перед трагедией

Маргарита Школьниксон-Смишко
Кажется, Роза адаптировалась к условиям её нового заключения. В воскресенье 9.09.1917 она опять пишет Соне Либкнехт:

«Моя милая Сонечка, как забавен конец вашего письма: если оно для меня скучное или слишком глупое, тогда должна не читать его до конца. Я так смеялась. Если бы вы знали с какой радостью и с каким интересом я его много раз перечитывала. Я ужасно рада, что вы побывали в мюнхенской опере и что были в восторге от «Волшебной флейты». Она и в правду что-то небесное. Вы заметили в увертюре, в которой всё так легко и пикантно, как тайно смеялся гном? Между прочим чудесный главный мотив этой увертюры был украден у Клементи. Но что из этого Моцарт сделал! Послушайте, Сонечка. Если музыка вас так захватывает, сходите же на «Орфея в подземном царстве», который будет даваться немецким  (Шарлоттенбург) оперным театром. Это гениальная вещь, искрящаяся юмором, со сказочными мелодиями, оригинальная. Элегантная, вам очень понравится. Ах, пожалуйста, обязательно сходите туда...Потом я хочу, чтобы вы сходили в Немецкий театр на «Двенадцатую ночь» (всё на этой неделе!), на неё вы можите спокойно взять с собой детей, или одного из них .Но что я говорю, вы же, конечно, хорошо знакомы с этой комедией, я только не знаю, видели ли вы её великолепную постановку Немецким театром. Я там была с Хансом Д(ифенбахом), и мы были счастливы, мы так смеялись, это лучшая комедия мировой литературы.В самом деле я очень ценю Шекспировские комедии, его драмы я часто не понимаю, тоесть, я не понимаю, чему я должна восторгаться. 
Меня очень порадовало ваше посещение ботанического. Хибискус — это тип мальвы из восточной Индии, по описанию он должен был быть великолепен. «Catalpa“ - тромпетное дерево, цвело ли оно ещё? Пожалуй. Нет. Вы совершенно не упоминаете птиц в ботаническом. Было ли там так тихо, что вам не приметилось никакое пение? Правда. Сейчас такое время, когда все главные певцы улетают на юг. Сонечка, можите ли вы себе представить, что такая птичка как Blaukehlchen, ещё значительно меньшая чем воробей весной проделывает за одну ночь путешествие из Египта до Хельголанд?! Такое огромное желание у крох, опять вернуться на север. По-другому осенью, когда летят на юг: тогда большинство  летят как-бы нехотя, с остановками.  Так тяжело даётся им расставание с родиной...
Здесь я утром и вечером слышу только двух птиц, сидящих на крыше тюрьмы напротив: Haubenlerche u Rotschwaenzchen, обе неперелётные, остаются нам верны и зимой. Но теперь они насвистывают коротко лишь пару тонов, и это звучит очень грустно; но я всё же каждый раз радуюсь, как дружескому привету.
Ханс Д(ифенбах) прислал мне «Жана-Кристофа» Ромена Ролана. Мне хочется знать ваше мнение о книге. Я, конечно, с интересом читаю, написано симпатично, серьёзно, хорошо, но это не большое искусство. Как у Стендаля, как у Голсуорси, которое я люблю. А Ханс считает это жемчужиной мировой литературы, но он часто ошибается..
                Обнимаю вас с любовью
                Ваша Р»

Эти пара строк в конце письма о Хансе выдают, как дорога стала для Розы ниточка их связи. Но уже 18.09. в письме Матильде Якоб Роза вынуждена её просить писать коротко и не чаще раза в неделю, и сообщить Хансу, Кларе (Цеткин) и Луизе (Каутской), чтобы они ей больше не писали и не ожидали её писем. Таково было желание комендатуры.
А жить Хансу оставалось немного больше месяца, к тому же у него в эти дни умер отец.

На фото Blaukelchen