Борьба за господство в воздухе в конце ПМВ. ч. 22

Сергей Дроздов
Борьба за  господство в воздухе в конце ПМВ.

Надо сказать, что германской авиации на Западном фронте приходилось  очень нелегко. Индустриальная мощь  Франции и Великобритании, разумеется, превосходила промышленность Германии,  и страны Антанты выпускали значительно бОльшее число самолетов, чем Центральные державы. Тем более, что ни Турция, ни Болгария практически вообще не производили своих самолетов.
Тем не менее, Германия исхитрялась не только достойно сражаться за господство в небе Западного фронта, но и активно помогать своим маломощным союзникам, направляя им немецкие  самолеты.

«Турция вступила в войну, не имея ни одного исправного военного самолета. В феврале 1915 года в Константинополь был направлен в качестве начальника турецкого полевого воздушного флота германский капитан.
Сухопутного сообщения с Турцией не было; время не ждало, поэтому было принято смелое для того времени решение: отправить самолеты своим ходом через неприятельскую территорию. До октября 1915 года нам удалось переправить воздушным путем и без промежуточной посадки 24 германских самолета из Геркумсбада (Венгрия) в Адрианополь. В обороне Дарданелл они приняли самое деятельное участие», - отмечает Э. фон Гёпнер. Как известно, Дарданелльская операция союзников 1915 года закончилась полным провалом.

Не лучше обстояли дела и у другой страны блока Центральных держав – Болгарии:   

«От Болгарии нельзя было ждать поддержки. Болгарская военная авиация еще только зарождалась, германский центр по подготовке летчиков, находившийся в Софии, не мог полностью развернуть свою деятельность, наталкиваясь на ряд затруднений, связанных с внутренней обстановкой в Болгарии. Болгария просила самолеты у Германии; ее просьбы не всегда удовлетворялись в достаточной мере; причиной и здесь был громадный расход имущества на Западном фронте.
В конце концов,  два болгарских авиаотряда приступили к работе на фронте».
И в дальнейшем немцам приходилось всячески поддерживать своих турецких и болгарских союзников.

Так, в  1917 году,  главное командование рейхсвера, «в ответ на просьбу Энвер-паши приступило к формированию штаба армейской группы «F» и одного азиатского корпуса для отвоевания утраченного в марте 1917 года Багдада. Этому воинскому соединению были приданы: командир авиации, 4 авиационных отряда (301-й — 304-й), армейский авиапарк — всего 48 самолетов «С» и 20 самолетов «D».

Но, разумеется, главным фронтом, на котором решалась судьба Первой мировой войны, был и оставался Западный.

Для того  чтобы хоть как-то снивелировать громадное численное превосходство авиации Антанты на Западе, германскому командованию приходилось  проявлять исключительную изворотливость и находчивость и предприимчивость.
В ходе успешных операций 1914 года германскими войсками  было захвачено большое количество исправных русских и французских орудий.
 
Уже летом 1915 года  немцы первыми додумались сформировать  зенитные поезда  (!!!) на вооружении которых стояли именно эти трофейные орудия.
Зенитные орудия немцы стали устанавливать на свои грузовые автомобили, что сразу же повысило эффективность и мобильность зенитного огня.
«В критических случаях зенитные орудия должны были вести огонь также и по наземным целям; при этом во многих случаях они действовали успешно. Вследствие своей большой подвижности и неустанной тренировки прислуги в быстрой наводке и быстром ведении огня, автозенитные орудия часто с успехом отражали танковые атаки; в частности следует упомянуть уничтожение 8-ми танков в сражении у Камбре 23 ноября 1917 года 7-й автозенитной батареей полковника Хальмера».

Вообще же,  развитию своих сил и средств ПВО Германия в годы ПМВ  уделяла огромное внимание.
«Увеличение количества неприятельских налетов с бомбардировкой и пулеметным обстрелом с малых высот пехотных укрытий, артиллерийских позиций, аэростатов, колонн на марше, убежищ и т.д. вынудило шире применять пулеметы, которыми пришлось снабдить каждую батарею, каждое место подъема аэростатов, каждый аэродром и поезд. Для этого оказался пригодным пулемет «08»; с помощью лафета его можно легко устанавливать на пнях и армейских повозках, его обслуживание не составляло труда.
Для охраны тыловых сооружений главное командование предписало сформировать 25 противовоздушных пулеметных отрядов по 3 роты с 12-ю пулеметами в каждой…
В течение 1917 года зенитные и прожекторные части были значительно усилены; к концу года на фронте и в тылу они располагали:
104-–мя тяжелыми автозенитными орудиями,
112-–ю легкими автозенитными орудиями,
998-–ю стационарными и зенитными орудиями с конной тягой,
196-–ю скорострельными зенитными орудиями — калибра 37 мм,
542-–мя зенитными орудиями — калибра 90 мм, 416-–ю прожекторами, в том числе 329-–ю стационарными, 87-–ю на повозках с конной запряжкой, на автомобилях и железнодорожных платформах...

В 1917 году на совещании командующего воздушными силами и представителей главного командования, Военного министерства, Артиллерийской испытательной комиссии с представителями фирм Круппа и Эргардта главным орудием зенитной артиллерии была признана пушка калибра 88 мм…
Зенитное орудие калибра 88 мм, обладавшее изрядным весом, ставилось на прицеп, который со скоростью до 30 км/час тащил автомобиль полутракторного типа с мотором мощностью 100 лошадиных сил».
 
Именно тогда появилось на свет  знаменитое  орудие «ахт-ахт» (калибром 88 миллиметров), которое немцы потом исключительно успешно использовали на фронтах Второй мировой войны: и в качестве мощной зенитной пушки,  и в роли орудия ПТО, и как отличную танковую пушку для своих «Пантер» и «Тигров» и для поражения прямой наводкой долговременных железобетонных огневых точек.

В 1917 году у немцев работали целый ряд школ по подготовке различных специалистов для своей ПВО:
- многочисленные Школы для прислуги зенитных орудий и прожекторных установок;
- Школа стрельбы зенитной артиллерии была перенесена из Остенде в Бланкенберг, где установила часть своих орудий на прямо Фландрском фронте. Здесь офицеры и прислуга, после теоретической и практической подготовки, имели возможность, под наблюдением опытных учителей-фронтовиков,  практиковаться в стрельбе непосредственно по неприятельским самолетам;
- Школа артиллерийских дальномерщиков. «Основанная в 1911 году в Ла-Фере, она была перенесена в 1917 году в Гент. В ней одновременно обучались применению дальномеров и определению типов самолетов до 1200 человек»;
- В Валансьене была открыта школа для трактористов-водителей тягачей автозенитных орудий;
- в Остенде  к концу 1916 года была сформирована испытательная Команда, в которую входили  испытательные и учебные отделения зенитных орудий Они занимались различными  исследованиями  с целью совершенствования противовоздушной обороны, а также готовили  преподавателей для школы дальномерщиков и школы стрельбы зенитной артиллерии.
Например, для того, чтобы повысить эффективность зенитного огня, требовалось заменить шрапнельные снаряды на более эффективные зенитные снаряды.  Для устранения неравномерности горения состава дистанционной трубки, вызываемого атмосферным влиянием, немцы стремились сконструировать взрыватель с действующим механическим часовым механизмом. Фирме «Юнгханс» удалось изготовить такие дистанционные трубки с часовым механизмом, работавшим достаточно четко. Эти снаряды широко использовались в войсках.
- Испытанием прожекторов, пулеметов, а также развитием прожекторного и звукометрического дела занималось испытательное и исследовательское отделение.
Это отделение готовило пополнение для находившихся на фронте и в тылу зенитно-прожекторных и звукометрических команд; обучение заканчивалось в прожекторной школе в Ганновере. Последняя имела в своем распоряжении для ночной практики летчиков, которые могли уверенно летать и под лучами прожекторов. Одновременно в прожекторной школе на ее стрельбище в Ребурге происходило обучение пулеметной стрельбе.
- «в 1918 году в рейхсвере имелось 21 армейская и 120 фронтовых метеорологических станций. От змейковых станций армейские метеорологические станции получали данные о высших слоях атмосферы.
17 вполне оборудованных сухопутных змейковых станций, 10 станций, обслуживаемых самолетами, 6 морских змейковых станций и 4 гражданские станции — всего, таким образом, более 30 метеорологических станций, раскинутых по всей Центральной Европе, одновременно производили аэрологические исследования…
В 1918 году вся организация полевой метеорологической службы охватывала около 240 частей с 2000 человек личного состава, в том числе 500 человек с научной подготовкой. Кроме того, на турецком театре войны функционировала метеорологическая сеть, обслуживающая турецкую армию; ее работой руководила центральная станция в Константинополе с германским персоналом».

Как видим, германская армия в годы ПМВ имела тщательно продуманную систему подготовки специалистов для самых разных отраслей воздушной войны, от истребительной авиации до метеорологического обеспечения. Это помогало им вести успешные бои с авиацией Антанты, которая численно намного превосходила немецкую.


Роль авиации в мировой войне и важность завоевания господства в воздухе, осознавали  руководители и все влиятельные общественные силы западных союзников. 
Газета «Дейли Мейл» от 20 июля 1917 года писала:
«Каждый должен признать, что будущее нашей страны и всех союзников находится в руках тех, кому поручено создание и развитие нашего и союзного военно-воздушного флота.
Каков бы ни был исход войны, она закончится в воздухе. Или мы совершим победоносный налет на противника, или последний опрокинет и раздавит нас натиском своей авиации».

Важнейшую роль в боях заключительного этапа Первой мировой войны сыграло вступление в войну Соединенных Штатов Америки 1 апреля 1917 года.
Мощная американская промышленность оказалась неисчерпаемым источником пополнения техники, вооружений и боеприпасов, а свежие американские дивизии (показавшие, неожиданно для немцев,  высокий уровень боеспособности) помогли Антанте остановить весеннее и летнее наступления Людендорфа на Западном фронте и переломить ход борьбы на Западе.
Немалую роль в этих боях сыграла и американская авиация.
Надо сказать, что к моменту своего вступления в мировую войну Соединенные Штаты располагали всего лишь  … 55-ю самолетами.

Однако индустриальная мощь США помогла очень быстро освоить производство самых современных самолетов того времени.
Э.фон Гёпнер отмечает: «Число и подготовка американских инженеров, механиков и рабочих позволяли ожидать чрезвычайно значительного подъема авиапромышленности в Англии и Франции в случае откомандирования этих специалистов на авиазаводы союзников. С другой стороны, американские заводы могли под руководством французских и английских инженеров быстро перейти к производству самолетов и авиационных моторов. Кроме того, авиационные школы во Франции и в Англии вполне могли подготовить большое число курсантов, прибывающих из Америки, и выпустить их на фронт в качестве летчиков».

Для того, чтобы справиться с новыми угрозами, после вступления США в войну, в Германии была разработана так называемая «Американская программа».
Она касалась разных аспектов ведения мировой войны, разумеется,  затрагивая и войну в воздухе.
Вот некоторые направления этой программы:
- Было решено прежде всего удвоить имеющееся количество истребительных эскадрилий; это означало формирование сорока новых истребительных эскадрилий в течение немногих месяцев. Наряду с этим авиаотряды должны были усилиться 18-ю новыми соединениями.
 
В этих целях командующий воздушными силами поручил:
сформировать 14-й запасный авиаотряд в Галле и открыть при нем авиашколу;
расширить 13 существующих школ;
учредить вторую школу летчиков-истребителей;
расширить обе восточные школы артиллерийских летчиков.
24 000 новобранцев, необходимых для выполнения этих задач, должны были быть переданы воздушному флоту в кратчайшее время; было установлено два срока: 1 октября 1917 года и 1 января 1918 года.
Дальнейшим серьезным затруднением было увеличение выпуска самолетов до 2000 и авиамоторов до 2500 штук в месяц.
Чтобы был понятнее масштаб этих решений (и возможности индустрии Германии), напомню, что царская Россия смогла за  3 года своего участия в войне  выпустить всего 3 949 самолетов. У абсолютного большинства из них двигатели были импортные (французские и английские).

 «Американская программа», несмотря на все затруднения, Германией была в целом выполнена.
В то время как в 1915 году было выпущено 4400 самолетов, а в 1916 году — 8100, производительность промышленности в 1917 году достигла 19 400 самолетов. «Насколько мы, несмотря на все напряжение, отставали в этом отношении от наших противников, видно из того, что одна только Англия выпустила в 1918 году за десять месяцев войны 26 700 самолетов. В этом факте ярко отражается преимущество наших противников, располагавших ресурсами всего мира», подчеркивает Э. фон Гёпнер.

Перед тем, как рассказать о роли авиации в ходе завершающих сражений  Первой мировой войны, несколько слов о дальних  бомбардировках Парижа и Лондона германской авиацией.
У нас в исторической литературе эта тема освещается слабо, как правило «мимоходом».
А тема – очень интересная и поучительная. Частично мы ее уже касались в главе о бомбардировщиках Первой мировой войны (http://www.proza.ru/2014/09/12/460).

Кое-что по этому вопросу можно добавить «из первых уст», используя мемуары генерала Эриха фон Гёпнера:

Впервые германская авиация бомбила  Лондон еще в мае 1917 года. Вот как это было:
«26 мая 1917 года германские самолеты сухопутных войск впервые бомбардировали днем важные военные объекты на юго-восточном побережье Англии; 5 июня 1917 года налет был повторен, а 13 июня 1917 года в полдень над Лондоном появились 17 германских самолетов «G», которые сбросили на портовые сооружения и доки этого столь важного для военной промышленности Антанты города до 4400 кг бомб. Это была 3-я боевая эскадра…
Следующий налет на Лондон был назначен на 13 июня. Боевая операция была  проведена блестяще, без потерь эскадра вернулась на базу через 4 ;, часа после вылета.
Полковник Бранденбург в своем донесении о налете говорил: «Сбор эскадры неподалеку от цели хорошо удался… Уже пролетая над Зеебрюгге, эскадра шла сомкнутым строем…
Через окно в облаках вскоре был идентифицирован южный берег устья Темзы между Маргетом и Ширнесом…

У Соусенда эскадра попала под обстрел зенитными батареями. Снаряды в большинстве случаев разрывались слишком высоко. Англичане, видимо, переоценивали высоту, на которой летела эскадра. До Лондона добрались все 17 самолетов. Видимость над Лондоном была исключительно хорошая. С полной определенностью можно было узнать мосты через Темзу, вокзалы, Сити и даже Английский банк. Зенитный огонь над Лондоном был не особенно силен и плохо пристрелян.
Тем временем значительное количество неприятельских истребительных самолетов достигло приблизительно высоты эскадры. Всего мы насчитали 16 неприятельских самолетов, все они летели поодиночке. Общее число поднявшихся в небо неприятельских самолетов можно считать равным не менее 30-ти. Неустанно атаковал нас только один из них.
Беспрестанно маневрируя, подвигаясь в целом по кругу, все наши самолеты постепенно избавились от бомбового груза. Из донесений наблюдателей следует, что часть бомб угодила в Сити и в один из мостов через Темзу, по-видимому, Тауэрбридж. Что касается остальных бомб, большинство из них накрыло доки и пакгаузы Сити. Разрушения были, надо полагать, очень сильными. После бомбометания эскадра вновь сомкнулась, облегченные машины высоко поднялись, так что неприятельские самолеты у побережья отказались от преследования.
Все самолеты благополучно приземлились на свой аэродром».
 
Париж летом 1917 года тоже содрогнулся от ударов германских авиабомб. В ночь с 27 на 28 июля два самолета совершили налет на французскую столицу, которая пренебрегала затемнением. Результаты бомбардировки ясно ими видимых военных заводов в Сен-Дени и других важных военных сооружений были превосходными.
…осенью 1917 года Антанте было послано по радиотелеграфу предостережение относительно недопустимости бомбардировок беззащитных германских городов. Мы угрожали обстрелом Парижа в том случае, если налеты на наши мирные города не прекратятся. Когда неприятельские летчики в ночь под Рождество 1917 года произвели нападение на незащищенный город Манн-гейм, а в течение января 1918 года подвергли бомбардировке Трир, Гейдельберг, Раштадт и Фрейбург — пробил час расплаты.
1-я и 2-я бомбардировочные эскадры получили приказ о нападении на Париж. Атака была произведена энергично и успешно в ночь с 30-го на 31-е января. Людские потери и материальный урон были, по французским данным, весьма велики. Французская пресса сообщала с большим недовольством о начавшемся бегстве представителей состоятельных классов из Парижа. В марте Парижу пришлось дважды пострадать зато, что правительства стран Антанты настаивали на продолжении налетов на беззащитные германские города, — налетов, нарушающих международное право и антигуманных. Особенно эффективным был совместный налет 1-й, 2-й, 6-й и 7-й бомбардировочных эскадр, сбросивших 8 марта в виде репрессии 23 000 кг бомб на военные сооружения.
Действовавшие на западном театре войны гигантские самолеты показали себя с самой лучшей стороны. В конце февраля они бомбардировали укрепленные порты на побережье Англии; в начале марта пять самолетов произвели налет на доки и военные сооружения Лондона. При этом на столицу Англии была сброшена первая бомба весом 1000 кг.
Впечатление от наших налетов в обеих странах было разным. Английская пресса настаивала на отмщении. Напротив, Париж, которому сильнее угрожали нападения наших бомбардировочных эскадр, чем Лондону, высказывал в прессе желание договориться с Германией по вопросу о воздушных нападениях. Во французской палате депутатов социалисты предложили правительству вступить с Германией в переговоры об ограничении воздушных бомбардировок.
Благодаря превосходству в бомбардировочной авиации и в военной обстановке, позволяющей нам применять эту авиацию против столиц враждебных государств, мы были сильнейшей стороной и могли ожидать, пока неприятельские правительства сделают нам определенные предложения…

Весной 1918 года начались регулярные налеты английских самолетов на внутренние районы Германии…
Тогда как раньше бомбардировка беззащитных германских городов прикрывалась термином «репрессивные меры», теперь английская пресса перестала использовать этот фиговый листок; она открыто заявляла, что эта воздушная война должна вестись, «так как нет другого средства заставить германский народ, который до сих пор — за исключением русского вторжения — война щадила, испытать на себе тяготы военных бедствий» («Aeronautics» от 5 апреля 1918 года).

Воздушные нападения, в том числе и на баварский Пфальц, усилились в чрезвычайной мере. Бомбардировке подверглись беззащитные города Кайзерслаутерн, Пирмазенц, Ландау и др. Без промедления были переброшены части для их защиты и организована сигнальная воздушная служба и служба воздушной тревоги по всей территории Пфальца…
Борьба с неприятельскими бомбардировочными самолетами стала вестись успешнее, когда наши истребительные эскадрильи получили в большом количестве новые превосходные истребители «Фоккер D-7». Этот самолет, обладающий скоростью 200 км в час, достигал высоты 6000 м за 18 минут…

В майские дни были также предприняты наиболее сильные налеты на Лондон. Общий вес сброшенных нами бомб за одну неделю составил 350 000 кг, а с марта по июль 1918 года — 2 ; миллиона кг. Что они не падали мимо цели, показывает, например, полное уничтожение 4-й бомбардировочной эскадрой громадного неприятельского склада огнеприпасов у Бларжи в ночь с 20-го на 21-е мая».

 
В заключительной главе рассмотрим некоторые итоги сражений на Западном фронте весны-осени 1918 года и статистику потерь.

На фото: лучший истребитель Первой мировой  войны барон Манфред фон Рихтгофен.

Окончание: http://www.proza.ru/2014/11/25/531