьи. И первую, и вторую группу явлений могут освещать  «постановочные» корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии. 
            Аналитическая корреспонденция анализирует одиночное событие и выявляет возможные тенденции его развития, определяется ценность данного  факта, явления, событии. В ней события рассматриваются от частного к общему.
            Аналитическая статья – это обобщение и анализ фактов и явлений, определение тенденций, закономерностей, их взаимодействие, установление их ценностей, формирование прогноза развития. В статье события рассматриваются от общего к частному. Факты, о которых рассказывается в статье, имеют глобальный характер. В конце обязательно следуют выводы.
            «Постановочные» корреспонденция и статья дают программы деятельности по отношению либо к одиночным явлениям, либо к их совокупности.
            Обозрение – сообщает читателю о событиях, произошедших за определенный период времени, выявляет их причину и значимость для аудитории.
           Обзор печати, радио- и телевидения знакомит с деятельностью СМИ, выносят им оценку.
           Рецензия выявляет ценность для читателя книг, кинофильмов, телеспектаклей.
           Литературно-критические статьи рассматривают особенности творчества писателя, выносят оценку литературному произведению.
           Под комментариями подразумевают материалы, выносящие, главным образом, оценку событиям, уже известным аудитории. Указываются причины возникновения явлений, и содержится мнение различных лиц. 
           При написании публикации аналитических жаров реализуется рационально-познавательное отображение предмета. Именно теоретический анализ необходим при выявлении взаимосвязей предметов, причин, следствий и их оценок, прогнозе их развития.
          Что касается формы, то его определяет такой тип речи, как рассуждения, характерный для реализации рационально-познавательного отображения предмета.
                Метод работы над аналитическими жанрами

индукция и                установление                анализ (рассмотрение
дедукция                причинно-следственных            с разных сторон)
                отношений
разложение на детали                соотнесение общего
 и подробности                с частным
          При работе с аналитическими жанрами выполняются исследовательские действия:
- ставятся и решаются проблемы;
- выясняются отношения между личным и общественным;
- дается оценка;
- осуществляется социальное прогнозирование.
        В художественно-публицистических жанрах конкретный документальный факт отходит на второй план. На первый план выходит авторская мысль. Главным становится авторское впечатление от факта, события. 
        Сам факт также видоизменяется, он типизируется. Есть еще одно, что  отличает художественно-публицистические жанры от   жанров информационных и аналитических. Это образная трактовка действительности. Факт переосмысливается в образ, а образная система сближает художественно-публицистические жанры с малыми формами литературы. Однако не следует забывать, что в художественно-публицистических жанрах образная система строится на фактическом материале.
        Есть еще одно отличие художественно-публицистических жанров от    жанров информационных и аналитических. Если в жанрах информационных позиция автора прослеживается опосредованно, в основном через выбор фактов, а в жанрах аналитических факты преломляются в свете личности автора, то в жанрах художественно-публицистических появляется образ самого автора.
            Очерк –  широко распространенный жанр средств массовой информации. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явлений.  Вообще, трудно определить родовую принадлежность очерка. В.Хализев считает, например, что очерк внеродовая форма литературных произведений. По его мнению, несмотря на то, что внимание авторов сосредоточено на внешней реальности, событийные ряды и собственно повествование организующей роли не играет: доминируют описания, нередко сопровождающиеся рассуждениями.
           Фельетон – это особый жанр, в котором фактический материал   пронизан духом иронии, насмешки. Злободневная критика факта дается живо, легко.
         Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого в конкретном, гражданском и преимущественно социально-политическое обличение.
        При работе с художественно-публицистическими жанрами: очерками, зарисовками, сатирическими произведениями – задачи решаются методами искусства. Для исследования проблемы используются возможности художественного образа. А внутри всех форм фельетона просматривается общая для всех логическая фигура – парадокс.
        Л.Шибанова считает, что такая работа определяет внутреннюю форму  того или иного жанра. Внешняя же форма, по ее мнению, выражается в языковом оформлении: разговорный язык в таком жанре, как интервью, наличие обращение в начале открытого письма; употребление глаголов настоящего времени в репортаже.
                Иерархия жанров
         Жанры могут считаться достойными внимания читающей публики или не достойными, современными или устаревшими, исчерпавшими свои возможности, магистральными или периферийными. Такие оценки и трактовки создают иерархию жанров.  Некоторые из жанров широко используются, получают максимально большую оценку и приобретают публицистическую важность. Как писал В.Б.Шкловский, определенная часть литературной эпохи «представляет ее канонизированный гребень», другие же звенья существует «глухо», они не приковывают к себе никакого внимания.
         В современную  эпоху в связи с динамизмом общественно-политической жизни жанровая система публицистики претерпевает стремительное и интенсивное развитие. «В эпоху разложения какого-нибудь жанра он из центра перемещается на периферию, а на его место из мелочей литературы, из ее задворков и низин выплывает в центр новое явление» (Тынянов  Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. С. 258). 
         Традиционно-высокие жанры вызывают к себе отчужденно-критическое отношение, мыслятся как исчерпанные. Б.В.Томашевский отмечал: «В смене жанров любопытно постоянное вытеснение высоких жанров низкими» (Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. С. 209.).
         Какова же иерархия жанров в газете? Есть ли она вообще? И что определяет приоритет жанра?
         Иерархия жанров понятие в большей степени субъективное, хотя можно отметить и следующие объективные причины.
         Во-первых, это причины общественно-политические. Иерархические отношения здесь установятся с антономичностью: старые – новые.
         Во-вторых это особенности читательского интереса. Безусловно, большую часть места в газете занимают информационные жанры. И это связано с таким понятием, как новости. Читателя интересуют события, происходящие в реальном мире. Такая заинтересованность влияет на выбор журналиста. Информационные жанры предназначены для передачи новостей, поэтому они и занимают почти половину газетной площади. Если рассматривать в этом случае иерархичность жанров, надо будет определять частотность их появления в газете.
        В-третьих, это появление новых жанров или жанровых образований. Традиционные публицистические жанры строго формализованы. Они существуют отдельно друг от друга. Границы между ними четкие и ясные. Для каждого жанра есть своё особенное место в газете.  Жанры следуют определенным нормам и правилам, вырабатываемым  традицией и обязательным для авторов. Из этого и выходит канон жанра как определенная система устойчивых и твердых жанровых признаков.
         Слово «канон» (от др-гр. kanon – правило, предписание) – было названием трактата Поликлета (V в до н.э.). В данном трактате канон рассматривался как совершенный образец, реализовавший некую норму. Каноничность словесного искусства в данной терминологической традиции мыслится как неукоснительное следование правилам, что позволяет авторам приблизиться к совершенным образцам.   
          Общеизвестно, что в журналистике идет постоянное обновление жаровой палитры. Причем наиболее активно оно происходит в переломное для общество время. Меняется форма представленности результатов, что приводит к «мутации» привычных, устоявшихся форм.
          Можно сказать, что существует иерархия двух видов жанров. Это жанры готовые, завершенные, неизменно равные самим себе. И жанры неканонические, открытые всяческим трансформациям, обновлениям.          Структурной устойчивостью обладают и вновь возникающие жанровые образования. Для них характерно наличие структурной и концептуальной общности.
           Кроме этих свободных жанровых форм появляются и внежанровые образования, характерные  для эпохи становления нового жанра. Особое место в настоящее время приобрел такой жанр, как интервью, который раздвинул свои жанровые формы.   Это, как уже говорилось, и беседа-отчет и корреспонденция интервью.          
        В-четвертых, возникло стремление ограничить систему жанров расплывчатым понятием текст. Но тогда такое понятие, как жанр надо отменить. А если нет жанра, то нет и иерархии жанров.
                Жанр и читатель
          Значима и рецептивная сторона связей словесно-публицистических жанров с первичной реальностью. Дело в том, что произведения того или иного жанра ориентировано на условие восприятия: «… для каждого литературного жанра характерны свои концепции адресата литературного произведения, особые ощущения и понимание своего читателя, слушателя, публики, народа». (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С.279).
         Появление или видоизменение жанров зависит от того, как изменился взгляд человека на мир. Так интервью как жанр журналистики появился сравнительно недавно. Казалось, что оформлять диалог люди научились с давних пор. Можно вспомнить  античных философов и драматургов. Однако интервью как жанр появилось  только  с середины 19 века. До этого материал был цельным, написан одним сплошным текстом. Это обусловлено тем, что в обществе еще не сложились равноправные отношения Я-объекта и Я-субъекта. Трудно представить монарха, графа или герцога считающимися себя равным собеседнику. Причем должно было измениться не только общественное сознание, но должен был измениться и этикет в самой области информации.  Б.Шкловский обратил внимание на эту особенность жанров: «Постоянно установленные обычаи – этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами». В данном случае жанр рассматривается не с точки зрения лингвистики, а с точки зрения отношения автор-читатель. «Человеческое сознание, - пишет Б.Шкловский,- использует внешний мир, не восстанавливая каждый раз всю систему поиска». По его мнению, внутренние связи становятся настолько привычными, что перестают замечаться. Система познавательных операций и система сигналов становятся общими для автора и читателя. «Жанр – конвенция – соглашение – о согласовании сигналов»,- так передает Б.Шкловский отношения между автором и читателем. Таким образом, явления даются в определенной системе анализа, одинаково приемлемыми с обеих сторон: автор – читатель. Своеобразный негласный договор помогают автору и читателю, ориентируя их на соблюдение определенных правил. «Автор часто сообщает в начале произведения, что оно – роман, комедия, элегия, послание. Он как бы указывает способ слушания вещей, способ восприятия структуры произведения. Читатель информирован о предстоящем чтении и внутренне готов к восприятию информации, передаваемой в определенном жанре. Об этом договоре читателю напоминают  названия жанров – «Очерк», «Интервью», «Фельетон». Устоявшаяся форма, структура подачи материала, и новизна содержания  позволяют читателю воспринимать каждый раз иначе.
        Новизна содержания, безусловно, связана с теми новостями, которые сообщает газета.
        Новость – это информация, которая может заинтересовать читателя и которая ему еще не известна. Новость важна для людей, так как дает им новые сведения.
        Что же может заинтересовать читателя?  Можно определить следующие параметры новостей:
1) воздействие (интересны те события, последствия которых скажутся на большом количестве людей);
2) знаменитости (человеку свойственно интересоваться чужой жизнью, поэтому ему интересна информация об известных людях, об их работе, о повседневной жизни, увлечениях);
3) необычное (все загадочное, интересное, экстраординарное, не вписывающееся в обыденность).
        Можно отследить и факторы, благодаря которым события становятся интересны. Это ситуативный конфликт, близость по месту и времени. Необычное всегда интересно. 
        Наша жизнь состоит из конфликтов, больших и маленьких, внутренних и внешних. А как часты конфликты между субъектом и обществом. Конфликт может быть  внутрипартийным и межпартийным. Конфликтовать могут страны и военные блоки. Сам конфликт становится предметом изображения. Журналист должен показать читателям суть конфликта, кто чьи и какие интересы защищает. В публикации может рассказываться, что думают в обществе об этом конфликте. Конфликт – это предмет отображения действительности, он существует в реальной действительности, в газетном материале конфликт предстает  как проблема, которая интересна читателю. Разрешение проблем и есть путь разрешения конфликтов.
        Другой фактор, определяющий значение новостей, - это близость и отдаленности событий от читателей в пространстве и времени. Читателей больше интересует те события, которые происходят рядом с ними и затрагивают их интересы, интересы соотечественников и интересы своей страны.
        Наиболее интересны, конечно, самые последние новости. Но газета отстает от агентства новостей и даже от телевидения, поэтому в газетном материале важна не только сами новости, но и их подача, анализ, оценка и сравнение с аналогичными событиями.
        Как же преломляются параметры и факторы в жанрах. Читателем будут востребованы те информационные жанры, в которых будет рассказано о тех политических новостях, которые затронут интересы многих. Как остаться безразличным к тем новостям, которые рассказывают о тех политических изменениях, которые затронут не только всю страну, но и лично читателя? Таким образом, востребованы не только информационные жанра, но и жанры аналитические.
        Сменился и герой газетных публикаций. В 90-ые годы социальным  героем был или бандит, или криминальное лицо. Герой мог быть и из правоохранительных органов, но в то же время, находясь в конфликте со своим ближайшим окружением и своим начальством, был одиночкой. Затем на первое место по популярности заняли политики. В последнее время политики уступают по популярности шоуменам. Люди хотят знать о знаменитостях как можно больше. Некоторых интересует, в том числе, и секрет успеха звезд. Может быть в будущем героем газетных публикаций станет человек труда. 
                Исчезнут ли жанры?
          Достаточно часто возникает это вопрос. С чем он связан? С отношениями к традициям. Отмена жанров есть проявление неприязни к традициям. Подобного рода недоверия восходят к Ницше. «Разбейте старые скрижали…», - призывал немецкий философ в своем труде «Так говорил Заратустра». Современные постмодернисты утверждают: «Выразить себя можно лишь раскритиковав самого сильного и близкого по духу  из предшественников – убив отца, как велит Эдипов комплекс» (Вайнштей О.Б. Homo deconstructivus. Философские игры постмодернизма//Апокриф. 1993. №2 с.22). Однако есть и другая точка зрения: «Здоровый дух не боится брать с собой в дорогу груз ценностей прошлого» (Хайзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня).
          Существует ли идеальная чистота жанра?.. Существует. В виде логической абстракции и в виде канонических текстов. Что касается жизненной стороны этого вопроса, то, как правильно заметил Шкловский, все жанровые явления содержат в себе движения, и в этом их противоречие. «Мне кажется, что чистоты жанров вообще не существует. Правда иногда какое-нибудь жанровое явление закрепляется как классическое, т.е. канонизируется».
          С развитием журналистики жанры стали более гибкими и утратили каноническую строгость. В них открыт простор для проявления индивидуально авторской инициативы. Жестокость разграничения жанров себя исчерпала. В настоящее время жанры – это не изолированные друг от друга явление, а группы произведений, в которых с большей или меньшей отчетливостью прослеживаются те или иные формальные и содержательные предпочтения и акценты. Размытость границ и позволяет некоторым становиться на сторону постмодернизма и утверждать, что жанр исчез вообще, и перед нами одно общее явление под одним названием – текст. «Размывание» границ жанра  возможно только в том случае, если границы жанров существуют, а отрицать можно только то, что существует, но что мало понимаешь. Не было бы жанров, не было бы желания их отрицать.         
           Жанровые структуры не утратили свое значение и в настоящее время. Существовали и  сейчас существуют традиционные жанры с их композиционно-речевыми особенностями. «Свободная традиция есть не что иное, как внутреннее метафизическое единство человечества». (Эрн.В.Ф. Борьба за Логос. Эрн.В.Ф. Соч. М., 1991. с. 98). «Голоса» давно существующих жанров  и голос автора как творческой индивидуальности сливаются каждый раз по-новому.
           В связи с тем что усложняются задачи информационные, на место одних функций жанра (не главные), которые отмирают, выдвигаются другие. Это движение изменяет жанр, не отменяя его в целом. Так, классический жанр информационного репортажа – событийный или познавательный. Однако появились новые задачи – объяснить происходящее, поэтому  и в самом жанре происходят изменения. Выделился еще один тип репортажа – аналитический. Хотя само название и не прижилось. Но движение мысли начало идти от созерцания к осмыслению происходящего в жизни. «Осознавая и творчески  осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешними метаморфозами   жанра происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в  глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие «секреты» эволюции традиционных жанровых форм». (Ученова В.В. Методы и жанр: диалектика взаимовоздействия.// Методы журналистского творчества. М. 1982, с 89).
         Жанры взаимодействуют между собой.
         Во-первых, этому может способствовать метод отображения. Так, анализ конкретной ситуации может быть использован и в общеисследовательской статье и в журналистском расследовании как жанре, и во многих других жанрах. Точно так же метод журналистского расследования может соответствовать способу литературной подачи материала и проявляться в жанре журналистского расследования, а может  использоваться в других жанрах журналистики. 
        Во-вторых, метод отображения может соотноситься с жанром, как например, в версии, а может использоваться как композиционный прием сопоставления или противопоставления в любом другом жанре.   
        В-третьих, отличие одного жанра от другого содержится и на языковом уровне: информационная статья основана на таком типе речи, как повествование, а в основе аналитической статьи лежит такой тип речи, как рассуждение. А соединение этих двух типов речи: повествования с элементами рассуждения и рассуждения с элементами повествования – приводит к жанровой близости, которая как раз и зависит от побочных элементов.
        Таких примеров жанровой диффузии можно привести достаточно много. И кажется, что это дает повод к отрицанию жанров. Но только четкое понимание границ определенных жанров и дает верное понимание движение жанров друг к другу.   
                Интертекстуальность газеты как жанр
          Термин «интертекстуальность»  в последнее время стал весьма употребителен, его ввела  в обиход французский филолог постструктуралистской ориентации Ю.Кристева. Она утверждала: «Любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-нибудь другого текста. Тем самым на понятие интерсубъективности (т.е. диалогического контакта или межличностного общения) встает понятие интертекстуальности». (Кристева Ю. Бахтин. Слово, диалог, роман. 1967.// Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1995. №1, с.99).
           Позже на термин «интертекстуальность»  опирался Р.Барт. В энциклопедической статье   «Текст» он писал: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты присутствующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитат, даваемых без кавычек». (Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. М., 1990. с. 218). 
          Интертекстуальность постмодернистских произведений сопряжена с представлениями о мире как о хаотическом, лишенном ценности и смысла, что открывает перспективу игры со словом. При чем эта игра абсолютно вольная, ничем не стесненная и самодовлеющая, с ироническим  оперированием текстами, дискурсами и языковыми кодами.   
          Интертекстуальность есть способ отражения цитатного мышления. Для него характерна схематичность, аксиоматичность и недосказанность.  В газете интертекстуальность выступает не только как средство распространения информации, но и как определенный способ  расположения языкового материала.
         Газета как жанр выступает в том случае, когда есть ее внутренняя цельность со своей логикой построения и продуманной структурой подачи материала. Газета не строится по типу сборника или альманаха, в которых все понемногу. Цель газеты –  дать понимание определенных событий через призму авторского взгляда. Кроме того, газету пронизывает хронотоп сегодняшнего дня или сегодняшней недели, ведь жизнь газеты недолговечна.
         В зависимости от обращения к определенной читательской публике или отражая читательские интересы, общественно-политические газеты ставят перед собой информационную  задачу. Так «Комсомольская правда» ориентирована на молодого читателя, которому интересно познакомиться с новостями шоу-бизнеса и которому надо показать новые тенденции в мире моды, осветить последние общественные события   и политические новости, при этом нельзя забывать и о просветительской, и о воспитательной функции газеты. В соответствии с этими задачами используются определенные жанры: информационные, аналитические, развлекательные. Разнообразный набор жанров  позволяет решать разные информационные задачи, не утомлять читателя однообразием и назидательностью. Газета стремится информировать о жизни общества, читатель складывает из событий, фактов, мнений единую картину окружающей действительности, и, исходя во многом из этого, ориентируется в мире действует и принимает решения.  Мир в восприятии читателя не дробится на жанры, на отдельные картины бытия. Мир целостен в  своей сути. Выполняя единую информационную задачу, газета, таким образом, является не суммой жанров, перед читателем единый макрожанр.