Дотекстовые речевые единицы

Юрий Чайкин
      Прежде чем говорить о тексте, рассмотрим более мелкие речевые единицы.
                Предложение как минимальная речевая единица
         Минимальная речевая единица находит свое выражение в предложении. Как известно, предложение имеет следующие структурные признаки:
1) выражает мысль (сообщение-суждение, вопрос, побуждение);
2) является самостоятельно коммуникативной единицей;
3) содержит предикативность (грамматическую основу);
4) имеет структурную схему;
5) характеризуется интонационной законченностью.
            Мы пользуемся простыми и сложными предложениями в зависимости от  назначения предмета речи, который является фрагментом действительности. Мотив и цель определяют нашу речь как в минимальной речевой единице, так и в структурных высказываниях более сложного порядка. Мы повествуем, спрашиваем или побуждаем кого-либо к действию. Таким образом проявляется речевая воля говорящего.
             Минимальная речевая единица – единственная первичная форма существования языка. Как уже говорилось, в письменной речи ей соответствует такая синтаксическая структура, как предложение. Если бы парадигм минимальных речевых единиц не существовало, то их приходилось бы создавать заново в момент речи. Это затрудняло бы общение. Каждый раз создавать высказывание впервые, а не пользоваться его формой, было бы весьма затруднительно. Что же касается предложения как единицы синтаксиса, то принято обозначать цель высказывания и его эмоциональную окраску. Но есть то, без чего предложения как самостоятельной единицы не бывает. Это его содержание, иначе говоря, предмет речи. Информативная насыщенность особенно важна для самостоятельно стоящего предложения. 
            Сложное предложение может иметь и определенную логико-семантическую структуру. Такое предложение называют периодом. 
                Период.
              Несколько простых предложений, связанных между собой одной мыслью и синтаксически оформленных как единое целое, называют периодом.  Период – многоступенчатая синтаксическая конструкция. В синтаксическом отношении период рассматривается как сложное предложение, доведенное до совершенства в его  оформлении и передающее логически завершённую мысль.  Период имеет свою тему, раскрывает ее с достаточной полнотою и завершённостью.  Период может представлять микротему, так выражает собой законченную мысль. Модели синтаксического периода очень разнообразны. В периодах всегда есть сопоставление мыслей: то о чём говорится в одной части, сопоставляются с мыслями другой. Так во временном периоде в одной части указывается время действия событий, которые являются предметом речи в другом. В определительном периоде в одной части характеризуется лицо (предмет, явление), становящиеся предметом речи в другой. Синтаксически это выражается в подчинении или сочинении как видах связи между отдельными  предложениями в составе сложного. Предметы, явления, понятия сопоставляются с разной целью: иногда сопоставляются два факта для того, чтобы показать зависимость одного от другого, то есть одно является следствием другого. Иногда отмечается последовательность происходящего в определенных временных рамках. Иногда сопоставляются предметы или явления, чтобы просто сравнить их, чтобы показать их совместимость-несовместимость или противоположность (антонимию). По этим признакам выделяются причинный, временной, условный, уступительный, сравнительный, соединительный,  разделительный, противительный периоды.
         Логическая сторона причинного периода состоит из сопоставления мыслей, находящимися друг с другом в причинной связи.
         Логическая сторона временного или последовательного периода состоит в сопоставления мыслей, следующих одна за другой. 
         Логическая сторона условного периода состоит в сопоставлении условия со следствием.
         Логическая сторона уступительного периода состоит в сопоставлении возможного с произошедшим.
         Сравнительный период не что иное, как развернутое, распространенное сравнение.
         В соединительном периоде указывается совокупность явлений.
         В разделительном периоде представлен ряд явлений, сопоставленных друг с другом.
          В противительном периоде сопоставляются антонимичные явления и понятия. В этом случае могут использоваться как лексические антонимы, так и  контекстуальные или текстовые антонимы.
         Период – гармоническая в синтаксическом и интонационном отношении структура, которая обладает мощным смысловым и художественным потенциалом, предопределяет виртуозное владение разнообразными языковыми средствами. 
           Какие же более крупные речевые единицы? Это микротекст и абзац.
                Микротекст. Микротема. Абзац   
             Несколько простых  или  сложных предложений, связанных между собой общей темой, представляют микротекст.
                Микротема содержит в себе составную часть общей темы. Микротема – это минимальный отрывок текста, заключающий в себе законченную мысль. Часть текста, в которой заключена, микротема, называется микротекстом.  Микрочасти очерка обязательно подчинены главной идее текста и связаны между собой  логико-смысловыми отношениями.  Другое, тоже обязательное, условие микротекста –  его соразмерность по отношению к целому тексту и другим микрочастям.
          Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац. Микротемы могут совпадать, а могут не совпадать с границами абзацев, но в основном в абзаце  заключена если не основная микротема, то смысловая часть текста, поэтому абзац служит переходом от одной мысли к другой, от одной микротемы к другой. Абзац выражает или новый этап в развитии действия в повествовании, или какую-нибудь характерную особенности в описании, или  какую то мысль в цепи доказательств, аргументов.   Причинно-следственные отношения  между абзацами, в первую очередь, зависят от типа речи. 
               Абзац имеет начало и тематическое продолжение (абзацный зачин и абзацное продолжение). Однако для абзаца характерна не завершенность высказывания, а относительная автономность, так как в нем выражен относительно законченный речевой смысл. В абзаце учитывается конкретная речевая семантика, его форма содержательно-композиционная: абзацная фраза – зачин, средняя часть, концовка. Типовым значением абзац не обладает, не имеет он и определенной языковой формы.
                Абзац подчёркивает логичность и упорядоченность выражение мыслей.  Первые предложения всех абзацев особенно значительны. Это основная часть абзаца, которую называют абзацным зачином.  В последующих предложениях раскрывается, разъясняется, комментируется то, о чём говорится в первом предложении. Это комментирующая часть. 
             Все абзацные  зачины (первые предложения абзаца) текстов  должны быть      логически взаимосвязаны и в совокупности составляют единое целое. Если такого единства не получается, значит или абзацы построены неправильно, или неправильно определены их границы.
             Началом абзаца не может быть предложение, имеющее второстепенное значение в тексте. Началом абзаца не может быть предложение, мало связанное со всем текстом.
            Количество предложений в абзаце определяется авторским замыслом, поэтому в текстах встречаются абзацы, состоящие из двух и даже одного предложений.
            Более сложным, чем микротекст и абзац является сложное синтаксическое целое.
                Сложное синтаксическое целое.
          Говоря о понятиях «абзац» и «сложное синтаксическое целое», надо выяснить, а какая между ними разница.
         Сложное синтаксическое целое – это структурированный текст, и построено оно по законам текста. В сложном синтаксическом целом микротема раскрывается при помощи структуры определенного типа. Сложное синтаксическое целое – это синтаксическая единица языка, которая может включать несколько простых и сложных предложений, раскрывающих частную тему общей темы. Таким образом, сложное синтаксическое целое приобретает смысловую цельность и структурное единство.
           Каковы смысловые отношения между предложениями в тексте? Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части. Содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено. Сложное синтаксическое целое – это группа предложений, связанных цепной или параллельной связью, в которых и проявляются эти отношения. Основные виды отношений в сложном синтаксическом целом: перечислительные, сопоставительные, противительные, причинно-следственные, обобщающе-конкретизирующие, пояснительные.
            Абзац противопоставлен сложному синтаксическому целому как синтаксической единице. Абзац – это композиционно-стилистическая единица,  отражающие субъективные намерения автора. Совпадение сложного синтаксического целого и абзаца возможно только в элементарных текстах. Чаще всего границы сложного синтаксического целого и абзаца не совпадают.  Абзац может включать в себя несколько сложных синтаксических целых, а сложное синтаксическое целое может быть разбито на несколько абзацев.  Абзац может состоять даже из одного предложения.