Буква Щ

Сергей Шрамко
Памятник Борцам Пролетарской Диктатуры, изд. 3, Издание Истпарта, 1925.
Фрагмент  Буква Щ с.709-713 Указатель 18

ЩЕДРИН  - член РКП (б) Шумановского района, с 1918 г. политком 3 батальона 16 армии 52 дивизии, пропал без вести на фронте в 1919 году. «Братская Могила», выпуск 2.
ЩЕПАНСКИЙ Конрад-Ян - сотрудник ВЧК, погиб при исполнении служебных обязанностей по борьбе с контрреволюцией. Погибший товарищ принадлежал к старому, закаленному кадру польских революционных работников, вынесших на своих плечах всю тяжесть двойной революционной борьбы с царизмом и польской буржуазией, а затем отдавших все силы великому делу освобождения рабочего класса в России.
Тов. Щепанский, будучи молодым 14-летним рабочим-жестяником на одной из фабрик в г. Ченстохове, примыкает к созданной тогда местной организации социал-демократии Царства Польского и Литвы в 1903 г. С тех пор тов. Щепанский (партийный псевдоним «Заря») посвящает себя целиком революционной деятельности. За время с 1903 г. по 1916 г. царское правительство арестовывает его 5 раз, и в общей сложности тов. Щепанский сидит в тюрьме 8 лет и пребывает два раза в ссылке около 3 лет. В Октябрьской революции тов. Щепанский принимает активное участие в Городском районе г. Москвы при взятии почтамта и Кремля. В ноябре 1917 г. состоит членом Совета и исполкома Московского Совета, первого после октябрьского переворота созыва, а также членом фабзавкома, комендантом гостиницы «Дрезден» и занимает целый ряд ответственных постов. Во время ликвидации мятежа анархистов тов. Щепанский был назначен комендантом всех взятых у анархистов домов и особняков. В 1918 г. он начинает работать в ВЧК, но в 1919 г. уезжает добровольцем на западный фронт и поступает на курсы красных офицеров при западной дивизии стрелков в Минске. После окончания курсов отправляется на фронт, принимает участие в кровавых боях при защите Минска и тяжело раненый выбывает из строя. После излечения он возвращается в Москву, поступает опять на работу и здесь падает жертвой революционного долга. «Правда», № 98 от 8 мая 1921 г.
ЩЕРБАКОВ Митя - очень много и энергично работал с 1902 г. Убит во время Октябрьской революции в Москве. В память его на фабрике Носова (Семеновская улица) открыт клуб.
ЩЕРБАКОВ Петр Маркович (Сидоров) - член партии с 1913 г.; все время вел революционную работу, несколько раз сидел в тюрьме и был высылаем. До февральской революции был членом райкома Городского района Москвы, представителем в нелегальный МГСПС. После февральской революции был членом исполкома Сущевско-Мариинского Совета, потом членом президиума, в Октябрьскую революцию член ревкома того же района. В совете работал до июня 1918 года, когда с группой товарищей поехал на Восточный фронт. В Саратове его задержали и назначили заведующим культотделом при политотделе губвоенкомата. Вскоре перешел в штаб летучих отрядов заведующим культотделом, потом заведующим политотделом Александро-Гайской дивизии. В 1919 году был направлен в распоряжение завед. политотделом армии, который только формировался. В это время были разбиты наши части, и по всему фронту началось отступление. Надо было привести в порядок части, чтобы дать отпор противнику. Все политработники поехали в части, и первым поехал тов. Щербаков, как один из лучших работников. На одной из станций под Уральском завязался бой. С винтовкой в руке, увлекая красноармейцев, впереди пошел тов. Щербаков и в горячей схватке упал, тяжело раненый в голову; осколки черепа впились в мозг. Он был поднят живым и отправлен красноармейцами в г. Покровск, оттуда в Саратов. После нескольких операций он стал выздоравливать, начал ходить, писать письма, но наступление Деникина заставило эвакуировать его в г. Москву. Здесь без присмотра товарищей лежал в одном из захолустных лазаретов; он взывал к товарищам в Москве, писал на фронт, жаловался на контрреволюцию в Москве, но никто не откликнулся, и он умер и бесславно схоронен на одном из кладбищ Москвы без участия друзей и родных. Матюшин.
ЩЕРБАКОВ Петр Петрович - рабочий пуговичной фабрики Бен и Ронталлер в Москве. Впервые я узнала его в ссылке (с. Манзурка, Верхоленского у., Иркутской губ.). Твердокаменный большевик с нежной, мечтательной душой поэта. Любили его все за кристальную чистоту и... покорность: ни на кого не наваливали столько работы, сколько на П. П., - и в ссылке и потом в Лефортовском районе в Москве. В комитете и Совете, в профсоюзе текстилей и клубах на Благуше, и у Преображенской заставы, и в Введенском народном доме, - везде П. П. член всяких комиссий и проч. А кто улаживал конфликты между рабочими и хозяевами в 1917 г. до октября? Кто удерживал рабочих шелковой м-ры Мусси, ф-ки Бен и Ронталлер от неорганизованных выступлений, разъясняя провокаторские приемы хозяев? Все тот же щуплый, слабенький П. П.
Подходит октябрь. Красная гвардия готовится к выступлению, П. П. со слезами умоляет комитетчиков послать его в бой с винтовкой. Но где же ему, хилому, действовать винтовкой! С трудом ему разрешают войти в санитарный отряд. Бой под кадетскими корпусами. Кадеты берут на мушку, стреляя наверняка из окон, прячась за детей, по которым большевики не стреляют. Маленькое замешательство. Наши несколько отступили, и посреди улицы остался труп убитого товарища. С криком «Он жив, он жив!» П. П. кидается вперед и, сраженный пулей в переносье, падает рядом с тем, кого он хотел спасти. Рабочие всех текстильных фабрик района плакали, как дети, узнав о гибели кроткого, чистого и твердого П. П. Щербакова. Е. Штейнман.
Щербаков Петр Петрович родился в Москве 7 апреля 1891 г. (по старому стилю). Отец его был рабочим в артели ткачей, мать там же служила кухаркой. Так как детей не было возможности держать при себе (не позволяли хозяева), а их было трое, то маленького Петрушу пришлось отдать на воспитание к родному дяде в село Митенково Каширского уезда Тульской губ. Только 12 лет его взяли обратно в Москву и отдали в чулочную мастерскую в мальчики. В 1908 г. он поступает на пуговичную фабрику Ронталлер. В 1909 г. работал в кинематографической фирме Ханжонкова, получая по 75 коп. в день. Он ратует за экономическую забастовку и проводит ее среди сотрудников, выигрывая 100% надбавки.
В 1911 г. тов. Щербаков был зачислен слушателем научно-популярного отделения университета Шанявского и вступил в партию социал-демократов-большевиков. С этого времени начинается его работа в больничной кассе, в которой он был активным членом правления. В 1914 г., в начале войны, он работал как член Совета Благушинской библиотеки. В 1915 г., когда в районе уже работал райком большевиков, тов. Щербаков много работал по устройству товарищей, находившихся на нелегальном положении. Осенью того же года он принимал деятельное участие как в экономической забастовке на фабрике Ронталлер, так и в политической общей. С октября стал секретарем райкома партии большевиков и с большой энергией вел эту работу до ареста.
В конце 1915 г. он был арестован вместе с руководителем М. О. большевиков тов. Андреем Скрябиным (Б. Молотовым) на Благуше по Измайловскому шоссе и направлен в Таганскую тюрьму. Оттуда в марте 1916 г. был он послан в Иркутскую губ., где пробыл до 3 апреля 1917 года. Вернувшись из ссылки, тов. Щербаков принялся за активную работу среди текстильщиков Лефортовского района в качестве инструктора и работал в этой области вплоть до Октябрьской революции. В октябре 1917 г. он принял деятельное участие в революции, работал в качестве санитара и был убит в б. Алексеевском военном училище 27 октября 1917 года. Сведения из ст. Меркулова в сб. «Братская Могила».
ЩЕРБИТОВ Н. - вечно веселый бодрый духом, вечно куда-то стремящийся, этот революционер - коммунист, по происхождению крестьянин Чериковского уезда, по профессии народный учитель, этот замечательный организатор и любимый оратор крестьянских и красноармейских масс, этот закалённый борец за социализм и глашатай революционных идей, был известен своей революционной работой в Гомельской губ., но и брянским и речицким paбочим, крестьянам и красноармейским массам 17 дивизии 3 армии, где он был последнее время нач-подивом.
С тов. Щербитовым мне пришлось работать полгода в Могилеве в Губернском Райкоме, в период новой оккупации немцами Могилева (осень 1918 г. по май 1919 г.).
В этот период мне неоднократно приходилось обращаться в Губревком к тов. Щербитову, как исп. обяз. председателя и секретаря губкома, по разным вопросам советского и партийного строительства. По обыкновению, всегда застаешь его на месте в губревкоме или в губкоме, обложенного кипой газет и занятого работой. Одновременно он и редактировал Могилевскую газету «Соха и Молот», орган губревкома и губкома. Вспоминаю, как однажды, вернувшись, кажется, в феврале 1919 г. из поездки по уезду, я в 7 час. вечера явился в президиум губревкома для доклада и информации, застал одного Щербитова, читавшего книгу о Великой Французской Революции. Вид его был крайне изнуренный и усталый. Он очень внимательно выслушал мой доклад о положении Советов на местах и об их работе и что-то заметил себе в блокнот. Когда я спросил его, что делать с крестьянами, беспощадно уничтожавшими самовольными порубками леса, он с веселой улыбкой сказал: «Пусть рубят, французский крестьянин в годы своей революции не то делал».
Мне также вспоминается I Съезд Советов в Могилеве в декабре 1918 или в январе 1919 г., точно не помню. Тогда тов. Щербитов, А. Ханов, И. Сурта были руководителями сов. и партийной работы в губернии, и при выборах губисполкома тов. Щербитов прошел единогласно. Он пользовался особым авторитетом среди рабоче-крестьянской и красноармейской массы. На заседании ответственных работников Могилева тов. Щербитов широко развернул план работы по укреплению низового аппарата советов и партстроительства. Как только вспыхнуло в Гомеле знаменитое Стрекопытовское восстание, тов. Н. Щербитов едет в Гомель во главе отряда для ли-квидации белогвардейской затеи; через 2 недели мятеж в Гомеле был ликвидирован, и опять восстановлена Советская власть.
В мае 1919 г. созывается II губернский съезд Советов, уже в Гомеле. Тов. Щербитов был в президиуме съезда и руководил работой его. Когда при выборах губисполкома стали намечать кандидатов, Щербитов был первым, и когда было оглашено постановление губкома о мобилизации его на фронт, то все жалели, что приходится снять его кандидатуру. Тов. Щербитов влился в ряды Красной армии, став руководителем одной из дивизий на западном фронте. Тяжелая военная и политическая работа окончательно подорвала его здоровье. Подробностей его смерти я не знаю, но, как сообщил тов. Д. Гуревич, он умер на фронте от чахотки, будучи начподивом 17 дивизии. Из рассказов товарищей, знавших его и вместе работавших с ним на фронте, я узнал, что тов. Щербитова в штабе никогда нельзя было застать: он вечно на фронте, среди красноармейцев на боевом посту, в передовой линии, за что пользовался среди них особенной любовью и доверием.
Весну и начало лета 1917 г. тов. Щербитов был в Брянске, работая среди солдат 237 зап. полка. Тогда он еще был эсером. Из Брянска он переехал в Речицу, где работал совместно с тт. Е. Мицкевичем и А. Костенко; там он окончательно порвал связь с партией с. -р. и вступил в ряды РКП. Для иллюстрации привожу выдержку из его заявления, сделанного секретарю Речицкой организации РКП тов. Костенко: «Я сделал великое преступление перед рабоче-крестьянским классом: я его продавал, состоя в партии с. -р. Делайте со мной, что хотите, одного я прошу у вас: прощения и допущения меня к работе в рядах большевиков». После такого искреннего раскаяния Речицкий уком без колебания принял его в ряды РКП, и тем спас честного революционера. Об этом подробно рассказано тов. А. Костенко в его статье «Из истории Речицкой организации РКП, к ее 5 годовщине», помещенной в «Известиях Гомельского Губкома», № 27 за 1922 г.
Все те, кому приходилось работать с покойным Н. Щербитовым, сохранят о нем на всю жизнь самое светлое воспоминание, как о кристально чистой личности, подававшей пример редкой трудоспособности и самоотверженности в интересах революции. Я. Тадеуш.
ЩЕТИНИН Григорий Федорович - погиб геройской смертью в бою 15 февраля 1920 г. около дер. Маркомусах: после тяжелого ранения в ногу и грудь он прожил только 5 часов.
Тов. Щетинин работал в одной из архангельских подпольных организаций; когда организация была раскрыта белогвардейцами, часть товарищей была расстреляна, Щетинину же удалось спастись. Вскоре он был мобилизован белогвардейцами и назначен в 5 Северный полк. Там он продолжал подпольную работу, результатом чего было восстание полка и переход его на нашу сторону с имуществом и боевыми припасами. Это случилось 20 июля 1920 г. В рядах Красной армии, в 156 полку, тов. Щетинин отличался геройскими подвигами. Однажды, в бою за д. Наволок, он вместе со взводом был окружен неприятелем; когда были израсходованы все патроны, тов. Щетинин скомандовал в атаку, из которой вышел победителем. В. Щетинин.
ЩЕТКИН Леонтий - матрос, участник красного десанта под начальством Ковтюха, посланного из Екатеринодара по р. Кубани и Протоке в тыл десанта Врангеля в конце августа 1920 г. При атаке красным десантом штаба Улагая в станице Новонижестеблеевской был убит прямо в лоб одним из первых. Сведения из стат. Дм. Фурманова «Красный десант» в «Пролет. Револ. », № 9.
ЩОРС - 3 сентября 1919 г. в бою на Волыни пал начальник 1 дивизии тов. Щорс. В 1918 г. он формировал в Унеге Богунский полк, с которым и двинулся для освобождения крестьян и рабочих из-под гнета скоропадско-петлюровской реакции. В боях тов. Щорс шел всегда впереди, служа примером для красноармейцев. Во время пребывания штаба 1 дивизии в Житомире, он открыл командные курсы 1 дивизии, подготавливая красных командиров. Он был убит пулей, следуя впереди своей цепи на надвигающегося противника. А. Фурфянский (Филя). См. Батенко.
ЩУКИН. - См. Уткин.
ЩУКИН Василий Яковлевич - родился 8 апреля 1887 года в семье крестьянина, в дер. Колонца, Быковской волости, Бронницкого уезда, Московской губ. В школах не учился - самоучка. Начал учиться слесарному делу на фабрике Шурыгина с 13-14 лет. С 1911 г. по 1914 г. работал слесарем на фабрике Старо-Горкинской м-ры, непродолжительное время работал на фабриках и заводах Ситроен, Суворова и др. Со всех почти заводов рассчитывался за активное участие в забастовках. 15 октября 1915 года он был уволен за забастовку из Люберецкого завода. Бывали случаи, что он подвергался побоям со стороны полиции, а также побывал в полицейском клоповнике за участие в забастовках. В 1916 году он поступил на военный артиллерийский завод.
Во время февральской революции принял активное участие, поддерживая исключительно заводскую организацию большевиков, работая активно в рядах партии и в рабочих массах. Вскоре после февральской революции был избран членом Московского и Районного Советов (Сущевско-Марьинского), в каковых принял активное участие, состоя в то же время членом Исполнительного Комитета рабочих завода и Московского Районного Совета и членом районной Думы.
В октябре 1917 года он являлся одним из активнейших членов-боевиков и, руководя отрядом, работал в самых опасных местах. После октября был назначен комиссаром Соединенного Банка в Москве, а в конце 1918 года стал заведующим агитационным отделом Военного Комиссариата Сущевско-Марьинского района. В начале 1919 года мобилизован партией на продработу в качестве комиссара отряда в Воронежскую губернию. В конце марта, объезжая села, сильно простудился, слег в постель и 3 апреля 1919 года скончался. Похоронен в селе Винделевка, Воронежской губ. В лице его партия потеряла энергичного, неутомимого борца и хорошего агитатора-массовика. Сведения взяты из сб. «Братская Могила».