Текст

Юрий Чайкин
           Самой сложной речевой единицей является текст.
Термин «текст» (от лат.  – textus – ткань, как ткань художественного произведения, сплетение, соединение) широко используется в лингвистике, литературоведении, эстетике, семиотике, культурологии и философии. Этот термин широко используется в предметах гуманитарного цикла. Отсюда и разночтение в самом понятии. Поэтому под словом «текст» подразумевается несколько разных и в то же время взаимосвязанных значений.
            Текст как понятие филологии изучается в лингвистике, в литературоведении и журналистике. 
           Говоря о жанрах и видах журналистских публикаций, попытаемся представить, какие изменения приобрел текст за все время своего существования. Можно отметить три этапы его формирования: текст как явление языка и речи; текст как явление литературы и текст как явление журналистики. Газетный текст вобрал в себя те достижения и опирается на те же законы, которые лежат в основе нашей речи.   
           Что же такое речь и как законы языка влияют на  оформление мысли? Определим основные понятия, которые нас заинтересуют. Начнем с того, что попытаемся ответить на вопрос: «Что такое лингвистический текст?»
                Текст как явление лингвистики
           В лингвистике текст – это акт применения естественного языка, обладающий определенными свойствами. Текст - это языковая данность, которая рассматривается отдельно от речевой и внеречевой ситуации. Он существует сам по себе и взят для анализа речевых особенностей.  Очень часто текст предстает перед нами часть литературного произведения.         
          Все это затрудняет понимание значения слова «текст»? Кроме того, усугубляет это положение и то, что под текстом   понимаются такие понятия, как микротекст, структурированное речевое высказывание и речевое произведение.       
           Иногда словом текст называют в учебной литературе ряд несвязанных предложений, объеденных какой-либо общей познавательной задачей. Для нас рассмотрение такое понимание текста интереса не представляет, потому что в таком случае оно идентично слову «упражнение».
           Понятие текст можно рассматривать и на уровне психолингвистики как абстракцию, и на уровне стилистики как конкретное явление языка. В данном случае, рассматривая законы функционирования текста, мы рассматриваем его как лингвистическую абстракцию.
          Какие же существует лингвистике определения понятие «текст»? Дело в том, что в лингвистике понятие текст достаточно широкое. Одни ученые считают текстом любое по форме связное  высказывание. Другие – и их большинство – к тексту относят только письменное высказывания.  При этом  даже сам текст может пониматься по-разному: как связная последовательность единиц, законченная и правильно построенная; как последовательность высказываний, принадлежащих одному участнику коммуникации; как письменное речевое произведение. 
              Самое простое определение текста сводится к следующему: «Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически». Но эти качества скорее характерны не для текста, а для микротекста как элементарного речевого высказывания.
              Существует  и другое определение текста, которое сложилось в лингвистике: текст  - это речевое высказывание, воспроизведенное на письме или в печати. В данном случае текст рассматривается как языковой материал, из которого извлекаются те или иные элементы языка: слово, словосочетание, произведение. Текст рассматривается как конкретное высказывание любого порядка. В таком случае текстом можно назвать и отдельные предложения, и даже ряд отдельных самостоятельных предложений, не объединенных единой темой. Связное высказывание, в таком случае,  обозначается как связный текст. Однако такой подход не дает понимания особенностей текста, его отличия от других языковых явлений. Понимание текста только как речевого высказывания недостаточно.               
                К.Бюлер, немецкий психолог и лингвист, разработавший в 30-ые годы ХХ столетия теорию речи, утверждал, что высказывание имеет три аспекта: во-первых, это сообщение о предмете (репрезентация); во-вторых, экспрессия (выражение эмоций говорящего); в-третьих,  апелляция (обращение говорящего к кому-либо, которое и делает высказывание собственно действием). (Бюлер К. Теория языка. Репрезетативные функции языка. М.1993. с.38).Эти три аспекта речевой деятельности взаимосвязаны и проявляют себя в различных типах высказывания. Однако тексту присуща и определенная структура.
           Что же позволяет нам выделить такую минимальную языковую единицу как текст? То, что текст несет в себе  какую-либо целостную информацию, содержит начало и конец, ему присущи связность и завершенность, он представляет собой цепь предложений, связанных между собой различными видами связи.
            Текст – это речевое произведение, в котором сохраняется единство предмета речи, предложения в нем объединены общей темой, это смысловое ядро высказывания,  и имеет типовую структуру, т.е. общую модель построения. Таким образом, текст – это относительное законченное высказывание на определенную тему, реализующее  замысел говорящего и структурированное определенным образом. Основные признаки текста – законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями. 
            Чтобы лучше понять специфику текста, обратимся к речевому произведению, в своей основе  характерному для устной речи и рассматриваемому на предметно-смысловом уровне, на структурно-композиционном  и на уровне стилевого и языкового оформления. Речевое произведение на этих уровнях трансформируется в письменной речи в текст. Говоря о предметно-смысловом уровне текста, мы определяем уже не только для чего и для кого строится высказывание, т.е. предметное содержание и волю говорящего, но и отмечаем его сложность в передачи мысли, описании предмета или действия.
            Понятие содержание текста как речевого произведения связано с категорией информативности. Информативность – это степень новизны или неожиданности языковых элементов и содержания текста для слушателя или читателя. И.Р.Гальперин считает ее основной текстовой категорией и предлагает различать два вида информации: содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную. Содержательно-фактуальная информация содержит в себе знание о фактах и событиях, происходивших, происходящих или тех, которые будут происходить. Содержательно-концептуальная информация представляет индивидуально-авторское понимание причинно-следственных явлений, их значимости в жизни. Содержательно-концептуальная информация извлекается из всего текста, это замысел автора в его содержательной интерпретации.
           Эти две разновидности информации мы будем называть темой и основной мыслью речевого произведения. Единство текста достигается в том случае, когда, сообщая о предмете речи, мы подчиняем отбор материала задаче: как можно лучше передать основную мысль, отношение говорящего к сказанному или написанному. Смысловую цельность в таком случае передает не только тема, но и основная мысль.
         С содержательной стороной связана и такое понятие, как проблема текста. Тексту как речевому произведению свойственна  постановка проблем.            
        Что же такое проблема текста? Как она проявляется? Решение этих вопросов особенно важно для газетного текста, так как читателя может заинтересовать именно постановка и решение конкретной проблемы. Сам  абзац, как микротекст, вряд ли может отражать проблему, она характерна для речевого произведения.  Проблема соотносится с темой или основной мыслью, идеей текста. Как правило, она имеет более общее значение и связана с мотивом написания текста. Частности лишь являются доказательствами. Наряду с основной темой в тексте есть подтемы, в связи с основной проблемой решаются  второстепенные проблемы. И чем больше речевое произведение, тем шире его проблематика.
           Связность текста – это сцепление элементов текста между собой.   На уровне предложений она обусловлена линейностью текста и проявляется в формально-грамматических связях. Связность дистанцированных элементов  (абзацев) проходит на уровне структур, которые действуют на более высоком уровне как компоненты сложного синтаксического единства.   Связность текста соотносится с таким признаком как членимость. Текст состоит из предложений связанных в определенные группы, сложные синтаксические целые. В них передаются ремо-тематические отношения, которые обычно представлены несколькими моделями: последовательным и параллельным. Это и есть структура текста как сложного синтаксического целого.
            Смысловая цельность текста предполагает его смысловое единство, которое устанавливается на фоне общих правил логического развертывания текста и правил прагматического характер. Выделяются два подхода к обнаружению цельности текста: 1)грамматический, при котором существенны связи между предложениями в сложных синтаксических целых; 2)целостный, где важна связь как между структурными частями сложного синтаксического целого, так и между самими сложными синтаксическими целыми в пределах одного текста.               
         Языковое оформление текста определяется его функциональностью. И в этом случае важен стиль: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Текст сам по себе не существует, он проявляется как тип речи в определенном стилевом решении.
          Рассмотрим признаки текста на следующем примере.
        Сострадание - активный помощник.
 Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
 С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
Сочувствие  -  великая  человеческая  способность  и потребность, благо и долг.  Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе её недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным.  И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
 Эгоистам  кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!
На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он  такое  испытание.    Эгоизм,  чёрствость,  равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. 3апоздалым раскаянием.
Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.
                (С. Львов)
             Перед нами текст как речевое произведение. В нем содержится рассуждение автора о таком человеческом чувстве как сострадании. Автор ставит перед собой проблему: «Как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?» И приходит к выводу, что эгоизм,  чёрствость,  равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя, слепым страхом, одиночеством, запоздалым раскаянием. А сочувствие должно стать действием. Данный текст состоит из нескольких абзацев связанных друг с другом не только развитием мысли, но и грамматически. Конечно, мы можем проследить, что внутри абзацев предложения связаны друг с другом последовательной связью. Сами же абзацы связаны с первым предложением параллельным способом: каждый по-своему раскрывает тезис. В связи с этим легко понять и членение текста на абзацы. Текст завершен и логически, и структурно. Перед нами текст рассуждение, поэтому в конце содержится вывод: человеческая душа должна настраиваться на высокую волну человечности.