Особенность газетного текста

Юрий Чайкин
Что значит текст в журналистике? Это произведение определенного жанра, сообщения агентств, рекламные и информационные материалы, опубликованные в СМИ. Под текстом также понимают не только напечатанное в газете или журнале, но и теле- и радиопередачу.
           В Интернете появилось такое новое понятие, как сетература. Она основана на гипертексте и у него может быть много авторов.
           С Интернетом и  телевидением связаны макротексты, в которых объединяются графические, визуальные и акустические сообщения.            
           Во всех типах журналистских текстов есть общие черты: во-первых, они отражают мир социальной реальности; во-вторых, в них ярко выражено творческое я журналиста; в-третьих, они несут на себе отпечаток источника информации; в-четвертых, написаны в духе требований того коллектива, где работает автор; создаются с учетом канала коммуникаций.
             Если говорить о газетной текстовой реальности, то она со временем намного усложнилась. Так фотографии утратили функции иллюстрации материала, а приобрели значение повествования в зрительных образах. Связь между словесным текстом и фотографией стала намного прочней. Изменился и способ подачи материала. Но в чем же особенность газетного текста? Что не изменилось и не могло измениться?    Чтобы понять особенность газетного текста опять обратимся к лингвистике.
                Текст как элементарное речевое высказывание   
          Речевое высказывание, состоящее из нескольких предложений, - структура более высокого порядка, чем предложение. Каким же образом различные предложения создают текст? Дело в том, что в основе связности любого текста лежит коммуникативная преемственность. Каждое следующее предложение строится на базе предшествующего, вбирая в себя ту или иную часть. Предложения делятся на две части. Первую, относительно известную, называют темой или данным, - и новую, которую называют новым или ремой. В теме повторяется часть информации из предыдущего предложения, что и является связующим звеном, в то время как в реме содержится новая информация, которая развивает смысл высказывания и движет мысль вперед.  Это связь между предложениями сохраняется и в диалоге, как тема и рема.               
              Можно   определить следующие критерии элементарного речевого высказывания: предметное содержание, стилевое решение и речевую волю говорящего. Все эти моменты взаимосвязаны и определяют его специфику.               
             Элементарное речевое высказывание обладает смысловой целостностью и формальной законченностью. Эти признаки дают возможность понимать  речевое высказывание, закрепленное на письме, как микротекст. Для него уже характерна членимость, смысловая цельность и грамматическая связность. На письме микротема обычно передается абзацем, в котором можно выделить абзацный зачин и концовку. Микротекст может состоять минимум из двух предложений. Сложное предложение, несмотря на его величину, текстом не является, так как оно строится по законам синтаксиса, хотя, как уже говорилось ранее, может обладать определенными жанровыми признаками. Сложное предложение можно разделить на самостоятельные предложения в одной синтаксической единице, и нельзя увидеть закономерности их соединения в тексте. 
             В газете достаточно часто используется текст как элементарное высказывание. Элементарное не  значит очень простое, просто оно состоит из одного абзаца. 
              Так на газетной полосе «Василий Песков рассказывает…» говорится об издании двенадцати хороших книжек Василия Пескова. Материал подан следующим образом:
                Что найдет в них читатель?


Странствия          Интересные люди                Природа    
          Информация раскрывается постепенно, а каждое сообщение построено на основе элементарного текста. Проиллюстрируем это на основе одного из них.
                Странствия
Пржевальский писал: «Жизнь хороша уже и тем, что можно путешествовать». Путешествия человека начинаются с порога родного дома и продолжаются до конца жизни. Сначала человек видит тропинку в траве к саду и огороду, потом к речке, за бугор, с которого начинаются дороги во все стороны света. И всюду любознательный человек найдет много интересного… Но не всем дано пройти много дорог. Не беда! Есть книги, которые о многом расскажут. Возьмите книгу с полки, вы окажетесь в океане, в пустыне, в африканской саванне, в тайге, в людном городе, в облаках, под землей, на вершине гор…   
            «Интересные люди» и «Природа» также представляют собой элементарные тексты. Но разнообразие тем, идей уже заложено в самом элементарном тексте.
            Анонс телефильмов дается в иной интонационной тональности, хотя он тоже строится на основе элементарного текста. Цель анонса – познакомить с содержание фильма и одновременно заинтересовать  читателя. Поэтому в нем важно соотношения  информации и недосказанности. Если рассказать все, то интрига фильма перестанет играть роль для будущего зрителя. 
             Анонсу, как правило, предшествуют определение жанров кинофильма: комедия, драма, боевик, триллер, ужасы, мелодрама, детектив.

комедия
«Взрослая дочь или тест на…»
Ей – 17, отцу - 37. Он вырастил ее совсем один. Алексей ловелас, флиртует с однокурсницами Насти и этим вызывает у дочери раздражение. Однажды в их бесконечно скандальные отношения вмешивается новый и весьма брутальный персонаж…
В ролях: Дмитрий Марьянов, Ольга Николич.

драма
«Я дождусь»
Жизель и Сергей полюбили друг друга. После окончания войны Жизель уехала в Россию вместе с любимым. Им казалось, самое страшное они уже пережили, однако в Стране Советов их ждали новые испытания…
В ролях: Джудит Дэвис, Елена Лядова, Александр Пашутин, Антон Пампушный, Иван Кокорин.

боевик
«Беглецы»
Однажды к тренеру по боксу Семену приходит бывший друг Николай. Когда-то Николай увел жену у Семена, и с тех пор бывшие друзья не общались. Теперь Николаю угрожает опасность, и он просит друга позаботиться о дочери. В тот же день Николая убивают… 
В ролях: Максим Дрозд, Глаша Снятковская.

триллер
«Призраки Молли Хартли»
В канун своего восемнадцатилетия Молли Хартли переходит в новую школу. Они с отцом переехали в другой город после того,как собственная мать попыталась убить Молли, воткнув ножницы ей в грудь. Маму поместили в психиатрическую больницу, но девочку продолжают преследовать видения и приступы паники. Что это? И все ли в порядке с этой новой школой.
Режиссер – Микки Лиделл. В ролях: Хейли Беннет, Чейс Кроуфорд, Шеннон Вудворт.

ужасы
«Комодо – остров страха»
Мальчик Патрик приехал с родителями на остров Изумрудный. У мальчика была собачка. Она-то и стала первой жертвой кровожадных варанов, которых на острове развелась тьма-тьмущая, после того как лет за 20 до описываемых событий ленивый шофер выбросил из грузовика ящик с яйцами неизвестного животного, завезенными в Штаты с далекого острова Комодо… 
Режиссер – Майкл Лантьери. В ролях: Джил Хеннесс, Билли Берк, Кевин Зегерс, Пол Глисон.

                Текст как структурированное речевое высказывание               
             Если же речевое высказывание состоит из нескольких микротем, выраженных в разных абзацах, то оно уже требует определенной структуры. Структурированной высказывание состоит из нескольких абзацев, связанных между собой одной мыслью. В каждом абзаце свой фактологический материал, своя содержательно-фактуальная информация. Абзацы формально связанные друг с другом. Их объединяет тема и идея.
           Представление В.Пескова «В газете…» состоит из двух абзацев. В первом дается тезис: «Газета живет один день. Но вот как распоряжается жизнь…». Во втором абзаце рассказывается, как на протяжении 55 лет сотрудничает В.Песков с газетой «Комсомольская правда». Итогом этой работы являются 12 книг, которые найдут место в доме читателя. 
           Представление В.Пескова «В книгах…» состоит из двух примерно равных абзацах.
                В книгах…
           Василий Песков – человек одаренный, работать с которым удовольствие. Во-первых, он обязательный: сказано – сделано. Второе – хороший, неиспорченный  русский язык. Но Песков не только хорошо пишет, но и умело фотографирует (одна из книг его серии называется Любовь – фотография»). Песков хорошо знает природу, причем и как зоолог, и как поэт. Работая в «Комсомолке» Василий Михайлович пятнадцать лет вел на телевидении очень любимую передачу «В мире животных».
          В издательстве «Терра» Василий Михайлович сразу пришелся, что называется «ко двору», его книги издаются у нас вот уже 10 лет, тоже юбилей. Книга «Таежный тупик» сразу потребовала переиздания. Быстро разошлись книги о природе и путешествиях. Второе издание – девятитомное – разошлось быстро. И вот третье – двенадцать томов. Мы уверены, что это издание будет встречено читателями с благодарностью.      
           В первом говорится о работе В.Пескова в газете и на телевидении, а во втором сообщается о его книгах, вышедших в издательстве «Терра». Этот текст построен на основе структурированного речевого высказывания, так как важно не только соединение предложений в абзаце, но и отношение абзацев друг с другом. 
                Текст как речевое произведение   
           Как правило, элементарные тексты, как и структурированные не могут являться большими. Кроме того, их замысел будет понят не полностью, если их изъять из газетного формата, т.е. при автономном употреблении, часть информации теряется.
           Смысловая цельность текста связана и с его завершенностью. Любой микротекст может быть законченным, если он отвечает определенным требованиям. Но это законченность относительна, она проявляется или в сфере лингвистическое абстракций, или в языковом материале.  Однако понятие завершенности характерно для текста определенного типа речи. Текст считается завершенным, так как проявляется структурная завершенность определенного типа речи – рассуждения, описания, повествования, в котором авторский замысел получил исчерпывающее выражение.
          Текст как речевое произведение основывается на типах речи, которые и определяют его структурно-композиционную особенность. Нет просто текста, если мы не говорим на уровне логических абстракций, а есть текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение, а так же их вариации: описание с элементами повествования и рассуждения, повествование с элементами описания и рассуждения, рассуждение с элементами описания и повествования.    
              Такой текст можно определить как речевое произведение, так как он может существовать автономно. 
              Несмотря на то, что в основе журналистики лежат законы языка, объяснить все процессы, которые возникают в средствах массовой информации, с точки зрения лингвистики невозможно.