Государство и религия

Юрий Чайкин
Дискредитация Русской православной церкви как инструмента, сохраняющего русский культурный архетип, прослеживается в средствах массовой информации. Так, в газете «Совершено секретно» опубликована  ну просто необъятная статья  «Мощи держат оборону» Александр Солдатов. Заглавие, конечно, броское, но какое-то мерзкое. Не хотелось, что бы по поводу человеческого праха так иронизировали.  Этичность, уважение к православным верующим почему-то исчезают из обращения. Богоборчество и раньше имело место, но человек, который боролся с богом, не мог опираться на этику христианства. Он служил противоположной ипостаси – дьяволу.  Христианин же обязан соблюдать нравственные заповеди, моральные запреты. Но нравственный христианский завет перестал устраивать часть общества. Бог есть любовь – слишком простая аксиома.  Иисус прост, сложен Иуда, хотя нравственная чистота Христа столь глубока, что человечество не может до конца постичь его. Нужна сложность, нужны новые боги, новые примеры, новые нравственные законы. Идёт проповедь аморализма, человечество делят на две части: имеющих право на власть и   имеющих право на послушание. На «золотой миллиард» и на остальное человечество. С  одной стороны, прославляется сила без любви, деяние без ограничений, жизнь без морали. С другой, продолжается не менее безнравственная проповедь двойной морали, или, как сегодня принято говорить, двойных стандартов, продолжается разделение  человечества на своих и чужих, на чистых и нечистых, на богоизбранных и изгоев, на классово   близких и классово  чуждых. Кажется, что в таком свободном мире человеку может помочь утвердиться только воля к жизни и воля к власти.  Русская православная церковь как идеология мешает этому.
А.Солдатов рассказывает о противостоянии двух церквей: Русской православной церкви и Русской автономной православной церкви. Однако в чем заключаются разногласия из статьи трудно понять. В ней речь идет о мощах, которые не могут найти места, так как светская организация предъявила свои претензии к Русской автономной православной церкви. Но причем тут Русская православная церковь. Далее журналист обвиняет православную церковь. Ее вина в том, что в неё устремились тысячи неофитов, которые не вполне понимает церковное учение. Появилась своеобразная мода на православие. Конечно, эта неоцерковленная масса в какой-то мере провоцирует негативное отношение к церкви. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий во время проведения Димитровских чтений говорил о том, что церковь переживает трудные времена, возможно, более тяжелые, нежели в годы гонений. Эта опасность  исходит от неофитов. Тех, кто «охотятся» за мощами святых, и тех, кто предается восторгам по поводу «пения» в храме небезызвестной группы, хотя кроме хулиганства там ничего хорошего нет. Еще Владимир Мономах говорил, что искупление грехов можно заслужить молитвой, слезами и добрыми делами. И сейчас служение, раскаяние и благие дела – вот путь настоящего христианина.  Искажения православия не допускает Русская православная церковь как организация.
Отношение к Русской православной церкви легко прослеживается по отношению к поступку группы «Пусси Рай».
В «Комсомольской правде» от 13-20 сентября за 2012 год приводится документ мурманского отделения Femen: «В городах Кандалакша,  Апатиты, Оленегорск расклеиваются листовки на подъезды жилых домов, в скором времени будут применяться надписи на фасадах православных церквей Мурманской области, так же в наши планах проводить несанкционированные акции. Сами акции будут менее эпатажны. Каждому участнику акции будет выплачено по 5000 рублей, за надпись краской на фасаде церкви 3000 рублей, надпись на поклонном кресте 2000 рублей, спиливание поклонного креста 6000 рублей».   Редакция ясно выразила свою позицию, прокомментировав высказывание следующим образом: «Чудны дела твои, Господи! Вот так – открыто – предлагает поучаствовать в поддержке «Пуссек» мурманское отделение Femen (коллеги тех самых украинок, которые сначала оголялись на акциях протеста, а теперь кресты стали валить). Святотатство. Недорого. От 2 до 6 тыс., согласно прейскуранту… Креста на них нет, скажете? Скорее мозгов, прости господи…» А если поставлен «диагноз», то и дальнейшие объяснения исчерпаны.
Религиозный вопрос сложен сам по себе, а в нашей многоконфессиональной стране он  сложнее во много раз. Поэтому, как правило, журналисты очень ответственно относятся к этой теме. Конечно, Русская православная церковь не является государственным органом, но ее роль в сохранении государства велика.