Новый взгляд на Г. Е. Распутина. Фильм с В. Машков

Седой Паромщик
   Задумываясь о месте любой известной личности в истории страны, мы почти всегда сталкиваемся с противоречивыми оценками: эпохи перемен,противостояний классовых или национальных - питательная почва для бессовестных (по отношению к реальным фактам) спекуляций в угоду хозяевам положения. Согласитесь, что можно найти письменные свидетельства,фото-видео материалы, превращающие "спасителя нации" в "грязную кровожадную скотину".. и наоборот!
   Вспомните,как американские ханжи-чистоплюи визжали в негодовании (или зависти)от откровений корыстной б..ди М.Левински, "поставленной Билом Клинтоном на колени в угол в овальном кабинете Белого дома". А когда ген.прокурор России попробовал вывести на чистую воду всемогущих казнокрадов, его как бы случайно застали с девочками в бани...И сразу нашлись мерзавцы жёлтой прессы, с наслаждением поднявшие шум на весь мир..Чтобы казнокрадам жилось спокойно - прокурора сняли. А когда известный пианист и дирижёр оказался жертвой тайландских сутенёров, многие деятели культуры с высоких трибун обвиняли его в безнравственности.
   Если Вы, уважаемый читатель, верите всем этим сплетням о наших современниках, прекрасно понимая причины их травли, то, я думаю, у Вас нет никаких оснований для пересмотра сложившегося за истекшие 100 лет досадного мнения историков и общества о вероломстве, разврате и злонамеренной деятельности Г.Е.Распутина в последние годы прогнившего российского царизма - страшные годы России..
   Новый фильм представляет Григория Ефимовича с хорошей стороны. Эдакий самородок из сибирской глубинки хоть и неграмотный, но прозорливый. Доподлинно известны положительные отзывы о тобольском старце иерархов русской церкви начала 20 века. В числе них и - похвала самого Иоанна Кронштадского.
   Вот что писала дочь Распутина, Матрёна Григорьевна: " Отец мой, часто слышавший об отце Иоанне К. от старцев или монахов разных монастырей, решил пойти и спросить совета у этого человека, который, быть может, помог бы ему найти Правду. Он пешком отправился в столицу, пришел в собор, где служил Иоанн Кронштадтский, исповедовался праведнику среди толпы кающихся и затем стоял на Литургии. В тот момент, когда преподавалось Св. Причастие и благословение, о. Иоанн, к общему изумлению толпы, подозвал моего отца, стоявшего в приделе собора. Он сначала благословил его, а затем сам попросил у него благословения, которое мой отец ему дал".
   Да, старец в молодые годы лошадей воровал. Да,были у него встречи с хлыстами...(в новом фильме с В.Машковым эти моменты отражены).И старец в последствие раскаивался в грехах и заблуждениях.
   Дар православного целительства Г.Е. никем не оспаривается. Он работал с тонкими энергиями, непременно воссылая молитвы ко Господу. Потому и вошёл в императорскую семью, как единственный человек, способный остановить кровотечения у наследника Алёши Романова.
   Сегодня говоря о Старце Г.Е.Р., мы должны помнить, сколь велики были мотивы опорочить его практически у всех власть предержащих слоёв общества: как у монархистов (хотели спасти царицу от влияния неграмотного мужика),так и у либеральной прозападной буржуазии (Керенский и др).
    О большевиках и говорить нечего - они ниспровергали и уничтожали всё, близкое монархии и церкви. Воинствующие атеисты и материалисты, понятное дело, ни в какие сверх естественные способности исцелять и пророчествовать не верили,просто истребляли всё, что мешало их продвижению к неограниченной тоталитарной власти, в первую очередь убивая честных людей.
    А человек,способный исцелять молитвой - для большевицкой нечести,- как бомба. Вот ленинцы и предприняли всё, чтобы уничтожить всякую достоверную информацию о  положительных фактах из жизни Г.Е.Р. При этом они выудили из газет, да и сами присочинили  на Распутина океан грязи..Вообще эти верные ленинцы были мастера фабриковать ложные обвинения для физического уничтожения своих оппонентов..Оболгать дворянина,доблестного офицера первой мировой войны, священника, монаха - их "мёдом не корми": мастера были в нарушении и этой заповеди Христа ("Не возводи на ближнего своего свидетельства ложного").
    Грех блуда, в котором чаще всего обвиняют Г.Е.Р., был "модным" в обеспеченном российском обществе (оставим за скобками личную жизнь императора Александра 2 и отношения "папы" (Николая 2)с балериной Кшесинской,а победы на личном фронте и Берлускони и Саркази побуждают к ассоциативной экстрополяции..Прямо скажем: "молодцы - мужички венценосные").Ну да Бог с ними.
   Фильм Андрея Малюкова начинается с расследования "злодеяний Гришки Распутина", порученного неподкупному немцу- следователю никем иным, как самим главой Временного правительства - Керенским - фигурой омерзительной. На протяжении фильма ведётся направленное скрупулёзное выискивание зла в Григории. И ничего страшного в итоге не найдено...!
   Прекрасно показан разговор Распутина с Николаем 2 о предстоящей войне 1914 года. И зритель вдруг проникается мыслью, что неграмотный "странник-блудник", прямо вступившийся за простых мужичков ( чтобы их не посылать на смертную мясорубку  ) гораздо мудрее, прозорливее и по-христиански праведнее самогО Государя Императора Николая, не согласившегося с Григорием и всё-таки позволившим втянуть Россию в бойню, ставшую причиной и началом конца самодержавной России и дома Романовых.
     Этот фильм, представляется мне,- яркая страница сложного мучительного процесса восстановления правды о кровавой истории нашей родины. Это попытка осмысления ярких и позитивных моментов, таких как лечение приступов гемофилии у наследника, исцеление дочери Столыпина и позитивная оценка Распутиным его политики, чудотворение во славу Божию. Разумеется, в фильме присутствуют преувеличения, на то это и искусство. Но в наше время, даже после канонизации императора Николая(кстати, далеко не бесспорной!),когда уважаемые блюстители духовных ценностей явно романтически преувеличивают положительную роль помазанника Божия в российской истории,- огульное порицание тобольского старца-чудотворца представляется несправедливым. Так кто же так ненавидит старца, кому он мешает, кто в конце концов- его убийцы? Это многочисленные представители тогдашней фактической ВЛАСТИ: чиновничества, охранки, продажного генералитета, лицемеры и неофарисеи конторы усмирения - "Святейшего синода", олигархи - владельцы предприятий военно-промышленного комплекса  и т.д. Они чувствуют в Распутине идеологического конкурента. Он против развязывание мировой бойни. Он за простоту и правду и спокойную жизнь людей. А им и их английским и немецким  хозяевам, нанявшим их для предательства родины,- надо чтобы была война.. и надо во  что бы то ни стало забрать власть у императора. И вся эта продажная чиновничья, военная и буржуазная  сволочь в итоге принудит Николая отречься. И всё рухнет. Через полгода придут большевики - и Россия утонет в крови.
    В восьми серийной версии фильма особенно ярко и убедительно подчёркнута мысль об активном участии Англии в убийстве Распутина, поскольку старец со временем якобы  реально был способен повлиять на царя, отговорив Николая от дальнейшего бессмысленного кровопролития в  первой мировой войне.
   Таким образом, фигура Распутина, как некоего миротворца, пацифиста, противника всех войн,- приобретает здесь легендарный ореол не только потенциального и несостоявшегося(благодаря ошибке государя) спасителя России от ужаса революции, но и провидца, неудачно попытавшегося спасти миллионы россиян и саму династию Романовых от неминуемой гибели. Разумеется, это натяжка и отступление от исторической точности. Но почему бы не помечтать.
   В самом конце фильма Керенский спрашивает следователя, не нашедшего улик против старца, кто же такой Распутин. И немец Генрих Иванович  отвечает:  "Распутин русский человек. В каждом русском есть такой Распутин. Поэтому его не забудут".
   
      И наконец. Ещё одна  мысль, уже про другое. Но, думаю, - есть связь истории оклеветанного Распутина со сложившимся у современников и потомков мнением насчёт "нетрадиционной ориентации" величайшего композитора -Петра Ильича Чайковского.
       "Каждый судит со своей колокольни." Неудачи П.И. в семейной жизни,- отнюдь не свидетельствуют о том, что гений музыки воспринимал мужчин, как объект плотских утех в формате, близком нынешним геям. Эта сфера жизни просто Его не интересовала. Он был  вне этого, вне земного... был ближе к Богу, чем все мы можем себе вообразить! К несчастию люди склонны приписывать свойства своей собственной персоны персонажам истории, которым реально сами и "в подмётки не годятся".