Рассматривая проблему подготовки подрастающего поколения к предстоящей жизни, необходимо исходить из того, что ребенок сразу же после рождения подвергается значительному по числу и разносторонности количеству угроз. И первым субъектом подготовки ребенка к противодействию реальным угрозам должны стать родители.
Следовательно, родителей необходимо готовить к тому, что они принимают на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Осуществляется ли эта работа с родителями? Однозначно можно ответить, что нет!
Если говорить о дальнейшем развитии ребенка, то здесь возникают такие формы работы с детьми дошкольного возраста, как: государственные и частные детские сады (ясли); семья; а также такой воспитательный институт, как няни и гувернёры.
Хотел бы обратить внимание при этом на то, что и няня, и гувернер несут на себе воспитательно-обучающую функцию.
Готовы ли эти структуры к работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения к существованию в насыщенном угрозами мире? Думаю, что не в полной мере. По крайней мере, профессионально, видимо, все-таки, не готовы.
Итак, мы имеем, уже на начальной стадии жизни ребенка, значительный пробел в его воспитании и обучении формам и методам защиты от чрезвычайных обстоятельств.
Программа детского сада рассматривает проблему безопасности ребенка и его знакомство с рисками окружающего мира, но детальный анализ программ и реальное их применение свидетельствует о недостаточно глубоком рассмотрения, как угроз, так и способов защиты от них. Обучающий воспитательный комплекс «Безопасность» не в полном объеме разработан, как по применяемым формам и методам обучения, так и по критериям оценки состояния освоения.
Но это детские сады, здесь при всех недостатках, детей погружают в проблему безопасности. А сколько детей не посещает детских дошкольных учреждений?
Значит, мы имеем значительное число детей, приходящих в начальную школу, не имеющих необходимых знаний и навыков области безопасной жизнедеятельности.
А какие же возможности имеет школа по обучению вопросам безопасности жизнедеятельности.
Существующая система преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) в школе, не позволяет системно закладывать основы культуры безопасности личности.
Это, прежде всего, кадровое обеспечение преподавания ОБЖ. На штатных должностях преподавателя-организатора ОБЖ находится от 30 до 40% учителей средних общеобразовательных школ. В остальных школах занятия ведутся преподавателями - предметниками или преподавателями - совместителями на условиях почасовой оплаты.
Кроме этого, в педагогических училищах, занимающихся подготовкой учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, не преподается методика преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» в начальных классах и безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Учебно-материальная база должна создаваться с таким расчетом, чтобы в ходе изучения курса ОБЖ способствовать развитию у обучаемых необходимых навыков. Однако уровень обеспеченности объектами спортивной базы, на которых можно осуществлять подготовку учащихся по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности, остается весьма низким. В частности, обеспеченность спортивными залами в 2010 году составляла 57,9% (в 2008 году - 55,3%), плавательными бассейнами - 7,9% (в 2008 году - 7,1%), плоскостными спортсооружениями - 25,1% (в 2008 году - 24,0%).
Это то, что касается стандартного набора школьной учебно-материальной базы. А если проанализировать наличие и качество специальных полос препятствий, «скалодромов», учебных тренажеров и городков по обучении правильным действиям в чрезвычайных обстоятельствах, то показатели будут ограничиваться единицами.
Эти и другие причины приводят к необоснованно высокому уровню смертности и травмированности населения страны в различных чрезвычайных обстоятельствах.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что ситуация в данной сфере кардинально не меняется, а по ряду показателей и усугубляется.
Так, за 2012 год погибло при пожарах 11 тыс. 570 человек (-3,7%), в том числе 545 детей (+10,3%); получили травмы 12 тыс. 166 человек (-2,8%);
За 2011 год на водных объектах погибло 2 980 чел. Из них детей - 417 детей.
В дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) за 2012 год погибло 27 991 человек, ранено 258 618 чел. В каждом десятом по счету ДТП пострадал несовершеннолетний. В итоге, в авариях погибли 940 детей и подростков, 22 тысяч получили ранения.
В связи с этим, для решения комплекса задач, связанных с выживанием человека, особенно важной представляется проблема подготовки подрастающего поколения к вызовам и угрозам современного мира, при чем не только в непосредственно в местах проживания, но и учитывая возросший уровень миграции – ко всем потенциально возможным ситуациям в различных регионах мира, негативно воздействующих на человеческий организм.
Решение данной проблемы видится в реализации комплексной задачи обучающего и воспитательного характера.
В общих чертах данная задача - это комплекс традиционных и инновационных мероприятий по формированию у подрастающего поколения теоретических знаний, практический навыков, психологических и физических качеств, позволяющих противостоять рискам и угрозам современного мира.
Решение комплексной задачи реализуется по следующим основным направлениям:
Первое. Повышение уровня физического готовности к преодолению ситуаций, вызванных природными катаклизмами, техногенными авариями, а также житейскими ситуациями.
Второе. Обучение знаниям в области безопасной жизнедеятельности.
Третье. Привитие практических навыков выживания в различных чрезвычайных ситуациях.
Четвертое. Воспитание психологической устойчивости к угрозам и вызовам современного мира, способности мобилизоваться в экстремальных случаях.
К сожалению, как видно из предыдущего материала, современное дошкольное, школьное образование не решает данной задачи, получаемые знания и навыки не носят комплексного характера, что в последующем сказывается на способности выживания в экстремальных ситуациях.
Каким образом может быть достигнуто решение комплексной задачи подготовки подрастающего поколения к выживанию в экстремальных ситуациях?
Во-первых, созданием комплексной системы применения стандартных и инновационных форм и методов физического воспитания начиная с дошкольного детского учреждения по подготовке к противостоянию угрозам современного мира.
Во-вторых, организацией теоретической подготовки молодежи в процессе изучения дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» на всех уровнях обучения.
В-третьих, привитие специальных навыков, необходимых для спасания и самоспасания в условиях чрезвычайных обстоятельств;
В-четвертых, введение комплекса специальных тренингов по воспитанию у подрастающего поколения психологической устойчивости (необходимых психологических качеств) по противостоянию угрозам окружающей среды.
Данные задачи решаются путем проведения комплексных теоретических и практических занятий по предметам «Физическая подготовка» и «Основы безопасности жизнедеятельности» по преодолению специальных полос препятствий, выполнению упражнений по выживанию на специальных тренажерах, в том числе и с отработкой вопросов психологической устойчивости.