Рецензия на спектакль Гамлет. Хроника одной ночи

Игорь Тазеев
"Гамлет. Хроника одной ночи". Первый состав (театр "СОбытие")

"Я б хотела дать вам фиалок, но все они завяли, когда умер мой отец."

Посетил вчера очередной, второй для меня, шикарный спектакль "Гамлет. Хроника одной ночи" молодого драматического театра "СОбытие".
Постановка удалась на славу! У режиссёра получилось мастерски перекроить трагедию Уильяма Шекспира таким образом, что, несмотря на изрядно покромсанный сюжет и скудный (по количеству, но не качеству!) актёрский состав, вся история выглядит и звучит вполне полно и аутентично.
Все события, согласно режиссёрской задумке, в безудержном вихре закручиваются и проносятся в течение всего одной безумной ночи. Количество действующих лиц сокращено лишь до шести героев, а продолжительность действа составляет какие-то 90 минут. И тем гениальнее эта постановка! В таком ограниченном со всех сторон пространстве, Вадим Чибисов смог создать нечто совершенно невероятное и завораживающее, яркое, насыщенное и настолько динамичное, что пьеса смотрится буквально на одном вдохе.
Действие на сцене не прекращается ни на минуту, а темп развития событий растёт с каждым словом. Страсти накаляются, чувства зашкаливают и эмоции уже просто переливаются со сцены прямо на зрителей, погружая их в пучину событий и общего безумия!
Так что оригинальная задумка режиссёра явно сработала - пьеса от перекройки ничуть не пострадала, а, скорее, наоборот - заиграла новыми красками, заставила взглянуть на старую, как мир, историю совершенно по-новому, сконцентрировав своё внимание на совершенно других вещах и лицах. Изменились, соответственно, и сами характеры героев. Так, Розенкранц и Гильденстерн стали Гильденкранцем, Горацио и вовсе исчез, предоставив Гамлету самостоятельно бороться с внутренними страхами, сомнениями, переживаниями и одиночеством. Призрак отца Гамлета лишь подразумевается, и, хотя его роль важна в действе, образ оного предоставлен целиком и полностью нашему воображению. Также зритель не увидит здесь и Лаэрта - его роковая роль грамотно распределена между присутствующими участниками событий. Читавший классику зритель отметит для себя волшебное превращение Полония в этакого услужливого добрячка.
Что касается игры актёров - она великолепна! Михаил Мерцен замечательно вжился в образ Полония, показав нам абсолютно неожиданного и милого, казалось бы, отрицательного героя. Да и вообще, Михаилу, надо признаться, подобные образы удаются особенно хорошо! Гильденкранц Михаила Котова заставляет не раз улыбнуться и посочувствовать герою - очень живой персонаж! Максим Неделко и Любовь Метейко составляют просто идеальную сценическую пару! Настоящая королевская чета! Их Клавдий и Гертруда словно сошли с обложки исторической книги! Великолепная игра и попадание в образ - они очень гармонично смотрятся как друг с другом, так и в целом на сцене. В их страсть веришь. Особенно понравилось постепенное перевоплощение Максима - сыграно потрясающе, и очень хочется сравнить его со звездой "Героев" Майло Вентимильей! Про игру Вадима Чибисова можно говорить бесконечно. Он блистателен всегда! Мне очень понравились его постоянные превращения из принца Датского, сына убитого отца, в безумного зверя, сумасшедшего клоуна. Бесподобное изображение псевдо-безумия и отличная находка с вставными клыками! Актёру прекрасно удалось найти именно ту грань передачи эмоций и характера героя, чтобы зритель видел и верил в безумие Гамета, но и помнил, что оно - лишь напускная маска отчаявшегося молодого человека, мечущегося между истинными личными ценностями и жаждой справедливости и мести.
А вот игру Юлии Жуковой хочется отметить отдельно! Потому что она в спектакле откровенно затмила всех. Причём, настолько, что иногда создаётся ощущение, что спектакль именно об Офелии. Об её переживаниях, чувствах, об её правде. Это бесподобно! Это грандиозно и бесконечно волнующе! Милая, романтичная и хрупкая девушка постепенно разочаровывается в любви, в чувствах, в жизни. Её сумасшествие - это, безусловно, самая волнующая, захватывающая, трагичная и ошеломляющая сцена спектакля! Так правдиво безумие удавалось играть, по-моему, только Эдварду Нортону и Джеку Николсону. Хотелось прослезиться, когда, обезумевшая от горя и разочарования, убитая смертью отца Офелия шла между наших рядов и раздавала цветы... Непревзойдённая игра!! Браво, Юлия!
А как обыграно взаимодействие со зрителями, постоянные выходы актёров в зал, диалог Офелии с теми, кто неожиданно оказывается вовлечённым в самую гущу драматических событий! Обожаю такие интерактивные моменты, тем более, они особым образом ощущаются в этом камерном зале театра.
И - да, музыкальное оформление спектакля тоже доставило массу удовольствия! Очень грамотно и интересно подобраны темы.
Словом, спектакль оказался роскошным, абсолютно небанальным и интересным! Безо всяких сомнений советую посетить его, чтобы увидеть воочию, что может создать молодой коллектив и как можно и нужно читать классику на сцене в наше время!

"Но вижу я, в вас скорби маловато!"