Покуда длится сладкий сон

Олег Гонозов
28 октября 2014 года перестало биться сердце поэта, члена Союза российских писателей, одного из основателей ярославского регионального отделения СРП Василия Дмитриевича Пономаренко. Он ушел на 80-м году жизни.
Но остались его книги, его стихи.

ПОЛЯНЫ
Ударь сосну,
Качни заиндевелую,
Взволнуй, как арфу,
Сонную сосну -
И музыку живительную, белую
Увидишь над собой,
И тишину,
Колеблемую каждою хвоинкой
Холодную и ломкую, как лед
И в небе синем, тающею льдинкой
Плывущий одиноко самолет.

Березу тронь.
Тронь диво белоствольное,
Тронь, как свирель,
Березовую ветвь -
И песню переливчатую, вольную
Услышишь сердцем -
Сердцем ей ответь!

И вдаль стели пружинистые лыжи -
Два тонких русла за собой веди...
Поляны музыки и света пробуди
В лесу, в себе,
В простом четверостишье.

«Стихи Василия Пономаренко сердечно объединяют людей, они нужны им в их нелегкой повседневности, в духовном укреплении многих российских душ и, конечно же, в первую очередь этнически родственных поэту — русских, украинских», - написал в предисловии к книге «Неумолкающее эхо» доктор исторических наук, профессор Андрей Гаврилович Чукарев.
Василий Пономаренко родился 25 августа 1935 года в селе Жданы Полтавской области. Детство прошло на Украине. Мать умерла, когда Васько – так звали его родные - исполнилось три года.

ПАМЯТЬ
Никогда не писал я стихов о маме.
Подступали слова -
По-сыновьи робел:
Разве скажешь о маме родными словами,
Если в жизни узнать ты ее не успел?

Знаю холмик -
Пожизненной боли начало...
Рядом поле. И небо над ним высоко!
Сколько раз для меня
Там печальная повесть звучала,
Как она молодой-молодой умирала
И, мальца обнимая,
Сквозь слезы шептала:
- Одного тилькы хочу,
Щоб в школу ходив мий Васько..

«Одного тилькы хочу» -
Какое желанье!
Завещание жизни, от смерти зарок!
Много лет я иду
Бесконечной дорогой познанья
И звенит мне, звенит
Сквозь печаль дорогого преданья
Материнского голоса школьный звонок.

Купив однажды в Ярославле бронзовый колокольчик, Василий Дмитриевич выгравировал на нем строчку из этого стихотворения: «Материнского голоса школьный звонок», подписался «Васько» и послал в свою начальную школу на Полтавщине. В начале 90-х им торжественно проводили первый и последний школьные звонки, а когда вдруг исчезало электричество, «Васько», как прозвали колокольчик, заменял звонок электрический.
Отца Васько репрессировали и как «социально опасного элемента» отправили этапом в Сибирь, в Тайшет. Но по пути на Колыму Дмитрий Васильевич попал в пересыльный лагерь Вторая речка под Владивостоком, откуда сумел сбежать. В степи под Моздоком он разыскал своего старшего брата. Вместе они умело подправили метрики умершей матери Василия. Из Кравченко Мотри Захаровны сделали на бумаге Кравченко Марко Захаровича - и ему выдали паспорт на новое имя. В войну отец попал на фронт, был ранен. В 1947 году он нашел Василька, увез к себе на Северный Кавказ и устроил в железнодорожный интернат на станции Моздок. Там Василий Пономаренко получил аттестат об окончании школы-десятилетки, паспорт и летом 1953 года по направлению военкомата уехал в Ленинград поступать в военно-морское техническое училище в Пушкине.

 Светятся берёзы предвечерне
 В дальнем заметеленном бору.
 Серебро, прочерченное чернью...
 Или чернь слегка по серебру?!
 Светятся безлиственно, безгласно,
 Цепенит их солнечный мороз...
 Шелушится кожица атласно
 У моих предмартовских берёз.
 Пропорхнёт вблизи пестравый дятел,
 Сядет на разлапистой сосне:
 Тук-тук-тук! — он доктор и ваятель,
 Тук-тук-тук! — морзяночка весне.
 И берёзам слышать так приятно,
 Что весна стремится в их края...
 Кто в мороз умеет слушать дятла —
 В мае тоньше слышит соловья.

После училища Василий Пономаренко проходил службу начальником радиолокационного поста на Балтийском флоте. Затем его перекинули на Сахалин, куда молодой офицер отправился уже вместе с супругой — своей одноклассницей Шурой Горькой.
Во время хрущевских реформ армии авиационный морской полк, где он служил, попал под сокращение — пришлось сменить морской китель на зеленую форму войск ПВО. Судьба помотала Василия Дмитриевича по просторам страны. Он служил в Калининграде, Приморске, Уссурийске, Магнитогорске, Владимире. В 1973 году Пономаренко перебрался в Ярославль, преподавал в Ярославском высшем военно-финансовом училище, откуда в 1980 году в звании подполковника вышел в отставку.
Начало творческой деятельности было положено в 1961 году, а уже в 1964-м в Хабаровске вышел первый сборник стихов Пономаренко «Живой родник». Через два года молодой автор послал свои работы на творческий конкурс в Литературный институт имени Горького и был зачислен на заочное отделение. Здесь судьба свела его со многими известными поэтами, одним из которых оказался Николай Рубцов. «Васе Пономаренко с чувством вечной дружбы», — надписал он на своей стихотворной подборке в журнале «Юность» 18 марта 1968 года. «Василий Пономаренко взыскателен к поэтическому слову, - отмечал  другой известный поэт Борис Ручьев. - Поэт стремится к упругому, собранному стиху и в рамках традиционного ритма находит новое, интересное звучание».

ПОЭТ
Вся суть его — зерно и жернова!
Себя, живое зернышко отчизны,
Душой переработает в слова -
Слова отдаст на волю мудрой жизни.

Труд беспощаден. Жертвенно высок!
Так море неуемное
Веками
Из тверди камня делает песок,
А из песка
Опять прессует камни...

Стихи Василия Пономаренко выходили отдельными сборниками в Челябинске, Москве, Ярославле, печатались в сборниках «День поэзии», «Спасенная весна». В 1979 году поэт был принят в Союз писателей СССР. А уже 8 июня 1988 года он одним из первых встает в ряды зарождающегося в Ярославле Народного Фронта.
Вскоре, покинув ярославскую организацию Союза писателей России, Василий  Дмитриевич Пономаренко становится секретарем-координатором регионального отделения Союза российских писателей. В июле 1994 года на вокзале Ярославль-Главный он встречает возвращающегося из США Александра Солженицына.
Параллельно со стихами Василий Дмитриевич Пономаренко пишет автобиографические и документальные повествования, очерки, событийные зарисовки.

БИО
1
Валятся люди... Куда? В решето!
Падают в майке, в халате, в пальто.
И пролетают в подземную клеть -
Тлеть...

Перемогая извечную бренность,
К свету свои простирая рученки,
Полнят детишки собой современность -
Внове приходят мальчишки, девчонки.

Жизнь - как мгновенье:
От мамы - до ямы
С неотвратимо-слепыми краями.

2
Ты под крышкой, под вуалью -
За немыслимою далью.
Пусть стремится в эту даль
Наша память и печаль.

В год своего шестидесятилетия Василий Дмитриевич Пономаренко был удостоен областной премии имени Л. Н. Трефолева III степени за очерк  «Роковая Вторая речка» и ему было присвоено звание Почетного гражданина города Моздока.  В одном из писем Пономаренко признается: «И Ярославль, и Моздок душевно на моё 60-летие откликнулись. Звание Почетного гражданина города Моздока было присвоено. Благодарно принял я его не только от себя, но от имени моих школьных сверстников, учителей наших, от земляков - комаровцев и веселовцев. От имени отца своего, который более полувека в моздокских местах прожил, по сути, подпольным человеком, беглецом, скрытником. А сын его – Почетный гражданин… Чуть-чуть отец до этого момента не дожил: по весне 1995-го умер, осенью мне (а стало быть, и ему!) честь добрую оказали».
В 2009 году Пономаренко стал автором-составителем наделавшей много шума среди писателей и любителей литературы «Ярославской поэтической антологии». На следующий год книга была переиздана в обновлённом оформлении. Последние годы Василий Пономаренко был постоянным участником Всероссийских Некрасовских праздников поэзии в Карабихе, принимал живое участие в судьбах ярославских поэтов, кого-то даже поддерживал материально.

Свернусь калачиком, усну,
Растаю в облаке Морфея -
Как будто канул в глубину
И слился с мамою своею.
Покуда длится сладкий сон,
Я обновляюсь, тайно зрею,
Проснусь
И вроде вновь рожден
Воскресшей мамою моею.

Похоронили Василия Дмитриевича Пономаренко в Ярославле на кладбище Туговая гора.