Школьный Шахматный Кодекс. Текст

Алексей Ратушный
ШКОЛЬНОМУ ШАХМАТНОМУ КОДЕКСУ - 25 ЛЕТ

25 лет назад в газете "Качканарский рабочий" в порядке подготовки введения школьного шахматного всеобуча был опубликован разработанный автором текст Школьного шахматного Кодекса.

Сегодня я публикую его повторно. С учетом того, как сложно добыть в Интернете текст Шахматного Кодекса, тем более невозможно увидеть облегченный его вариант, построенный с учетом внутренней аксиоматики шахматной игры. Речь здесь идёт исключительно об ортодоксальных шахматах.

текст кодекса (21 статья)

   ПРАВИЛА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ

Статья 1. Шахматная партия ведётся между двумя партнерами на квадратной (шахматной) доске, посредством передвижения фигур. Партнёром может быть одно лицо или группа лиц.

Статья 2. Шахматная доска состоит из 64-х одинаковых клеток (8х8), попеременно светлых (белые поля) и тёмных (черные поля). Располагается доска между партнёрами так, чтобы ближайшее угловое поле справа от каждого шахматиста было белым.

Статья 3. Перед началом игры каждый из партнеров располагает 16 фигурами.

 У одного светлые фигуры (белые), у другого - тёмные (чёрные). Эти фигуры следующие: король – 1, ферзь – 1, ладья – 2, слон – 2, конь – 2, пешка – 8. Первоначально фигуры расставляются на доске так: на второй горизонтали от себя каждый партнер расставляет пешки. На первой горизонтали от себя он расставляет фигуры от угла до угла в таком порядке: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. При этом необходимо, чтобы белый ферзь стоял на белом поле, а чёрный – на чёрном.

Статья 4.Два партнёра должны играть по очереди, делая каждый раз один ход. Партнёр имеющий белые фигуры, начинает партию. Ход белых вместе с последующим ходом черных считается за один ход. Кому из партнеров игнрать белым цветом, определяет жребий.

Статья 5.Ходом называется передвижение фигуры с одного поля на другое, свободное или занятое фигурой партнёра. Ни одна из фигур, кроме коня, не может пересекать поле, занятое другой фигурой. Передвижение на поле, занятое другой фигурой партнера, называется взятием и фигура партнера снимается с доски играющим.

Статья 6. ХОДЫ ФИГУР

КОРОЛЬ: Ходит и бьёт по горизонтали, вертикали и диагонали (как слон и ладья) на одно поле. Ходить под удар фигур противника король не может.

ФЕРЗЬ: Ходит и бьёт как слон и ладья.

ЛАДЬЯ: Ходит и бьёт по вертикали и диагонали, на пересечении которых находится.

СЛОН: Ходит и бьёт по диагоналям, на пересечении которых он находится.

КОНЬ: Ходит и бьёт на ближайшее поле, недоступное слону и ладье их исходного (буквой «г»).

ПЕШКА: Ходит вперёд на одно поле по вертикали (как ладья), и бьёт на одно поле вперёд по диагонали (как слон).

ДВОЙНЫЕ ХОДЫ:

Один раз за всю партию король и ладья могут поменяться местами (рокировка) при следующих условиях: ни ладья, ни король до этого не ходили; между ними все поля свободны; король в момент рокировки не находится под ударом; поле, которое он пересекает также не находится под ударом фигур противника. Рокировка совершается так: король переставляется через поле навстречу ладье по горизонтали, а эта ладья ставится на поле, которое перешёл король.

Каждая пешка из своего начального положения может совершить двойной ход вперёд. Если поле, через которое она перешагнула, находится под боем пешки противника, то своим следующим ходом противник может взять пешку совершившую двойной ход, поставив свою пешку на поле, пересечённое первой (взятие на проходе).

Любая пешка достигшая крайней (дальней от играющего) горизонтали должна быть этим же ходом заменена (превращена) на ферзя, ладью, слона или коня цвета этой пешки по выбору играющего, независимо от количества и наименований других фигур, находящихся на доске.

Статья 7. Ход считается законченым, когда рука играющего отпустила фигуру и на доске произваедены все изменения, связанные с выполнением данного хода.

Статья 8. Предупредив заранее противника, играющий может поправить расположение фигур на их полях. В противном случае он обязан сделать любой возможный ход той фигурой, до которой он дотронулся и взять ту фигуру противника, которой коснулся. Если ход или взятие невозможны, играющий может сделать любой ход.

Статья 9. При ошибках  в ведении партии, обнаруженных после её окончания, партия не переигрывается и её результат остаётся в силе. Если обнаружена ошибка во время партии (невозможный ход, неправильная расстановка фигур) то партия переигрывается с момента совершения ошибки.

Статья 10. Шах корлою имеет место, когда поле, которое он занимает, оказалось под ударом фигур противника. Шах королю должен быть отражён следующим ходом. Если шах неотразим, то считается, что дан мат.

Статья 11. Партия считается выиграной шахматистом, который дал мат королю партнёра, или противник которого сдался.

Статья 12. Партия заканчивается вничью:

а )положением, где возможность выигрша исключена;

б) если король играющего не под шахом и он не может сделать ни одного хода – пат;

в) при взаимном согласии партнеров;

г) в случае троекратного повторения позиции на доске;

д) если в течение минимум - 50-ти ходов не была взята ни одна фигура и ни одна пешка не сделала хода.

ПРАВИЛА ИГРЫ В СОРЕВНОВАНИЯХ

Статья 13. Во время игры партнёры обязаны записывать партию. За пять минут до контроля времени (цейтнот) партнёр может не записывать партию, но, после падения флага, он обязан восстановить запись

Статья 14. В определённое время каждый партнер должен сделать определённое число ходов. Для школьников рекомендуется контроль времени 36 или 48 ходов за полтора часа.

Игра ведётся с применением специальных шахматных часов. Последний ход считается сделанным, когда играющий переключил часы. Показания часов и контрольного флажка считаются окончательными, если нет явных ошибок. Если игра прерывается в силу причин, не зависящих от играющего, часы до устранения причины останавливаются.

Статья 15. Партия откладывается, если в установленное для игры время партия не закончилась. Играющий должен записать ход на бланке, вложить этот бланк в конверт, остановить часы и, заклеив конверт, подписать на нём фамилии партнеров, позицию на доске, показания часов. Конверт хранится до возобновления игры у судьи.

Статья 16. При возобновлении игры конверт вскрывается после того, как будет восстановлена позиция на доске и показания часов. Возобновление игры без участия судьи невозможно.

Статья 17. Партия считается проигранной шахматистом:

а) если он не сделал установленного числа ходов за положженное время;

б) если он явился на игру с опозданием более одного часа;

в) если он вложил в конверт бланк с неясно записанным ходом;

д) если он во время партии отказался выполнять правила игры.

Статья 18. Предлагать ничью шахматист может только после того, как совершит свой ход. Предложение ничьей не может быть взято обратно. Если противник отклонил ничью, сделав свой ход, или устно , предложение утрачивает силу.

Если шахматист требует признать партию ничейной по статье 12, то, до проверки предложения судьей, его часы идут и если флаг упадёт, а судья признает требование необоснованным, ему засчитывается поражение

Статья 19.  Шахматисты должны корректно вести себя во время партии.

Запрещаются во время игры:

подсказки в любой форме;
пользование своими или чужими записями;
анализировать играющуюся партию, и вообще анализировать в зале;
мешать противнику в какой-бы то ни было форме.

Статья 20. Для руководства соревнованием назначается судья. Шахматисты обязаны подчиняться требованиям судьи.

Статья 21. Результат партии учитывается так: выигрыш – 1, проигрыш – 0, ничья - 0,5
Опоздание, неявка -  "минус".  Противник опоздавшего получает "плюс".

   Данная версия школьного шахматного кодекса применялась во время опыта внедрения шахматного всеобуча в городе Качканаре на базе школы №6 и городского шахматного клуба на базе Дворца Спорта.  Опыт осуществляли: директор школы и инициатор проекта - Иван Васильевич Звягин, тренер Геннадий Васильевич Некрасов и автор этих строк. Данная разработка текста Кодекса для школьников является авторской переработкой десятого издания Шахматного Кодекса СССР, адаптированной для школьников.